ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ
ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ
(«De ofTiciis») — произведение Цицерона, созданное в 44—43 до н.э.; последняя, третья, книга была завершена Цицероном незадолго до его насильственной смерти. По замыслу и по исполнению трактат воспроизводит известные только по названиям одноименные произведения схолархов стоической школы, прежде всего Панетия, хотя в традиционную проблематику обязанностей Цицерон вносит множество своеобразных элементов, позволяющих охарактеризовать общий замысел этого произведения как синтез рим. системы ценностей с принципами морального учения стоицизма, выросшего на греч. почве. Центральное понятие этого сочинения honestum (пер. его как «высшее благо» воспроизводит только часть его семантики) отражает преимущественно реальности рим. общественной жизни: общественное признание, социальную значимость и одобрение, почет и славу, но актуализирует их в широком контексте греч. культурно-философской традиции, в к-рой они получают новое звучание, сливаясь в столь близкую Цицерону идею humanitas (человечности). «Высшее благо» складывается для человека из системы «обязанностей» (ofTicium) — некоторых обязательств по отношению к своим ближним (помощи, защиты). Характерно, что этим термином Цицерон очерчивает весь круг нравственно-ориентированных деяний: то, что стоики называют морально-совершенным, он определяет как «совершенную обязанность» (rectum, absolutum officium), в то время как стоическое начало «подобающего» (формально правильного поступка) является для Цицерона «средней», «общественной» обязанностью (medium, commune officium). Обязанности, о к-рых у него идет речь — это практические, повседневные правила нравственной жизни, приемлемые не столько для мудреца, сколько для человека «доброй воли» (vir bonus). «Высшее благо» обусловлено четырьмя источниками человеческой природы. Во-первых, вытекающим из исследовательского интереса стремлением к познанию вещей, чему соответствует добродетель разумения (prudentia), присущая преимущественно мудрецу. Воздавая ей должное, Цицерон подробно на ней не останавливается, зато начала, соразмерные практически-социальной жизни, оказываются в центре его внимания. Во-вторых, «естественной» тягой людей к сообществу с себе подобными, в к-рой реализуется свойственная людям от природы забота о себе и потомстве. Эта тяга находит свое выражение в добродетели справедливости (justitia), специфическая функция к-рой — воздаяние «каждому своего» (suum cuique), поддержание установлений общественной жизни. Вектор социальности в нравственных оценках оказывается для Цицерона важнейшим. Как общественная добродетель справедливость служит мерилом человеческих поступков: отказ от общественного служения рассматривается как порок, противоприродное стремление (1,9,29), и исключения из этого правила допустимы только для людей великой души, хотя, как подчеркивает Цицерон, высокие нравственные качества необходимы для государственного мужа не менее, если не более, чем для отрешенного от эмпирической жизни мудреца. Социальность для Цицерона — это природное свойство человека, и на ее основе формулируется нравственный императив: человек, следующий природе, не может вредить другому (3,5,25). Поэтому обман, эгоистическое стремление строить свою выгоду на ущербе для другого разрушают единство рода человеческого, они хуже, чем смерть, нищета, а самопожертвование, помощь как раз и выражают естественное начало в человеке. Стоический натурализм и космологизм позволяет Цицерону решать в рамках его мировоззрения острые моральные проблемы, в частности, преодолевать контроверсию благого и полезного: действительно полезное не может не быть и благим, при этом критерием различения двух утилитарных установок оказываются универсально-космологические мотивы, а большая социально-космическая значимость того или иного субъекта универсальной системы санкционирует и характер допустимых для него нравственных поступков. Мотив служения всеобщему — Космосу или res publica — является определяющим (им же оправдывается допустимость и необходимость насилия). Само же благо Цицерон вполне стоически определяет как высшую цель и предмет стремления сам по себе. В-третьих, мужеством (fortitudo), в к-ром выражается независимость духа, его способность к свободному самоопределению: дух подчиняется в ней только тому, что считает справедливым и законным или соответствующим своим интересам. Из этого вырастает величие души, преодолевающей свою страстную природу и презирающей человеческие установления, однако этот величественный порыв духа умеряется нормативностью нравственных начал: вне справедливости мужество не может рассматриваться как добродетель. В-четвертых, умеренностью (temperantia), определяющей своеобразный моральный такт в «поступках и речах». Именно трактат «Об о.» оказал большое влияние на развитие новоевропейской моральной философии и вплоть до И.Канта оставался одним из наиболее часто цитировавшихся классических античных текстов. Лит. : Цицерон М.Т. Трактат об обязанностях (о должностях) / Пер. Б. Волкова, [б.м.] Изд-во Академии Наук, 1761; Цицерон. Об обязанностях. М.: Наука, 1975; Утченко С.Л. Две шкалы римской системы ценностей // Вест, древн. истории. 1972. N° 4; Грималь П. Цицерон. М.: Наука, 1991; M.TuIli Ciceronis scripta quae manserunt omnia / Ed. R. Giomini. Leipzig: Teubner, 1975. А. Г. Гаджикурбанов
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001