ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ,
одна из осн. разновидностей идеализма; в отличие от субъективного идеализма, считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.). См. Идеализм.

Источник: Советский философский словарь

Идеализм объективный
направление идеализма, представители которого утверждают первичность всеобщего, мирового, сверхиндивидуального сознания или бессознательного начала. Основоположником объективного идеализма считается древнегреческий философ Платон, представитель немецкой классической философии Г.В.Ф. Гегель.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Объективный идеализм
одна из осн. разновидностей идеализма. Признавая первичность духа и вторич-ность, производность материи, О. и., в отличие от субъективного, первоосновой существующего считает не личное, человеческое сознание, а некое объективное, потустороннее сознание — «абсолютный дух», «мировой разум» и т. д. Крупнейшим объективным идеалистом древности был Платон, а классическим представителем в новое время — Гегель. В совр. буржуазной философии О. и. представлен неотомизмом, персонализмом и др. течениями. О. и., как правило, сливается с теологией и является своеобразной философской основой религии.

Источник: Философский словарь. 1963

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ
одна из осн., наряду с субъективным идеализмом, форм идеализма. Исходя из признания первичности сознания и вторичности, производности материи, О. и. в отличие от субъективного идеализма за первооснову действительности принимает деперсонифицированное, надличностное универсальное духовное образование (идея вообще, абсолютный дух, бог, мировой разум). Гносеологический источник О. и. кроется в мистификации реальных отношений между мыслительными структурами и действительностью. Отторгая мыслительные структуры от познавательного процесса, О. и. выносит их вовне, противопоставляет человеку и наделяет самостоятельным онтологическим статусом. Получается, что не субъект, осваивая всеобщее, существенное, необходимое в действительности, формирует о ней понятия, а последние, изначально концентрируя все эти признаки, формируют действительность. Подлинные отношения ставятся с ног на голову. Наличие единого концептуального ядра не препятствует идейному ветвлению О. и. на многочисленные варианты, формы, определяемые различным истолкованием универсального духовного первоначала, к-рое может быть мировым разумом (панлогизм) или мировой волей (волюнтаризм), единой субстанцией (монизм) или ассоциацией праэлементов (плюрализм), логически постигаемым (рационализм) или алогичным (иррационализм) началом и т. д. Наиболее известные представители О. и.— Платон, Фома Аквинский, Гегель, Шеллинг, Санта-яна.

Источник: Философский энциклопедический словарь