Особая одежда, которую надевает православное духовенство для совершения литургических служб. Симеон Солунский писал: «иерей надевает священные одежды, которых считается семь, по числу семи действий Духа святого. Одежды эти следующие: стихарь, епитрахиль, пояс, нарукавницы, набедренник, фелонь или саккос и, наконец, омофор».
Существует два основных облачения, первое из которых – крестильная рубашка (подризник), которую носят во время литургии, поскольку она есть «риза спасения» – это белая одежда, символизирующая новое человечество Иисуса Христа и жизнь в Царстве Божием. Другое главное облачение духовенства – епитрахиль – длинная широкая лента, надеваемая вокруг шеи, как знак пастырства.
Дьяконы, священники и епископы во время службы надевают особые «манжеты», придерживающие рукава ризы, которые называются поручи. Также к облачению добавляется пояс, свидетельствуя о том, что Бог «опоясывает» своих служителей силой для совершения богослужения.
Каждой ступени духовенства присущи свои особые верхние облачения. Чтецы, иподьяконы и дьяконы носят стихарь – длинную одежду с широкими рукавами, которая представляет собой изукрашенную крестильную рубаху. Иподьяконы и дьяконы носят еще орарь, представляющий собой широкую ленту или шарф.
Священники поверх крестильной рубахи, епитрахили, поручей и пояса надевают фелонь или иначе – ризу – облачение, напоминающее плащ.
Епископы до XV века поверх фелони надевали как знак своего сана омофор. Но позднее они восприняли имперские знаки отличия и начали носить саккос (имперское облачение) и митру (имперская корона). Во время службы под ноги епископа укладывали орлецы – круглые коврики с изображением летящего орла, а в руках они держали жезл.
Священническое облачение имеет еще и специальные дополнения: набедренник – прямоугольный кусок ткани, и палицу – кусок ткани в виде ромба. Их носят сбоку, повешенными через правое и левое плечо.
Из головных уборов наиболее распространены камилавка – цилиндрический головной убор, и монашеская скуфья – остроконечная шапочка из ткани.