(9 марта 1845 – 23 сент. 1906) – рус. философ, социолог, журналист и писатель. В 60-х гг. изучал философию и юриспруденцию в Моск. и Петерб. ун-тах. Был близок к народнич. кружку ишутинцев, за что был выслан из Петербурга (1866). С конца 70-х гг. сотрудничал в народнич. журналах ("Мысль", "Рус. богатство" и. др.). Филос. взгляды О. эклектичны; в целом он – позитивист, полагавший, что представление о явлениях объективного мира "не т о ж д е с т в е н н о е объективной реальностью. Оно только с и м в о л и ч е с к и передает ее, но не i n s i c h и f ? r s i c h" ("История мысли", СПБ, [1901 ], с. 235). В социологии О. – поклонник Конта – был близок к либеральному народничеству, ратовал за сохранение общинного землевладения, выступал против материалистич. понимания истории. Он различал прогресс (под к-рым понимал сознат. осуществление "блага человека") и эволюцию (т.е. "...процесс смены явлений, определяемый внешними объективными признаками") (см. "Изложение и критика идей нео-марксизма", СПБ, 1899, с. 117). Исходным в этике О. считал чувство боли; усложняясь и эволюционируя, оно приводит к появлению желаний, относящихся к опытной нравственности; последняя подчинена внеопытной, или альтруистич., морали, являющейся критерием поведения человека. Соч.: Организм и "органич. теория", "Свет", 1879, No 2–3; Нравств. и обществ. чувства, там же, No 2; Теория Мальтуса и дарвинизм, там же, No 9; Что такое сознание?, "Мысль", 1880, No 1; Личность и прогресс, там же, No 2; Прошедшее и будущее философии, там же, 1881, No 9; Субъективный и объективный методы в социологии и их относит, значение, там же, No 10–11; Правда ли, что в мире нет ничего кроме движения?, там же, 1882, No 5; Свобода воли, "Рус. богатство", 1883, No 2; Что такое прогресс, там же, 1885, No 1–2; Мораль чувства и мораль долга, там же, 1888, No 9; Осн. ошибки совр. материализма и позитивизма, там же, 1890, No 1–3. Лит.: Плеханов Г. В., Несколько слов в защиту экономич. материализма, Избр. филос. произв., т. 2, М., 1956; Козлов A. A. (ред.-издатель), Философский трехмесячник, Киев, 1886, т. 1, No 2. Г. Корхова. Ленинград.
ОБОЛЕНСКИЙ Леонид Егорович
ОБОЛЕНСКИЙ Леонид Егорович
9(21).03.1845, Малоархангельск - 23.09(6.10).1906) - философ, социолог, журналист и писатель. В 60-е гг. XIX в. был слушателем Петербургского ун-та и Медико-хирургической академии (курс естественных наук), Московского ун-та (философии и юриспруденции). Естественно-научная и философско-правовая направленность интересов О. способствовала успеху его деятельности в качестве редактора журн. "Свет" (1878-1879), "Мысль" (1880-1881), "Русское богатство" (1882-1891), сотрудника журн. "Русская мысль", "Вопросы философии и психологии ". Мировоззренческую позицию О. можно определить как позитивистско-народническую. О либерально-народнических настроениях свидетельствуют его социологические воззрения: защита идеи общинного землевладения, трактовка прогресса как "нравственного обновления мира изнутри", обязательными условиями к-рого являются воспитание и просвещение, отсюда подчеркивание особой роли интеллигенции, необходимости формирования у нее чувства "органической связи" с народом как существенного фактора самобытного развития России. Что касается позитивизма, то О. эволюционировал от принятия в 60-е гг. взглядов О. Конта к его критике, попыткам создать собственную систему (80-90-е гг.), близкую к позициям эмпириокритицизма. Наиболее полно свои взгляды он изложил в "Истории мысли" (1901). Его "панфилософия" представляет один из вариантов идеалистически истолкованного спинозизма, объединенного с "монодуализмом" Грота. Созданная им концепция являлась примером критики материализма и идеализма с позиций, претендующих стать выше "бесплодных пререканий" данных направлений, ошибка к-рых, по его мнению, заключалась в "неправильной постановке вопроса". О. считал, что сам факт существования сознания требует допущения некоей мировой субстанции, в к-рой осуществляется синтез субъективного и объективного, полное слияние материи и духа в едином целом. Согласно его "панфилософии", "то, что материалисты называют материей, есть только объективная сторона мировой субстанции", но у "мирового бытия есть субъективная сторона". Исходя из утверждения о том, что "мы сами и весь мир состоит из одной и той же первоматерии", О. допускал возможность существования сознания не только в мировой субстанции, но и в "каждой точке этой субстанции", др. словами, несмотря на провозглашение монистического начала - "единой однородной материально-идеальной субстанции", О. оставался на позициях плюрализма. Разрывая в плюралистическом духе соотношение сущности и бытия, он признавал возможным познание лишь отдельных сторон явления, познание же сущности им отрицалось. Плюралистическая позиция проявлялась и в его социологических взглядах, основанных на механистическом представлении о множественности. Об-во с этой т. зр. есть совокупность личностей, а личность - совокупность физических, нравственных и умственных потребностей, отсюда общественный прогресс сужался до уровня "психологической ситуации", подменялся абстрактным морализированием. Достижение социального идеала представлялось как погружение во внутренний мир личности, воздействие на нее в смысле "наибольшей социальности". Органицизм во взглядах на об-во, свойственный О. в первый период деятельности, сменился интересом к теории "малых групп". Введение различия между прогрессом (сознательной реализацией "блага человека") и эволюцией (сменой явлений в силу действия объективных факторов) не имело существенного значения, т. к. "пружиной и самоцелью истории" объявлялась борьба за изменение потребностей индивидов. О. рассматривал мораль как совокупность правил, творимых "повелевающим началом", действующих автономно в сфере сознания. Источником нравственного сознания объявлялось чувство любви. Только с ее учетом, считал он, могут рассматриваться такие понятия этики, как счастье, долг, совесть, честь, входящие в этот высший нравственный принцип как его формальные признаки. В целом в статьях О. по этике отсутствует разработанная категориальная система, что представляет собой следствие эклектизма, а, в конечном счете, проявление плюралистического подхода.
Источник: Русская философия: словарь