выдвинутая ЮНЕСКО и широко обсуждаемая глобальная концепция развития образования, признающая учебную деятельность человека естественным элементом его образа жизни во всяком возрасте и провозглашающая право всех членов общества на качественное образование независимо от их пола, социального положения и уровня материального обеспечения. Особое внимание уделяется развитию образования взрослых, поиску путей реализации его приоритетной задачи — обеспечить человека пониманием жизни, знаниями и умениями, необходимыми для творческой и приносящей удовлетворение жизнедеятельности в современном обществе.
Обрисуем вкратце историю данного вопроса. Как известно, в марте 1990 г. в Джомтьене, Таиланд прошел Всемирный Форум по ОДВ. Представители 155 стран и 160 правительственных и неправительственных организаций, участвовавшие в работе Форума, приняли Программу действий, которая устанавливала четкие направления действий и меры по достижению целей ОДВ, принесли клятву к 2000 г. обеспечить всеобщее базовое образование для всех и одобрили «Всемирную Декларацию об образовании для всех». Провозгласив, что «Каждый человек – будь то ребенок, молодой человек или взрослый – должен иметь возможность получить образование и пользоваться его плодами», Всемирная Декларация об образовании для всех открыла собой новую страницу в развитии образования. Декларация возвестила о конце жесткой, рецептурной системы образования и начало эры гибкости системы, призвала все страны сделать свои системы образования соответствующими запросам потребителей, адаптированной к их нуждам и потребностям, культурным и историческим условиям обучающихся.
Джомтьенская Декларация – это всеобщая инициатива, которая является своеобразной точкой отсчета для правительств всех стран, ее подписавших, а также всех агентств и организаций, которые заинтересованы в базовом образовании.
В Джомтьене были определены следующие цели:
-Расширение дошкольного воспитания и развития
-Обеспечение всеобщей доступности начального образования
-Улучшение учебных достижений учащихся, обеспечение достижения 80% обучающихся в 14летнем возрасте необходимого уровня учебных достижений
-Снижение неграмотности взрослого населения
-Расширение предоставления базового образования и обучение важным навыкам молодежи и взрослых
-Расширение возможностей для отдельных лиц и семей получить знания, навыки и ценности, необходимые для повышения качества жизни.
В Джомтьене также было принято решение провести следующую встречу 10 лет спустя для того, чтобы посмотреть, какие успехи были достигнуты и что необходимо сделать дальше.
Две значимые вехи в данном промежутке времени:
Конференция в Аммане, Иордания через 5 лет. Здесь отмечалось, что был достигнут значительный успех, однако слабо развито информационное обеспечение проведенной работы, было принято решение о необходимости регулярного проведения более глубокой оценки и анализа ситуации.
Доклад Международной Комиссии по образованию для XXI в., который способствовал обеспечению целостного взгляда на образование, провозгласил необходимость четырех «китов» – учить учиться, учить делать дело, учить быть и учить жить вместе.
Апрель 2000 г. – Дакар, Сенегал, где была принята новая глобальная программа действий, предполагающая к 2015 г. удовлетворение потребности всех детей – из бедных семей, работающих детей, детей, не охваченных обучением, беспризорных, беженцев из районов вооруженных конфликтов, а также неграмотных взрослых – в начальном и базовом образовании. Образование должно стать главной целью развития общества, всего сообщества. Содержание образования должно быть направлено на воспитание общественных, гражданских ценностей – демократии, толерантности, миролюбия.
В Дакарских Рамках Действий особо подчеркивается, что «Основная работа по ОДВ осуществляется на страновом уровне».
Для Казахстана «образование для всех» (ОДВ) – концепция, активно реализуемая на современном этапе. Казахстан прямо не участвовал в подписании Джомтьенской Декларации, так как в 1990 г. был еще частью СССР. Поэтому до 1998 г. в нашей стране не предпринималось конкретных шагов по реализации положений названной Декларации. Хотя, безусловно, последовательно и успешно проводилась огромная масштабная работа по развитию и укрепления традиций отечественного образования, однако она не была связана с контекстом ОДВ. Впервые Казахстан включился в эту работу в преддверии Глобальной Оценки ОДВ, начиная с 1998–99 гг.
В РК поддержаны и реализуются те инициативы, о которых было заявлено на Всемирном саммите 2005 г.: способствовать осуществлению Дакарской программы действий («Образование для всех»), принятой на Всемирном форуме по образованию в 2000 г., как неотъемлемой части новых международных усилий в области развития. Республика подтвердила свою приверженность программе ОДВ и усилиям ЮНЕСКО по завершению работы над глобальным планом действий по достижению целей в области ОДВ и созданию основы для согласованных и взаимодополняющих действий многосторонних учреждений по оказанию помощи в работе на уровне конкретных стран. Эффективное управление, здравая политика и благоприятная организационная среда, акцент на качестве и признание ценности неформального и внешкольного образования лежат в основе эффективных образовательных систем, к которой стремится и наше молодое государство.