О смысле и значении

Найдено 1 определение
О смысле и значении
«О СМЫСЛЕ И ЗНАЧЕНИИ» — статья немецкого математика и логика Готтлоба Фреге (Frege G. Uber Sinn unci Bedeutung // Zeitschrift fur philosophic und Philoso-phische Kritik. Bd. 100.1892. S. 25—50; рус. пер. в кн.: Фре-ге Г. Логика и логическая семантика. М., 2000. С. 220— 246), которая вместе с рядом других его статей («Функция и понятие», 1891; «О понятии и предмете», 1892; «Что такое функция», 1904, и др.) положила начало таким направлениям современной логики и логической семантики, как теория референции и теория дескрипции.         В своем первом труде (1879) — «Исчисление понятий» (см.) — Фреге провел различие между признанием истинности суждения и его содержанием, которое может оцениваться с точки зрения его истинности либо ложности. Впоследствии Фреге стал различать в содержании суждения (носителем которого является повествовательное предложение) его смысл — заключенную в нем мысль и его (предметное) значение, — истину либо ложь, которые стали трактоваться как особые абстрактные объекты — истинностные значения. В статье «О с. и з.» была развита — в применении к естественному (немецкому) языку — более общая концепция. Фреге стал различать языковые выражения (имена предметов и предложения, выражающие суждения), их смыслы и предметы как значения языковых выражений, к которым он отнес и истинностные значения.         В статье «О с. и з.» эти различения были детально проведены применительно к (собственным) именам — именам индивидуальных предметов, составляющих универсальную область — источник аргументов для функций, частным случаем которых являются понятия, или свойства, предметов и отношения между предметами. Отношение, существующее между именем (названием, знаком), именуемым предметом, и смыслом имени, Фреге описывал строго терминологически: имя «обозначает» (называет) предмет — значение знака; предмет обозначается знаком; последний несет в себе — «выражает» — некий смысл, который «задает» предмет — значение знака. К этой концептуально-терминологической конструкции восходит — не формулировавшаяся Фреге — схема «семантического треугольника», в которой имя выражает свой смысл и обозначает свое [предметное] значение.         С Фреге берет начало изучение категории «отношения именования» (называния) — со всеми (указанными Фре-ге) свойствами ее элементов: знак должен обозначать только один предмет (иметь единственное значение); смысл должен однозначно указывать на предмет — на значение знака как носителя данного смысла; смысл данного имени должен быть единственным; предмет может обозначаться разными знаками и поэтому его можно задавать, используя разные смыслы (так, имена «утрення звезда» и «вечерняя звезда», имеющие разный смысл, обозначают один и тот же предмет — планету Венеру). Знак может иметь смысл, но не иметь значения; подобная ситуация, по Фреге, недопустима в науке.         Фреге четко различал языковой и внеязыковой уровни рассмотрения. Языковые (знаковые) выражения он заключал в одинарные кавычки, записывая, например ´% = Q когда речь идет о знаковом выражении, и ?, = С,, когда предполагается равенство «предметов» ?, и С,. К предметам относится все, что не есть функция: эмпирические реалии, числа, геометрические объекты и пр., а также классы предметов (объемы понятий), классы классов и т.д.; предметами являются и истинностные значения; предмет есть все то, что не есть функция. Предложения (повествовательные) являются частным случаем собственных имен, а именно именами либо истины, либо лжи, а их смыслами являются мысли.         Смыслы, в частности мысли, объективны. Фреге придерживался точки зрения математико-логического платонизма: считал, что мысли не принадлежат ни (психологическому) миру человеческих представлений, ни реальному, внешнему миру. Как объективные сущности они составляют то, что Фреге назвал «третьим миром» (dritter Reich — третьим царством).         Фреге различал прямое и косвенное употребение языковых выражений. В статье «О с. и з.» известный еще Лебницу принцип взаимозаменимости (salva veri-tate), сохраняющий истинность суждений, Фреге использовал для анализа сложноподчиненных предложений, показав, что их значением в случае косвенного употребления становится не истина либо ложь, а то, что при их прямом употреблении было бы мыслью. Таким образом, он фактичеки указал на «антиномию отношения именования», возникающую в случае, когда косвенное употребление рассматривается как прямое, что может из истины породить ложь.         С фрегевской концепцией смысла и значения связан ряд вопросов, которые либо остались вне внимания Фреге, либо не получили у него четкого ответа. В их числе неясность относительно смысла и значения понятийных выражений и неявно содержавшаяся в построении Фреге возможность неограниченной итерация смыслов (т.е. проблема истолкования смыслов от смыслов).         Идеи, содержавшиеся в статье «О с. и з.», породили ряд направлений логико-семантических исследований. Среди них проблема истолкования смысла неописательных собственных имен, а также (определенных) дескрипций, рассматриваемых в связи с антиномией отношения именования (Рассел); анализ отношения обозначения (референции), а также понятий экстенсионала (денотата, дезигната, референта) и интенсионала (концепта) — аналогов фрегевских значения и смысла (Карнап); связанные с косвенными контекстами вопросы, касающиеся эпистемичеких модальностей и построения «логики знания» и «логики веры»; проблематика учета в логике контекстов языковых выражений; проблема построения «логики содержания» (интенсиональной логики); вопрос об учете в логике и логической семантике таких «нефрегевских» свойств предложений (суждений), как их «внелогическая» окраска (коннотация — в отличие от денотации). Вся эта проблематика входит ныне в аналитическую философию и философию языка, поэтому Фреге иногда называют одним из основоположников этих направлений. Подобный взгляд, однако, упрощает картину развития логики и логической семантики, так как эти направления имеют отчетливо выраженный позитивистский характер, в то время как Фреге придерживался несовместимой с позитивизмом «реалистически-платонистской» онтологии.         Б.В. Бирюков         Лит.: Бирюков Б.В. Готтлоб Фреге: современный взгляд // Фреге Г. Логика и логическая семантика. М., 2000; его же. В логичеком мире Фреге // Т а м же; Thiel Ch. Sinn und Bedeutung von Gottlob Frege. Meisenheim am Glan, 1965; Dummett M. Frege. Philosophy of Language. 2-nd ed. Cambridge, Mass., 1981; KreiserL. Gottlob Frege. Leben — Werk — Zeit. Hamburg, 2001.

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
334.79 кб

О значении и смысле

Домбровский Борис Тарасович
Предпринята попытка различения понятий значения и смысла с точки зрения онтологии. Утверждается, что различие введенных Г.
Читать PDF
311.18 кб

Смысл по ту сторону значения

Рыбаков Всеволод Вячеславович
В статье дается характеристика реальности смысла в рамках коммуникативной сферы общества, проводится различие между смыслом и значением. Анализируя идеи Х.У. Гумбрехта и Ф.Р.
Читать PDF
139.86 кб

Смысл и значение в медиакультуре

Ноговицын Никита Олегович
В статье анализируются особенности построения образа и выражения сюжета в современной медиакультуре. Анализ проводится на материале теории смысла Г. Фреге и теории медиакультуры Н. Лумана.
Читать PDF
379.10 кб

Значение и смысл политических символов

Бабайцев Андрей Владимирович
Статья посвящена исследованию соотношений семиотических понятий "значение" и "смысл", которыми обладают политические символы. Автор доказывает их нетождественность.
Читать PDF
397.37 кб

Понятие явления у Канта: смысл и значение

Комаров Сергей Владимирович
Читать PDF
117.76 кб

Смысловые и ценностные значения церемониала

Бажанова Анна Игоревна
В статье рассматривается вопрос смыслового и ценностного значения ритуала. Автор сравнивает ритуал и игру. Ритуал определяется как социальное и современное действие.
Читать PDF
865.55 кб

Значение как центральная тема в философии смысла

Черкесова К.И.
В статье дается трактовка понятиям "смысл" и "значение" в философском дискурсе, рассматривается их общность и различие, а так же проблематика их исследования.
Читать PDF
1.25 мб

Мировоззренческий смысл и значение категории субъекта

Абульханова Ксения Александровна
Обсуждаются наиболее проблематичные области психологической науки, которыми, по мнению автора, являются проблемы субъекта и личности, сознания и мышления личности.
Читать PDF
666.68 кб

К теории музыкальной семантики: значение, смысл, символ

Тараева Галина Рубеновна
Рассматривая возможность интерпретации музыкальной семантики через смысловые и символические слои музыкального текста, автор статьи объясняет релятивность музыкального значения мобильностью семантической конвенции в историко-культ
Читать PDF
144.76 кб

Роль категорий «Значение» и «Смысл» в организации обучения

Сторчак Олег Григорьевич, Мирошниченко Т. О.
Читать PDF
1.15 мб

Панофский, Гомбрих и смысл значения в искусстве и иконологии

Ванеян Стефан
Э. Панофский, признанный отец иконологии — не просто нового метода семантического анализа, а новой концепции науки об искусстве, прошел путь идейного развития от немецкоязычных и неокантианских текстов 30-х гг.
Читать PDF
230.41 кб

Смыслы и значения традиционных обрядов в практике психотерапии

Климова Е. А.
В статье описываются смыслы и значения, которыми наделены некоторые традиционные народные ритуалы и обряды.
Читать PDF
130.17 кб

Смысл и значение службы в органах внутренних дел как призвания

Н.В. Сердюк
В статье анализируются основные категории педагогики понимания в управлении органами внутренних дел смысл и значение, которые рассматриваются в контексте служебной деятельности, понимаемой как призвание
Читать PDF
13.13 мб

О смысле бытия и значениях сущего: историко-философские разыскания

Гагинский Алексей Михайлович
Задача данной статьи заключается в том, чтобы прояснить онтологическое различие, используя материал истории философии, а также наметить некую границу, за которую нельзя возвращаться, говоря о бытии.
Читать PDF
691.22 кб

Мифология финно-угорских народов Евразии как система смыслов и значен

Лангинен Алексей Владимирович