О СВОБОДНОМ ВЫБОРЕ

Найдено 1 определение
О СВОБОДНОМ ВЫБОРЕ
(«De libero arbitrio») трактат Ансельма Кентерберийского (написан в 1080-1085), в к-ром сделана попытка теоретически последовательно провести аналогию между психологическими, лингвистическими и волютивными процессами. Ансельм оспаривает представление о свободной воле как о свободе выбора между грехом и добродетелью. Свободная воля Бога, к-рый есть высшее благо, не может грешить, поэтому способность грешить не относится к определению свободы выбора. «Ни свобода, ни часть свободы не есть способность греха». Сама способность грешить не есть ни свобода, ни несвобода: она уменьшает свободу воли, будучи прибавленной к ней, и увеличивает эту свободу, будучи отнятой у нее. Грех может совершиться трояким способом: а) через способность грешить, б) добровольно, в) на основании свободы выбора. Цель свободы выбора, принадлежащего только разумной природе, — в обеспечении правильности, или закона воли ради самой правильности. Воля, по Ансельму, двуосмысленна: она есть вместе и орган желания, находящийся в душе и обращенный на желание, и употребление воли, к-рая есть орудие, или работа желания. Воля, понятая как орган желания, — одна и та же при любом желании. Воля, понятая как работа, многосложна. Бог как податель мира может возвратить в ничто любую субстанцию, поскольку создал ее из ничего, но он не может отделить правильность от воли. Правильная воля есть праведная (правдивая, истинная) воля. Это та воля, к-рая хочет того же, что хочет Бог. По Ансельму, возвращение Богом разумному существу утраченную правильность воли — большее чудо, чем возвращение жизни самоубийце: принимая на себя добровольную смерть, человек не отнимает у себя то, что рано или поздно должно свершиться; но, утрачивая правильность воли, он утрачивает то, что ему дано изначально в силу благости и правильности воления Творца, т.е. то, что он должен сохранять. Отнимая у себя то, что должно сохранять, разумное существо становится рабом греха. Проблема, однако, заключается в следующем: поскольку и рабство и свобода находятся в воле (волею выбирается рабство и правильность, что есть свобода), то в какой мере можно говорить о свободе раба? Ансельм утверждает, что утративший правильность человек одновременно является свободным и рабом: он — раб, потому что не может уйти от греха, но он свободен, поскольку правильность воли ему дана, и он не может быть от нее отторгнут. Впасть в грех человек может благодаря внешней силе, но от правильности он может совратиться только сам по себе. На основании рассуждений Ансельма можно сделать вывод, что воля есть Августинов квадрат желания: если даже тебя понуждают к желанию совратиться с правильности, то ты должен еще пожелать само это желание. Заданность правильности не есть, по Ансельму, заданность необходимости, или рабства, поскольку эта заданность произведена благой свободной волей и есть сама свобода воли. Потому человек, удерживающий правильность, есть свободный. Рабом является тот, кто не может удержать правильность. Поскольку природа двояка: одна - нетварная, другая — тварная, то и свобода делится надвое по принадлежности разным природам. Одна принадлежит Богу как полноте свободы, другая — созданной природе как сотворенная и обретаемая. Сотворенная природа может сохранить или не сохранить правильность. От тех, кто сохраняет правильность, она может быть неотторжимой, а может отторгаться. Неотторжимая правильность свойственна только избранным разумным существам, оттого в идее выбора заложена идея избранничества. Отторжимая правильность может вернуться или нет в зависимости от степени желания. Сама возможность (и невозможность) вернуть правильность связана у Ансельма с идеей воздаяния. Тот порок, к-рый можно исправить, исправляется при жизни, но порок, к-рый человек хочет исправить, но не может, исправляется после смерти. Лит.: Ансельм Кентерберийскии. Соч. М.: Канон, 1995. С.С. Неретина

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001