О ГУМАНИЗМЕ

Найдено 1 определение
«О ГУМАНИЗМЕ»
Uber den Humanismus), «Письмо о гуманизме» (1946) — развернутый ответ М. Хайдеггера французскому философу Жану Бофре, который в связи с эссе Ж.-П. Сартра «Экзистенциализм есть гуманизм» (1946) спрашивал о перспективах обновления этого понятия. Хайдеггер писал о том, что нет надобности возрождать стершийся «изм». Античный, ренессансный, постхристианский этический гуманизмы замыкает человека в рамках выстроенной им системы. Они упускают, что человек — не сумма животного и разумного начал и не метафизический конструкт, именуемый личностью (индивидом). Он впервые осуществляется в экзистенции, выступании в истину бытия, которая требует от человека, чтобы он хранил ее, чтобы в ее свете сущее явилось как оно есть. Бытие расположено к человеку, вызывает его своей открытостью и так или иначе получает ответ. В нем поэтому начало речи. Язык — дом бытия и жилище человека. Человечность коренится не в нашем телесно-душевном устройстве, а в принятии нами дара бытия. Его событие — начало истории. Близость бытия приоткрывается как та родина, на чьем просторе присутствует или отказывает в своем присутствии Бог. Бездомность современного человека создана его блужданием вокруг метафизических представлений о самом себе. Человек в своей истине не господин сущего, покоритель планеты, а сосед и пастух бытия. Мир — не объект глобального планирования, а чистая трансценденция. Наше неотъемлемое бытие-в-мире означает, что горизонтом нашей деятельности в конечном счете оказывается истина бытия, и только она. Поэтому самое действенное дело — мысль, помнящая о мире как исходном измерении бытия. Этика и онтология, практика и теория оказываются в свете бытийной мысли поздним различением. От биологизма, прагматизма, от ценностно-этического гуманизма мысль должна возвратиться к простейшему и ближайшему. Такое возвращение опаснее, чем метафизические воспарения; не будучи сущим, бытие с точки зрения последнего неотличимо от ничто. Вместе с целительным в его просвете сразу появляется злое. Для стояния в истине нет правил, опыт приходит только в самом риске (авантюре) мысли, захваченной бытием, дающей ему слово и участвующей так в событии истины. Мыслители и поэты, принадлежа истине бытия и оберегая ее, оставляют неприметный, но нестираемый след в языке. Русский перевод В. В. Бибихина.— В кн.: Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
Изд.: 1-е изд. — Heidegger M. Platons Lehre von der Wahrheit. Mit einem Brief uber den Humanismus. Bern, 1947, S. 53—119. Окончательный, слегка измененный текст: Heidegger M. Uber den Humanismus. Fr. /M., 1975.
В. В. Бибихин

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

О гуманизме. Опыт понимания Хайдеггера

Ненашев М. И.
Читать PDF
0.00 байт

Экзистенциализм Ж. -П. Сартра и экзистенция М. Хайдеггера: два представления о гуманизме в европейск

Беспечанский Юрий Васильевич
В статье предпринята попытка выявить отличия представлений о человеческом бытии в двух ключевых философских системах европейской философии ХХ века. Автор показывает, что в экзистенциализме Ж.-П.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу об экологическом гуманизме

Рубанова Елена Витальевна
Актуальность работы обусловлена необходимостью исследования экологического сознания и формирования гуманистического отношения к Природе в условиях постиндустриального состояния общества.
Читать PDF
0.00 байт

О философии В. И. Вернадского, гуманизме и антропоцентризме

Желобов Андрей Петрович
Феномен В.И. Вернадского рассматривается в границах естественнонаучной ветви философии «русского космизма». Анализируется проблема гуманистической и антропоцентрической интерпретации мировоззрения ученого.
Читать PDF
0.00 байт

Концепция образования в натуралистическом гуманизме Просвещения

Резванова Лариса Анатольевна
Эпоха Просвещения неизменно привлекает исследователей самых различных сторон этого уникального и на редкость многогранного культурно-исторического явления.
Читать PDF
0.00 байт

Дискуссия о гуманизме: Ж. П. Сартр и М. Хайдеггер

Иванова Светлана Вениаминовна
Читать PDF
0.00 байт

«Биофильная» концепция человека в неоклассическом гуманизме: инновационные подходы

Яныкина А.Н., Меньчиков Г.П.
В статье представлены инновационные подходы, в рамках которых анализируется антропологическая проблематика неоклассического гуманизма в условиях постнеклассической культуры.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о современном гуманизме

Дараган Наталья Демьяновна
Основные формы современного гуманизма светский и религиозный. В настоящее время светский гуманизм приобретает глобальный характер. Он выступает как культурно-просветительское движение и как система идей.
Читать PDF
0.00 байт

О гуманизме эпохи Возрождения

Дараган Н.Д.
Гуманистические концепции создавались в разные времена во многих странах мира. Понятие гуманизма в определенных исторических ситуациях наполнялось конкретным содержанием.
Читать PDF
0.00 байт

ЕЩЕ РАЗ О ЧАСТНОСТЯХ, АХЕМЕНИДАХ И ГУМАНИЗМЕ

Зыгмонт Алексей Игоревич
Читать PDF
0.00 байт

Постантропоцентрический антигуманизм против другого гуманизма как гуманизма другого

Тлостанова Мадина Владимировна
В статье представлен сравнительный анализ преимущественно западного постантропоцентрического антигуманизма в его основных проявлениях реактивном, технократически-апологетическом и критическом и незападного гуманизма как реитерации
Читать PDF
0.00 байт

Вектор движения: гуманизм - постгуманизм - трансгуманизм - техногуманизм - гуманизм

Яковлева Елена Людвиговна
Объектом исследования статьи становится анализ понятий гуманизм, постгуманизм, трансгуманизм и техногуманизм. В результате автор приходит к выводу, что в условиях современных кризисов и рисков необходимо возрождать гуманизм.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о новых философских основаниях гуманизма

Сергеев В. К.
Представлено новое направление философских поисков для определения понятия «гуманизм». Новые философские основания гуманизма позволят выработать обновлённое видение отношений человека, общества и природы.
Читать PDF
0.00 байт

Философия гуманизма и гуманизация образования

Сергеев В. К.
Представлена попытка нового понимания гуманизации образования. В соответствии с разрабатываемой автором концепцией постгуманизма предлагается новый взгляд на образовательный процесс современного общества.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о типологии гуманизма

Пастушкова О. В.
В статье дается философский анализ трех основных разновидностей гуманизма: классического, пости трансгуманизма. Автор исследует проблемы и противоречия каждого типа гуманизма и прогнозирует его будущее развитие

Похожие термины:

  • ГУМАНИЗМ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА

    книга Левинаса ("Humanisme de lautre homme", 1973), в которую включены три его автономные работы: "Значение и смысл", "Гуманизм и безначалие", "За пределами самоидентичности". Основным мотивом данной работы выступа
  • Христианский гуманизм и просветительство Эразма Роттердамского

    В развитии гуманистического движения в Англии большую роль сыграл кружок Джона Колета (ок. 1467—1519), образовавшийся в Оксфордском университете. В этом кружке сложилась программа так называемого хр
  • У истоков гуманизма. Гуманистическая философия

    В странах Западной Европы огромный прогресс культуры в эпоху, давно именуемую эпохой Возрождения, или Ренессанса (от (pp. Renaissance), приходится на последние столетия средневекового феодализма, на XV-XVI
  • ГУМАНИЗМ

    от лат. humanus – человечный) – мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности отношений между людьми, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоин
  • Хайдеггер о проблеме гуманизма

    В знаменитом "Письме о гуманизме" (это подготовленный для публикации в 1947 г. текст письма французскому философу Жану Бофре - в связи с появлением в 1946 г. брошюры Ж.-П. Сартра "Экзистенциализм и гумани
  • ГУМАНИЗМ В XIX - ХХ ВВ

    - Старый светский гуманизм теоретически был похоронен К.Марксом, Ф.Ницше и З.Фрейдом. Маркс писал о ложных формах сознания, заполонивших сознание человека как социально деформированного существа
  • ГУМАНИЗМ ХРИСТИАНСКИЙ

    разновидность христ. идеологии и религ. антропологии. Складывается во вт. пол. 19 в. как результат союза буржуазии и церкви перед лицом растущего революц. движения, как следствие отказа буржуазии от
  • ГУМАНИЗМ ИНТЕГРАЛЬНЫЙ

    - христианский гуманизм Ж.Маритена, защищавшего идею, что человека (существо сотворенное) не следует ни отрицать во имя Бога, ни утверждать вопреки Богу, но он должен быть "восстановлен в Боге": "Сотв
  • Интегральный гуманизм Ж. Маритена

    Философия человеческой личности и свободы Ж. Маритена - это часть его концепции, тесно связанная с философией истории. В свою очередь философия истории Маритена играла значительную роль в предпри
  • Секуляризм, Секулярный гуманизм

    (Secularism, Secular Humanism). Образ жизни и мысли, в к-ром нет места Богу и религии. Латинский кореньsaeculum означает "поколение", "век человеческий" или "столетие", "век". Поэтому слово "секулярный" стало означать "пр
  • ГУМАНИЗМ, в широком смысле

    исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерие
  • ТРЕТИЙ ГУМАНИЗМ

    нем. der Dritte Humanismus) — идейное движение в Германии 20-х — 30-х гг. 20 в., возникшее по инициативе и под влиянием трудов В. Йегера и ставившее своей целью превращение системы духовных ценностей, унаследован
  • ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ГУМАНИЗМ

    понятие современной социологии и теории управления, обозначающее одну из новейших доктрин, положенных в основу институциональной и организационной культуры в эпоху развития и внедрения высоких