О методах

Найдено 1 определение
О методах
«О МЕТОДАХ» — трактат Джакомо Забареллы (Zab-arella Jacob. De methodis), впервые опубликованный в 1578 г. в Венеции. Забарелла, пожалуй, самый видный представитель итальянского аристотелизма, разрабатывает теорию метода, альтернативную как схоластической, так и гуманистической концепции метода. Как отмечает в начале своего трактата Забарелла, термином «метод» греки обозначали, как правило, путь, или переход, от чего-либо к чему-либо (transitus ab aliquo ad ali-quod). В настоящее же время методом называют не всякий путь, а только тот, который совершается нашим духом, познающим вещи. Под методом в широком смысле этого слова Забарелла понимает приобретенную логическую способность, или свойство нашего ума, служить инструментом для познания вещей (Наес igitur ample sump-ta methodus nihil aliud esse videtur, quam habitus logicus, sive habitus intellectualis instrumentalis inserviens ad rerum cognitionem adipiscendam) (De Meth., lib. 1, cap, 2, p. 135).         В противоположность рамистам (см.: «Основания диалектики»), которые отождествляли метод (methodus) и порядок (ordo), он противопоставляет эти понятия; а точнее, метод в широком смысле слова он делит на порядок и метод в узком и собственном смысле этого слова (De meth., I, 3, p. 138). Порядок располагает отдельные части знания определенным образом, метод же, опираясь на вывод, ведет нас от известного к познанию неизвестного (Methodus vero non disponit scientiae partes, sed a noto ducit nos in cognitionem ignoti inferens hoc ex Ш о ) (De meth., 1, 3, p. 139). Для Забареллы метод — это аргументация. Он всегда является методом доказательства (De meth., I, 8, p. 149). Напротив, порядок — это расположение (disposi-tio) материала познания с целью облегчения обучения: материал знания упорядочивается в соответствии со степенью его известности. В порядке излагается то, что было получено с помощью метода. Только метод является инструментом познания и только он способен гарантировать его достоверность. Порядок же ограничен сферой обучения и имеет дело с тем, что уже познано (De meth., I, 8, p. 150). Но и порядок обучения (ordo doctrinae) у Заба-реллы не соответствует, как у томистов, порядку вещей (ordo rerum) и представляет собой инструментальное свойство нашего ума, с помощью которого мы учимся согласовывать части каждой области знания (habitus instru-mentalis..., quo docemur cuiusque disciplinae partes conven-inter disponere) (De meth., 1, 4, p. 140). Как и метод, порядок обозначает не существующий порядок природы (ordo naturae), а способ упорядочивания знания.         Определение метода как такого инструмента нашего мышления, с помощью которого мы, исходя из известного нам, познаем неизвестное, существенным образом расширяет функции доказательства даже по сравнению с ортодоксальным аристотелизмом. Аристотель, как известно, рассматривал доказательство преимущественно как средство обучения, а открытие нового относил к прерогативам диалектического метода. Характеристика метода как приобретенной способности логически мыслить (habitus logicus) также способствовала расширению сферы действия логики и укреплению ее позиций. Методы частных наук Забарелла рассматривает как «прикладную логику». К таким прикладным и частным методам Забарелла относит и метод математики (De meth., 1,2, p. 125). Более того, он указывает, что математический анализ не ведет от известного к познанию неизвестного, а скорее наоборот ведет от неизвестного к более известному, поэтому доступен лишь специалистам и методом в строгом смысле этого слова не является (De meth., Ill, 18, p. 267).         Данное Забареллой определение метода существенным образом сужает его рамки. Из понятия метода исключаются такие логические операции, как определение и деление, поскольку они не ведут к приобретению новых знаний (De meth., 1,13, p. 251; II, 4, p. 170; III, 7, p. 235). Три части галеновского метода (анализ, синтез и определение) он сводит к двум: анализу и синтезу. Метод в собственном смысле этого слова, согласно Забарелле, следует двум порядкам: аналитическому (ordo resolutivus) и синтетическому (ordo compositivus) (De meth., II, 2, p. 167). Ordo compositivus идет от первых принципов и простейших вещей к сложным. С его помощью упорядочивают содержание теоретических дисциплин, объекты которых имеют необходимый характер, таких как метафизика, математика и физика (De meth., I, 2, p. 3). Изложение же практических дисциплин, объекты которых носят случайный характер и которые не являются науками в полном смысле этого слова (De meth., II, 7, p. 182), происходит аналитически. Принципы здесь не даны, их предстоит только отыскать путем разложения фактов на их элементы. Ordo resolutivus идет от цели к средству, от более сложного к более простому, от следствий к причинам, от фактов к принципам. Но и здесь мы идем от более известного к менее известному.         Таким образом, подлинно доказательным методом у Забареллы является синтетический: он в большей степени соответствует «естественному порядку вещей» (ordo rerum naturalis), анализ же оказывается подчиненным синтезу и в некотором смысле противостоит ему (De meth., I, 6, p. 142). Аналитический метод характерен для логики, которая, хотя сама и не следует ordo natu-ralis, конституирует тем не менее методы всех наук. Анализ должен привести к принципам, которые для Заба-реллы являются одновременно принципами бытия и познания (De meth., И, 5, р. 179). Однако резолютивный метод пытается вывести причины из следствий не для того, чтобы остановиться на познании причин, а чтобы затем из причин познать следствия (De meth., Ill, 18, p. 267). Целью демонстративного (синтетического) метода является совершенная наука, в которой познание вещей (следствий) осуществляется на основании знания причин. При этом здесь не возникает круг, ибо речь идет о разных следствиях: аналитический метод исходит из «смутного познания» (cognitio confusa), тогда как синтетический приводит к «отчетливому познанию» (cognitio distincta) следствия, а именно к познанию их причин.         В синтетическом методе Забарелла выделяет два метода доказательства: «доказательство как таковое» (dem-onstratio propter quid) и «самое мощное доказательство» (demonstratio potissima). Только последний метод способен познать, что собой представляет вещь. В резолютивном методе он выделяет demonstratio quia, которое он называет также demonstratio signi (a signo) (доказательство из признака), demonstratio ab effectu (доказательство из следствия) и inductio demonstrativa (доказательная индукция). С помощью индукции отыскиваются только такие принципы, которые известны «естественным образом», а известным естественным образом Забарелла называет то, что мы воспринимаем чувствами (De meth., Ill, 1 9, p. 270). Индукция идет от частного знания к общему, но доказательная индукция движется в сфере необходимого, поэтому ей нет надобности охватывать все случаи. Забарелла считает, что достаточно некоторых случаев, чтобы сделать вывод о необходимой связи причины и следствия и распространить ее на все остальные случаи. Этот вид индукции ведет к самоочевидным принципам, тогда как первый вид доказательства ведет к обнаружению неизвестных принципов (De meth., Ill, 4, p. 230).         Благодаря аналитической редукции данного к принципам, осуществляемой с помощью этих разновидностей резолютивного метода, связь основания и следствия познается уже не смутно (confuse), а отчетливо (dis-tincte). Оба метода (и композитивный, и резолютивный) идут от того, что нам лучше известно, к тому, что нам менее известно. В резолютивном методе мы движемся от следствий к причине, — от того, что в онтологическом плане является «последующим» (posterior), к тому, что ему «предшествует» (prior) (De meth., 1,17).         Хотя теория науки у Забареллы (а логику он не относит к науке) по своей сути глубоко эмпирична, (для него нет принципиальной разницы между наукой и ее предметом (res), — это два способа рассмотрения одного и того же предмета: in anima (в душе) и extra animum (in esse reale) (вне души, в реальном бытии) (De meth., II, 7, p. 183); она оказала сильное влияние не только на эмпиристскую, но и на рационалистическую методологию. Это влияние мы обнаруживаем и у Галилея, и у Лейбница, и даже у Декарта, методологические взгляды которого формировались преимущественно в рамистской среде.         СП Секундант         Лит.: Zabarella Jacob. De methodis // Zabarellae Jacobi. Opera logica. Hrsg. von W. Risse. Hildesheim, 196 6.

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

«Превратить инстинктивное чувство в обдуманный критерий»: Анненский и Уайльд о методах литературной

Чернаков И. Э.
В статье отмечается воздействие Оскара Уайльда на русскую литературную критику начала XX века, а также сопоставляются первая «Книга отражений» Анненского и статьи английского автораThe author of the article marks Oscar Wilde's inf
Читать PDF
0.00 байт

Нильс Бор о физических методах исследования процессов в живых организмах (исторический аспект)

Шевченко Елена Викторовна, Коржуев Андрей Вячеславович
В статье анализируются взгляды известного физика ХХ-го столетия Н. Бора на проблему возможности применения физических методов при исследовании живой природы.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о методах изложения (способах линейного развертывания) системы философских категорий

Джахая Леонид Григорьевич
Читать PDF
0.00 байт

Методология науки как наука о методах познания

Морозова Надежда Михайловна
В статье анализируется проблема содержания методологии науки как учения о методах познания.
Читать PDF
0.00 байт

Средневековая философия о лакунах и методах их элиминации

Данильченко Т.Ю., Гриценко В.П.
В статье рассматривается феномен лакунарности в средневековой философии. Анализируются когнитивные и институциональные формы и методы элиминации лакун в контексте развития средневековых форм знания.
Читать PDF
0.00 байт

Концепция моральной рациональности в "Методах этики" г. Сиджвика

Артемьева Ольга Владимировна
Читать PDF
0.00 байт

Артур Шопенгауэр о наукометрии и индексе цитирования как о методах инновационного преобразования нау

Креймер Михаил Абрамович
Предложено РИНЦ рассматривать как модель построения трансцендентного метода в науке и образовании. Регистрируемая статистика накопления и использования статей (публикаций) на портале eLIBRARY.
Читать PDF
0.00 байт

«DIE VOLLKOMMENSTE STIMMUNG»: НОВАЛИС О ЦЕЛЯХ И МЕТОДАХ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ

Максимов Борис Александрович
В отличие от многих выдающихся философов XVII и XVIII столетия, Новалис не был озабочен поиском объективной «истины».
Читать PDF
0.00 байт

Метод и время статья первая. Слова о методах vs слова о вещах

Мартынов Владимир Анатольевич
Методологический радикализм существует давно. Но его новейшее бытие качественно отлично.
Читать PDF
0.00 байт

Предметное поле и функциональное предназначение метода моделирования (как метода изучения нового эко

Петинова Оксана Борисовна
В статье автор уделяет внимание рассмотрению особенностей метода моделирования в контексте методологии изучения нового экономического человека.
Читать PDF
0.00 байт

ДО И ПОСЛЕ МЕТОДА: ОБЗОР КНИГИ ДЖ. ЛО "ПОСЛЕ МЕТОДА: БЕСПОРЯДОК И СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ"

Кокарев Константин Павлович
Читать PDF
0.00 байт

«Исследование» и «Открытие» у Гераклита: рождение философского метода

Вольф Марина Николаевна
В статье обосновывается создание Гераклитом философского метода «исследования (didzesis)», хорошо известного как zetesis в классическую и позднеантичную эпохи.
Читать PDF
0.00 байт

Характер современной науки и проблема метода

Никитина И. В.
Рассматривается проблема развития современной науки как науки нелинейной и мозаичной, соответствующей «парадигме лазера».
Читать PDF
0.00 байт

Рацио науки и генезис метода

Богатырева Елена Дмитриевна
Эта работа представляет опыт обсуждения некоторых методологических вопросов в контексте ведущегося сегодня диалога науки и религии.
Читать PDF
0.00 байт

О соотношении метода и предмета исследования во внерациональной сфере

Туркулец А. В.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Схоластический метод анализа философских проблем. Понятие схоластического метода

    Схоластика возникает и развивается как религиозная философия, стремящаяся осмыслить прежде всего реалии религиозного опыта и христианского вероучения. Главным предметом анализа в схоластике яв
  • Против метода. Очерк анархистской теории познания

    «ПРОТИВ МЕТОДА. ОЧЕРК АНАРХИСТСКОЙ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ» — труд американского философа Пола Фейерабенда, в котором дана серьезная критика всех рационалистических концепций философии науки и предлож
  • Проблема философского метода и критерия знания в античности

    Еще в «Тимее», завершенном между второй и третьей поездками в Сицилию, мы видим, что проблема изложения своего взгляда на мир решается в чисто литературном плане: Платон оговаривает, что он предлаг
  • Декарт: основные правила научного метода

    В ранней работе «Правила для руководства ума» описано много правил-принципов. А в «Рассуждении о методе» они обобщены, сведены в четыре основных правила метода. Правила эти, считает Декарт, просты
  • ПРОТИВ МЕТОДА

    Against Method. Outline of an Anarchistic Theory of Knowledge", 1974) - программное сочинение Фейерабенда, в котором излагается его позиция эпистемологического анархизма. Работа посвящена Лакатосу и первоначально задумывалас
  • Мышь созданная методами генной инженерии

    В 1988 г. Патентное ведомство США выдало патент на генетически измененную мышь — первый патент на создание животного. Мышь была генетически изменена, чтобы помочь при исследованиях раковых заболев