НЬЮТОН Исаак

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Ньютон, Исаак
1642-1727) - величайший ученый нового времени, один из изобретателей анализа бесконечно малых величин и основатель современной теоретической механики. Открытый им закон всемирного тяготения, послуживший основой для всего дальнейшего развития астрономии, является одним из высших обобщений естественно-научной мысли. Из других открытий Ньютона особенно важно разложение солнечного луча на цветной спектр, положившее начало целому ряду новых научных дисциплин. /Т. 20/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

НЬЮТОН ИСААК
(1642-1727)-гениальный английский физик и математик, наряду с Лейбницем (см.) изобретатель дифференциального и интегрального исчисления, создатель первой научной физической теории (1687), первооткрыватель закона всемирного тяготения. Придавал основополагающее значение единству математики и физики. По Н., математика заимствуется извне посредством абстрагирования от некоторых черт физических явлений, а после этого она делает возможной теоретическую механику. Только таким путем можно пробиться к физической истине. См. ньютонова механика.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

Ньютон Исаак
1642-1727) - английский физик, астроном, математик, основоположник классической и небесной механики. Открыл три основных закона механики, выражающих зависимость между силой, движением и ускорением, а также закон о зависимости силы тяготения между массами от расстояния между ними. Ньютоновские представления господствовали в научных и философских взглядах на мир более 200 лет. Теории относительности Эйнштейна (1879-1955) изменили некоторые фундаментальные понятия учения Ньютона, особенно по отношению к движению элементарных частиц внутри атома.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

НЬЮТОН Исаак
1643-1727) - англ. физик и математик. Опираясь на сформулированные им законы классич. механики и закон всемирн. тяготения, разработал теорию движения небесных тел, завершил формирование гелио-центрич. системы, создал первую науч., механич. картину мира, к-рая разрушала религ. картину мира и способствовала развитию науки и материалистич. философии. Ограниченность механистич. материализма обусловила признание Н. «первого толчка» как причины появления мира, но он «запретил» богу «всякое дальнейшее вмешательство в свою солнечную систему» (Маркс К., Энгельс Ф., т. 20, с. 515). Н. обосновывал автономию науки, неортодокс. трактовку ряда библ. пророчеств.

Источник: Атеистический словарь

НЬЮТОН ИСААК
1642-1727). Высшим достижением научной революцииXVI-XVII в.в. является научное творчество. В «Математических началах натуральной философии» он подвел итоги столетнему становлению естествознания и представил  математико-физическую  теорию  движущейся  материи,  т.е.  была предложена универсальная математическакя концепция архитектуры мироздания. Его тезис «гипотез я не измышляю», направленный против рационализма Р.Декарта, утверждал значение математического описания неизвестных явлений. Главный упрек в адрес картезианцев (последователей Декарта) сводился к тому, что они не обращались в должной мере  к опыту, конструировали «гипотезы»,«обманчивые предположения» для объяснения природных явлений. Основаниями классической механики, имеющими большое значение для дальнейшего развитиянауки, являются принципы о простоте и единообразии природы, об абсолютном времени  и  пространстве,  о  наличии  у  материи  фундаментальных  физических свойств. В своей знаменитой работе Ньютон предложил  ученому миру научноисследовательскую программу, которая вскоре стала ведущей не только в Англии, на родине великого ученого, но и в континентальной Европе. Свою научную программу Ньютон назвал «экспериментальной  философией», подчеркивая решающее значение  опыта,  эксперимента  в  изучении  природы.  Идеи  Ньютона, опиравшиеся на математическую физику и эксперимент, определили направление развития естествознания на многие десятилетия вперед.  

Источник: Философия науки и техники: словарь

НЬЮТОН Исаак
английский математик, физик и философ; р. 4. 1. 1643 (Вулсторп, Линкольншир) — ум. 31.3. 1727 (Кенсингтон). Ньютон настаивал на необходимости строго механистического, каузального и математического объяснения природы. Этим объяснением, которому Ньютон сам немало способствовал открытием закона гравитации, устранялись все бесполезные гипотезы («гипотез я не измышляю» — «hypothesis non fingo»). Но, несмотря на это, Ньютон, находившийся, очевидно, под влиянием Якоба Бёме, пытался изобразить время и пространство, внутри которых физические процессы совершаются строго закономерно, так же, как и чувствилище Бога, считая, что в остальном таинственная действительность Бога необъяснима. Ньютону принадлежат также мистические размышления об Откровении Иоанна. С Ньютоном, как сторонником механистического объяснения природы, в течение всей своей жизни боролся Гёте. По мнению Гёте, приверженцы такого объяснения при помощи своих понятий не могут постигнуть действительный характер «жизни». См. также Инерция. Главное произведение Ньютона — «Naturalis philosophiae principia mathematica», 1687, 1726; новое изд. под ред. Фроста, 1878; нем. изд. 1872 (рус. пер.: Математические начала натуральной философии, 1936).
Dessauer. Weltfahrt der Erkenntnis. Leben und Werk I. N.s, 1945; S. I. Wawilow. I. N.. 1948; B. G. Kuznecov. Von
Galilei bis Einstein, 1970; F. Wagner. I. N. im Zwielicht zwischen Mythos und Forschung, 1976; J. Schneider. I. N., 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

НЬЮТОН Исаак
(Newton, 1643-1727) - величайший англ. физик, механик, математик, астроном. Сын небогатого фермера. Занимал кафедру «натур. философии» (физики и математики) в Кембр. ун-те, с 1672 - чл. Королевского об-ва (академии паук), с 1703 - его президент. Был также директором монетного двора. В знаменитом труде И. «Матем. начала натур. философии» (1687) были сформулированы осн. законы классич. механики («законы Н.»): инерции, изменения количества движения пропорционально прилож. силе, а также равенства действия и противодействия. Здесь же была изложена теория всемирного тяготения, на основе к-рой Н. разработал теорию движения планет, спутников и комет солнечной системы. Огромное значение для физики имела также другая большая работа Н. - его «Оптика» (1704). В области математики имя Н., наряду с именем Лейбница, связано с открытием дифф. и интогр. исчисления. В своих воззрениях на природу, несмотря на значит. непоследовательность и уступки идеализму и религии, Н. был, в сущности, стихийным материалистом. Как ученый-естествоиспытатель он признавал объективное существование материи, пространства и времени, объективность законов природы и их принципиальную познаваемость. Разрабатывая мех.матем. подход к природе, Н. не сумел объяснить причину возникновения мира и движения в нем и свел ее к акту «первого толчка», к-рый, по мнению Н., дал вселенной бог. Т. о., его материализм принимал форму деизма. Однако громадное влияние, оказанное Н. на всю науку XVIII, а в большой мере и XIX в., было направлено не на привитие ей религии, а, наоборот, на изгнание религии из науки, объясняющей природу с т. зр. не сверхъестеств. сил, а ее внутр. законов.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Ньютон Исаак
(Newton, 1642-1727). Один из величайших умов в науке всех времен. Английский физик, давший мыслящему человечеству новое представление о Вселенной, основанное на математически строгом понимании всемирных законов, которые связывают вместе знания о движении предметов на Земле и о движениях отдаленных небесных тел. В своем труде «Математические начала натуральной философии», опубликованном в конце 17 в. и ставшем одной из самых влиятельных книг из когда-либо написанных, Ньютон использовал несколько основополагающих понятий (масса, количество движения, ускорение и сила), три основных закона движения и математическое выражение закона о зависимости силы тяготения между массами от расстояния между ними, что давало строгое объяснение как движениям планет и звезд, так и движению предметов на Земле.
Книга Ньютона, которую называют часто просто «Началами», установила главные законы физики. Было дано объяснение наблюдаемым орбитам планет и их лун, движению комет, падению предметов на земную поверхность, весу тел, океанским приливам, небольшому экваториальному вздутию Земли. Короче, он сделал Вселенную понятной. Вселенная существует сама по себе — под действием сил между ее частями, и блестящая интуиция Ньютона сделала это на первое время понятным. Ньютон установил Закон всемирного тяготения, согласно которому сила взаимного притяжения двух тел пропорциональна произведению их масс и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. Иными словами, чем больше тело, тем сильнее его притяжение, а когда тела расходятся далеко одно от другого, притяжение резко уменьшается. Чтобы проводить расчеты о телах в движении, он изобрел способ, который мы называем дифференциальным исчислением.
Кроме того, Ньютон сформулировал, хотя и как следствие, математические законы, по которым смешиваются разные цвета, образуя белый свет, и показал, как можно применить призму для демонстрации этого явления. Достижения Ньютона стали возможны благодаря новаторским работам трех блестящих учителей: Коперника, Кеплера и Галилея. Ньютон признал то, что он им обязан, в своем часто цитируемом замечании: «Если я увидел дальше других, это потому, что стоял на плечах гигантов». Ньютоновские представления господствовали в научных и философских взглядах на мир более 200 лет. Теории относительности Эйнштейна не опрокинули мир Ньютона, а изменили лишь некоторые из его наиболее фундаментальных понятий, особенно по отношению к движению элементарных частиц внутри атома.

Источник: Словарь научной грамотности. 1997 г.

Ньютон Исаак
 (1643—1727) —Л англ. физик, создатель классической механики, сформулировавший закон всемирного тяготения и оказавший большое влияние на формирование механистического материализма. В 1669 г. стал проф. Кембриджского ун-та. С 1703 г. — президент Королевского общества. Осн. произв. Н. — «Математические начала натуральной философии» (1687) —содержит три закона движения (закон инерции, закон пропорциональности силы и ускорения, закон равенства действия и противодействия), из к-рых выводится большое число следствий, образующих фундамент классической механики и классической физики. В «Началах» обосновываются понятия абсолютного движения, отнесенного не к материальным телам, а к пустому пространству, абсолютного пространства и абсолютного времени. В этом же произведении Н. из взаимного тяготения тел, пропорционального их массам и обратно пропорционального квадрату расстояния, вывел установленные Кеплером законы движения планет. Закон всемирного тяготения не только завершил гелиоцентрическое представление о солнечной системе, но и дал научную основу для объяснения большого числа процессов, происходящих во всей вселенной, в том числе физических и химических процессов, став основой единой физической картины мира. Однако ньютонова теория тяготения встречала возражения, так как она допускала воздействие (причем мгновенное) одного тела на др. без переносящей это воздействие промежуточной материальной среды (Дальнодействие и близкодействие). В «Оптике» Н. показал, что свет при преломлении разделяется на лучи различных цветов, выдвигал корпускулярную теорию света — представление о свете, как об особых частицах. В математике Н. создал «метод флюксий», к-рый в основном совпадает с открытыми в тот же период Лейбницем методами дифференцирования и интегрирования, и положил начало анализу бесконечно малых. По своим философским воззрениям Н. стоял на позициях признания объективной реальности и познаваемости мира, но соединял эти позиции с защитой религии. В системе Н. инерция и тяготение объясняют нескончаемое повторение эллиптических движений небесных тел, но «первый толчок» Н. приписал богу. Теологические взгляды и интересы Н., а также свойственное ему нежелание анализировать внутренние причины описываемых явлений (слова Н. «гипотез не делаю» — hypothesis non fin-go — стали лозунгом эмпиризма в науке 18 в.) не помешали его системе однозначного и точного объяснения природы оказать большое влияние на развитие материалистической мысли, особенно в Европе.

Источник: Философский словарь. 1963

НЬЮТОН Исаак
4.1.1643, Вулсторп, ок. Грантема - 31.3.1727, Кенсингтон), англ. физик, астроном, математик, основоположник классич. и небесной механики. Н. создал дифференциальное и интегральное исчисления как адекватный язык математич. описания физич. реальности; в оптике он описал дисперсию света, защищал гипотезу о его корпускулярной природе, хотя сознавал необходимость волновых представлений для объяснения олтич. явлений. В осн. труде «Математич. начала натуральной философии» (1687) сформулированы понятия и законы классич. механики, дана математич. формулировка закона всемирного тяготения, доказана тождественность силы тяготения и силы тяжести на Земле, теоретически обоснованы законы Кеплера и с единой т. зр. объяснен большой объем опытных данных (неравенства движения Земли, Луны и планет, морские приливы и др.). В завершенном виде механика Н. явила собой классич. образец науч. теории дедуктивного типа и образец (парадигму) науч. теории вообще, сохранив это значение до настоящего времени.
Науч. метод Н. имел целью четкое противопоставление достоверного естеств.-науч. знания домыслам натурфилос. характера (Н. резко критиковал «теорию вихрей» Декарта). Знаменитое высказывание Н. «Hypotheses non fingo» («Гипотез не измышляю») было лозунгом этого противопоставления. Содержание науч. метода Н. (метода принципов) сводится к следующему: фундамент науч. знания составляют принципы (оси. понятия, законы), к-рые устанавливаются на основе опыта, эксперимента путем индукции, допускают математич. выражение и развитие в согласов. теоретич. систему и далее в науч. теорию путем дедуктивного развертывания исходных принципов. Гипотезы допустимы в науч. исследовании, когда они подчиняются природе явлений, но в науч. теории даже такие гипотезы представляют собой знания «второго плана», варьируемый и лишенный должной достоверности элемент. Н. сам был автором многих физич. гипотез - о корпускулярной природе света, эфира, иерархически атомизированной структуре материи и дальнодействии (передаче действия от одного тела к другому через пустое пространство мгновенно и без посредника), всеобщей механич. каузальности. Методологич. требования Н. направлены на то, чтобы наука была отделена от натурфилософии и «познание природы получило свою научную форму...» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., оч., т. 1, с. 599).
Трудами Н. был заложен фундамент механистич. картины мира и механистич. мировоззрения: «Было бы желательно вывести из начал механики и остальные явления природы» («Математич. начала натуральной философии», см. в кн.: Крылов А. Н., Собр. трудов, т. 7,1936, с. 3). Н.- крупнейший представитель механистич. материализма 17-19 вв. Ввиду принципиальной недостаточности механицизма Н. оказался в плену метафизич. метода мышления, что очевидно обнаруживается в его мировоззрении. Материя, по Н., является исключительно инертной субстанцией, допускающей извечное повторение хода вещей, но начисто исключающей эволюцию. В учении об абс. времени как чистой длительности и абс. пространстве как пустом «вместилище» вещества Н. метафизически отрывает пространство и ьремя от материи, утверждая их независимость. С реляционной концепцией пространства и времени Лейбница Н. полемизировал [см. «Полемика Г. Лейбница и С. Кларка по вопросам философии и естествознания (1715-1716 гг.)», Л., 1960]. Недостаточность механистич. объяснения природы, ощущаемая и самим Н. (напр., он сознавал физич. несостоятельность принципа дальнодействия), вынуждала его апеллировать к идеям творения, отдавать дань религ.-идеалистич. представлениям.

Источник: Советский философский словарь

НЬЮТОН Исаак
(1643—1727) — выдающийся англ. физик, механик, астроном, математик и философ, создатель классич. механики (механика Н.), основоположник классич. естествознания, чл. Лондонского королевского об-ва (1672), его президент с 1703 г. Род. в г.Вулсторп (Англия) в семье мелкого фермера. В 1661—65 гг. учился в Тринити-колледже Кембриджского ун-та. В 1665 г. стал бакалавром этого колледжа, в 1668 г. — магистром. С 1669 по 1701 гг. возглавлял каф. математики данного колледжа. В 1695 г. занял должность смотрителя Монетного двора, с 1696 г. — его дир. Науч. творчество Н. связано с механикой, астрономией, оптикой и математикой. В 1687 г. им был опубл. фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии». Основу его составляют три з-на механики и з-н всемирн. тяготения. Чтобы излагать механику, нужно было четко определить ее осн. понятия: массу, кол-во движения, силу, ускорение и др., что и делает ученый. В кач-ве 1-го з-на Н. взял з-н инерции, открытый Галилеем, но сформулировал его более точно. Осн. з-ном механики явл. 2-й з-н, связывающий силу, массу и ускорение. В 3-м з-не утверждается о равенстве и противоположном направлении сил действия и противодействия. На основе этих з-нов был создан общий подход к анализу мех. явлений и способу решения мех. задач. На основе з-на всемирн. тяготения ученый объяснил движение небесных тел (планет, их спутников, комет). Теория тяготения Н. явилась динамическим обоснованием з-нов Кеплера и, в целом, теории Коперника. С помощью з-на всемирн. тяготения он объяснил особенности движения Луны, развил теорию фигуры Земли (сплюснутость у полюсов), создал теорию приливов и отливов, рассмотрел проблему создания искусств. спутника Земли. Что касается природы сил тяготения, то Н. не смог ответить на этот вопрос (обменный характер сил тяготения и сегодня не подтвержден экспериментально). Пространство Н. — это пустое вместилище тел (трехмерное, однородное, изотропное, бесконечное, в нем выполняется геометрия Евклида). Время, по Н., — это пустое вместилище событий, течет везде и всюду с постоянной скоростью от прошлого к будущему. В те времена считалось, что гравитационное взаимодействие (силы тяготения) передается мгновенно, т.е. с бесконечно большой скоростью (принцип дальнодействия). На этих представлениях была построена первая физ. картина мира. Это была МКМ — мех. картина мира, господствовавшая в науке практически до начала XX в. С развитием теории поля (Фарадей, Максвелл) принцип дальнодействия был заменен принципом близкодействия, а с появлением теории относительности Эйнштейна (см. Относительности теория) (1905) было установлено, что механика Н. не потеряла своего значения и прекрасно выполняется при движении тел с малыми скоростями (значительно меньше скорости света). В этом случае все формулы спец. теории относительности переходят в формулы механики Н. (соответствия принцип). Велик вклад ученого и в оптику. В 1666 г. он с помощью трехгранной стеклянной призмы разложил белый свет на 7 осн. цветов (в спектр), доказав тем самым его сложный состав. В 1671 г. создал усовершенствованный телескоп-рефлектор, что послужило поводом к избранию ученого в Лондонское королевское об-во. В таких телескопах вместо линзы (телескопрефрактор) используется отражательное вогнутое зеркало (рефлектор), что устраняет хроматическую абберацию. Исследовал интерференцию и дифракцию света, на тонких пленках получил т.н. «кольца Н.» и установил их закономерности. В связи с этим высказал мысль о волнообразности световых явлений, хотя был приверженцем корпускулярной природы света (свет есть поток частиц вещества — корпускул). Оптические исследования были изложены в кн. «Оптика» (1704). В математике Н., наряду с Г.В.Лейбницем, явл. создателем дифференциального и интегрального исчислений — одного из осн. разделов совр. высшей математики. По своему мировоззрению был представителем механистич. материализма (механицизма). Будучи прекрасным естествоиспытателем, Н. глубоко верил в бога. Он был автором «Толкования на книгу пророка Даниила», «Апокалипсиса», «Хронологии». Для него не существовало конфликта между наукой и религией. Но богу в ньютоновской картине мира отводится роль пассивного «часовщика мира», обитателя пустого пространства, не оказывающего влияния на движущиеся планеты. Т.к. материя, по Н., инертна, то бог нужен, чтобы дать ей первый толчок. Интересовался Н. и алхимией, был довольно активным чл. англ. парламента. Он не был человеком «не от мира сего», хотя и имел, как мн. великие, немало странностей. Метод познания Н. наз. методом принципов. Суть его, по словам ученого, состоит в том, чтобы вывести два или три общих принципа движения из явлений, а после этого изложить на их основе свойства и действия всех телесных вещей. Чл. Парижской АН (1699). В 1705 г. получил дворянское звание (посвящен в рыцари) и стал именоваться сэром Исааком. Похоронен в Вестминстерском аббатстве (пантеоне великих людей Англии). Соч.: Математические начала натуральной философии. М., 1936. Лит.: Дягилев Ф.М. Становление науки и ее методологии. Нижневартовск, 2002; Кобзерев Ю.А. Ньютон и его время. М., 1987; Кузнецов Б.Г. Ньютон. М., 1982. Ф.М.Дягилев О

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

НЬЮТОН ИСААК
(1643—1727) — английский учёный, создатель классической механики. Основной труд «Philosophiae naturalis principia mathematia», известный как «Начала», где он обобщил результаты, полученные предшественниками — Г. Галилеем, И. Кеплером, Р. Декартом, X. Гюйгенсом, Дж. Борели, Р. Гуком, Э. Галлеем, и свои собственные исследования. Н. впервые создал стройную систему земной и небесной механики, которая легла в основу классической физики. Им определены исходные понятия: количество материи, эквивалентное массе, плотности; количество движения, эквивалентное импульсу, и различные виды силы. Н. отделял «абсолютное неподвижное пространство» от ограниченного подвижного пространства, называя его «относительным», а равномерно текущее абсолютное истинное время, названное «длительностью», от относительного, кажущегося времени, служащего в качестве меры «продолжительности». Н. сформулировал законы движения: первый — закон инерции (открытый Г. Галилеем); второй — пропорциональности количества движения силе; третий — равенства действия и противодействия; затем вывел закон сохранения количества движения для замкнутой системы. Открыл закон всемирного тяготения — о притяжении двух тел с силой, обратно пропорциональной квадрату расстояния. «Начала» впервые дали общую схему строгого математического подхода к решению любой конкретной задачи механики. Это породило разработки аналитической механики (Л. Эйлер, Д’Аламбер, Ж. Лагранж, У. Гамильтон) и гидромеханики.
Последующее развитие физики выявило пределы применимости механики (теория относительности А. Эйнштейна, квантовая механика). Для Н. математика была главным инструментом в физических изысканиях; он подчёркивал, что понятия математики заимствуются извне и возникают как абстракция явлений и процессов физического мира, что по существу математика является частью естествознания. Н. принадлежит разработка (независимо от Г. Лейбница) исчислений дифференциального и интегрального, а также фундаментальные открытия в области бесконечных рядов, в частности, индуктивное обобщение «теоремы о биноме Ньютона» на случай любого действительного показателя. Понятие непрерывной математической величины Н. абстрагирует от различных видов непрерывного механического движения. Линии производятся движением точек, поверхности — движением линий, телá — движением поверхностей, углы — вращением сторон. По Н., общим аргументом текущих величин является «абсолютное время», к которому отнесены прочие, зависимые переменные абсолютного пространства. Различные рациональные, иррациональные и некоторые трансцендентные функции (логарифмическую, показательную, синус) Н. выражал с помощью бесконечных степенных рядов. Н. формулирует две основные взаимно обратные задачи: 1) определение скорости движения в данный момент времени по известному пути (задача дифференцирования) и 2) определение пройденного за данное время пути по известной скорости движения (задача интегрирования). Н. принадлежит решение некоторых задач вариационного исчисления. Учение Н. о «последних отношениях исчезающих величин» или о «первых отношениях зарождающихся величин» после ряда работ (Д’Аламбер, Л. Эйлер) получило глубокое развитие в математике XIX в. (О. Коши и др.). Аналитическая геометрия, по Н., содержит решение задачи о проведении через данные точки с равноотстоящими или неравноотстоящими абсциссами параболической кривой nго порядка. Н. предложил интерполяционную формулу, дал теорию конических сечений. Классифицировал кривые третьего порядка и указал способы их построения. Это сыграло большую роль в развитии аналитической и проективной геометрии.
Алгебра освобождается у Н. от геометрической формы, и его определение числа не как собрания единиц, а как отношения длины любого отрезка к отрезку, принятому за единицу, явилось важным этапом в развитии учения о действительном числе. Н. высказал идею о «телесности света» (корпускулярности) и о сочетании корпускулярных и волновых представлений (опыт с «кольцами Н.») в фундаментальном сочинении «Оптика», которое начинается словами: «Мое намерение в этой книге не объяснять свойства света гипотезами, но изложить и доказать их рассуждениями и опытами» («Гипотез не измышляю» — hypotheses non fingo). Описал хроматическую аберрацию, интерференцию и дифракцию света. Н. пришел к идее иерархического строения вещества: он допускает, что «частички тел» (атомы) разделены промежутками — пустым пространством, а сами они состоят из более мелких частичек, также разделённых пустым пространством и состоящих из ещё более мелких частичек, вплоть до окончательно неделимых твердых частичек. Н. высказал гипотезу о том, что свет может представлять собой сочетание движения материальных частиц с распространением волн эфира. Влияние взглядов Н. на дальнейшее развитие физики огромно. С.И. Вавилов писал: «Ньютон заставил физику мыслить посвоему, «классически», как мы выражаемся теперь… Можно утверждать, что на всей физике лежал индивидуальный отпечаток его мысли; без Н. наука развивалась бы иначе». Работы Н. создали классическую механическую картину мира, казавшуюся всеобщей и исчерпывающей. Обобщённо можно говорить о трёх постулатах первой научной классической картины мира: 1) каждый и любой объект — тело (поле), явление, событие, движение (траектория) — полностью и однозначно описывается системой дифференциальных и интегральных уравнений так, что при одних и тех же исходных данных результат предопределен; 2) два объекта, описываемые совпадающей системой тождественно, неразличимы; 3) пространство безгранично, абсолютно, однородно, изотропно, а время выражает длительность бытия.
Уравнения механики Н. и электродинамики обратимы.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

НЬЮТОН Исаак

(25 дек. 1642 – 20 марта 1727) – англ. физик, астроном и математик. Окончил (1665) со степенью бакалавра наук Тринити-колледж Кембриджского ун-та; занимал в этом ун-те физико-математич. кафедру (1669–1701), к-рую ему добровольно уступил его учитель Исаак Барроу, сыгравший значит. роль в формировании Н. как мыслителя. С 1672 Н. – чл. Лондонского королевского об-ва, с 1703 – его бессменный президент; иностранный чл. Парижской АН (1699). Похоронен в Вестминстерском аббатстве – национальном пантеоне Англии. К важнейшим науч. открытиям Н. относятся в первую очередь в физике: три основных закона классической механики, закон всемирного тяготения, и в математике: дифференциальное и интегральное исчисления. Благодаря этим открытиям механика приобрела характер цельной научной теории. Результаты двадцатилетних исследований Н. о действии силы тяготения, о движении тел под действием различных центральных сил были подытожены в "Математических началах натуральной философии" (опубл. 1687) – самой выдающейся работе Н. В ней он сформулировал исходные понятия и три осн. закона классич. механики, а также (в первом приближении) закон всемирного тяготения – осн. закон небесной механики. Н. показал их огромное теоретич. и прикладное значение, решив ряд важнейших практич. задач механики и астрономии. "Начала" явились гениальным обобщением не только собств. исследований Н., но и обобщением идей его предшественников и современников и достижений совр. ему техники. С 90-х гг. 17 в. и до конца жизни (лондонский период) науч. деятельность Н. протекает менее интенсивно: он занимается изданием и переизданием ранее написанных трудов, все более отдается гос. службе, политич. деятельности. В это же время Н. переживает приступы нервного заболевания. Из второго издания "Начал" под давлением церкви Н. исключает мн. прогрессивные мировоззренч. идеи, заменяя их идеями, более устраивавшими церковь. Однако со стороны Н. это не было отказом от принципов: в мировоззрении Н. отразились непоследовательность и эклектицизм классового компромисса между буржуазией и феод. верхушкой Англии 17 в. С одной стороны, презирая схоластику и ратуя за науч. познание природы, опирающееся на практику и приносящее практич. пользу, признавая объективный характер природы и ее законов, Н. выступал как передовой ученый и мыслитель. С др. стороны, Н. до конца жизни не порывал с религией, писал на теологич. темы, свою науч. деятельность иногда выставлял как идущую на укрепление веры в бога (см. четыре письма к Бентли). Уступки религии у Н. в значит. степени были связаны с неэволюционным характером его мировоззрения. H. считал, что материя является сугубо инертной субстанцией, что вечные законы природы позволяют объяснить лишь повторяемость неизменных вещей, а не их изменения. Поэтому Н. приходил даже к версии о необходимости божеств. первоначального толчка. Важное место в мировоззрении Н. занимает его теория т.н. абсолютных пространства и времени: абсолютное пустое пространство является вместилищем материи и не зависит от нее, оставаясь "...всегда одинаковым и неподвижным" (см. "Математические начала натуральной философии", в кн.: Крылов А. Н., Собр. трудов, т. 7, 1936, с. 30); абс. время не имеет отношения к событиям, оно существует и длится равномерно само по себе. С этим пониманием пространства и времени тесно связана идея Н. о дальнодействии, т.е. передачи движения от одного тела к другому мгновенно, через пустое пространство, без посредства материи. В своих ранних работах Н. предполагал, правда, существование материального эфира, к-рый призван был объяснить не только процесс передачи тяготения, но и электростатические, магнитные, оптич. и даже физиологич. явления. Но во втором издании "Начал" он не использует модели эфира вследствие недостаточности опытных данных. В теории познания Н. в основном следовал своему соотечественнику Ф. Бэкону, выдвигая на первый план индуктивный метод (см. Логика индуктивная, Методы исследования причинных связей), требуя абс. достоверности и однозначности в познании, полного исключения произвольных предположений и априорных схем. Он всячески предостерегал от смешения "домыслов с достоверностью" (см. "Новая теория света и цветов", 1872, в кн.: Вавилов С. И., Исаак Ньютон, 1945, с. 49), что, однако, не было равносильно отрицанию роли науч. гипотез. Помещенная во 2-м издании "Начал" фраза "Hypotheses non fingo" (гипотез не измышляю) при учете контекста означала "домыслами не занимаюсь" и не выражала отказ Н. от науч. предположений. В одном из писем Ольденбургу Н. лишь подчеркивал, что "...гипотезы должны подчиняться природе явлений, а не пытаться подчинять ее себе" (там же, с. 73). Фактически Н. был автором многих явно или неявно сформулированных физич. гипотез: гипотезы эфира, механич. природы теплоты, атомистич. (корпускулярной) гипотезы строения вещества, идеи всеобщей механич. причинности, дальнодействия и др. Но, подобно Бэкону, Н. считал, что абсолютное и бесспорное может быть открыто только путем наведения (индукции), исходя из опыта. Поэтому он отказался от построения метафизич. картины Вселенной, объясняющей якобы "последние" причины явлений, и настаивал на физич. исследовании, ограничивающемся фактами и не претендующем на познание окончат. принципов и св-в материи. Именно на этом пути Н. завершил формирование физики как самостоят. науки, отделив ее от натурфилософии (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 599). Вслед за Декартом Н. был вторым крупным представителем механистич. материализма в естествознании 17–18 вв. Правда, Н. был осторожен в механистич. объяснении различных явлений природы, однако он сознательно ставил именно такую задачу: "Было бы желательно вывести из начал механики и остальные явления природы" ("Начала...", см. Предисловие, с. 3). В отд. случаях он использовал механич. модели при изучении света и цвета, химич. реакций и др. явлений. Основоположники марксистской философии очень высоко оценивали роль Н. в науке, его влияние на характер науч. и филос. представлений целой эпохи; в то же время они неоднократно подчеркивали историч. ограниченность мировоззрения Н. См. также ст. Астрономия, Математика, Метод принципов. Соч.: Оптика или трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света, пер. с англ., с прим. С. И. Вавилова, 2 изд., М., 1954; Математические работы, М.–Л., 1937; Всеобщая арифметика или книга об арифметических синтезе и анализе, [М. ], 1948. Лит.: Маркс К., Математические рукописи, "ПЗМ", 1933, No 1; Энгельс ?., Диалектика природы, М., 1955; Кудрявцев П. С, История физики, [2 изд. ], т. 2, М., 1956; Спасский В. И., История физики, ч. 1–2, М., 1963–64; Кузнецов Б. Г., Развитие научной картины мира в физике XVII – XVIII вв., М., 1955, гл. 3; ?ихтенгольц Г. М., Основы матем. анализа, 5 изд., т. 1, М., 1964, с. 421–27. В. Семенчев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

НЬЮТОН Исаак
25 декабря 1642, Вулсторп, Англия — 20 марта 1727, Кенсингтон) —английский ученый, один из создателей новоевропейской науки. Окончил Тринити-колледж Кембриджского университета (1667), в 1669 принял у своего учителя Исаака Барроу профессуру по физико-математической кафедре, которую занимал до 1701. Еще до окончания университета (1666) Ньютон создал математический аппарат для описания движения («метод флюксий»), впоследствии ставший основанием математического анализа, и сформулировал основные идеи корпускулярной оптики, экспериментально доказал гетерогенность белого цвета, решил основные задачи, связанные с центробежными и центростремительными силами, возникающими при круговых движениях. Эти понятия были использованы при решении проблем небесной механики (эллиптическое движение планет возникает под действием силы, убывающей обратно пропорционально квадрату расстояния между ними и центром Солнечной системы). Основные результаты в оптике были получены Ньютоном к 1670, но обобщающая эти результаты «Оптика» вышла в свет только в 1704. В ней Ньютон объяснил цветовые явления в твердых телах, установил явление хроматической аберрации и его роль в телескопических наблюдениях, описал явление интерференции, сформулировал «закон рефракции», которому подчинены явления преломления светового луча в прозрачных средах. В 1672 Ньютон был избран в Лондонское Королевское общество. С кон. 1660-х гг. занимался алхимическими исследованиями. В рукописях этого периода он отмечал, что механика должна быть дополнена «более глубокой натурфилософией», исследующей действующие начала природы помимо движущихся частиц материи. В кон. 1670-х гг. Ньютон работал над алхимическими трактатами «Разделение элементов» и «Ключ» (в последнем рассматривалась связь между движениями звезд и разложением металлов, включая золото). Эти трактаты не были опубликованы. В это время Ньютон пришел к выводу о недостаточности механических пршщипов для построения исчерпывающей картины природы; в письме к Р. Бойлю (1679) Ньютон высказывал сомнения в существовании эфира, игравшего столь существенную роль в механистическом мировоззрении.
Высшим творческим достижением Ньютона стали «Математические начала натуральной философии» (1687). Эта книга составила целую эпоху, связанную с господством механистической картины мира. В 1692—93 здоровье Ньютона резко ухудшилось, он испытал серьезные психические недомогания. В 1694 оставил университет и занял должность смотрителя, а затем директора Монетного двора в Лондоне. Ньютон избирался депутатом палаты общин английского парламента (1701). В 1699 Ньютон стал членом Парижской академии наук, а в 1703 — президентом Королевского общества. Остаток жизни Ньютон посвятил подведению итогов ранее проведенных им научных исследований (в 1713 вышло второе, а незадолго до смерти — третье, исправленное издание «Начал», в 1719 — новое латинское издание «Оптики», в 1721 — третье издание этой книги на английском языке); занимался также теологией и интерпретацией библейских пророчеств.
Огромное значение для становления науки Нового времени имели методологические идеи Ньютона. По существу им была заложена основа всего дальнейшего развития естествознания. Развивая и уточняя идеи Галилея, Ньютон использовал математические образы физических объектов как необходимые составные части естественнонаучного исследования. Математическая модель стала инструментом проверки и интерпретации данных наблюдений и экспериментов.
Работы Ньютона положили начало методологической установке науки на математическое конструирование предмета познания. Вопрос об истинности научного знания был перенесен на почву методологического анализа. Истинность теории — это проблема, для решения которой необходимо проверить соответствие между аксиомами, или «началами», этой теории и разветвленной системой выводов и следствий. Отсутствие противоречия свидетельствует в пользу предположения об истинности теории. Вопрос об истинности самих «начал» выводится за рамки науки до тех пор, пока по тем или иным основаниям (напр., при накоплении несоответствий или аномалий или при выдвижении иных, отличных от данных, принципов) не возникает потребность их переосмысления либо замены. В таких случаях, связанных с решительными перестройками (революциями) научного мышления, принципы вновь становятся проблематичными.
Т. о., об истинности «начал» ученые судят, основываясь не на абстрактно-метафизических гипотезах («Гипотез не измышляю»,— заявлял Ньютон) и не на прямом опытном сопоставлении принципов с реальностью (в подавляющем большинстве случаев такое сопоставление невозможно), а на основе продуктивного развития научной программы, в которую входит последовательность теорий, объединенных эволюцией своих «начал», общей темой исследований, фундаментальными методологическими идеями. Выводя «начала» из дискуссионного поля, наука, как ее понимал Ньютон, позволяла выйти из кризиса мировоззрения, в котором сталкивались различные теологические и метафизические идеи, и получала оперативный простор для описания и объяснения явлений природы. Так, рассматривая проблему тяготения, фундаментальную для «натуральной философии», Ньютон отказывался от постановки вопроса о природе тяготения в рамках науки, полагая, что для этого нет достаточных опытных оснований, и вводил закон тяготения как необходимую часть физико-математической модели мира, позволяющей точно описывать и предсказывать наблюдаемые физические и астрономические явления. Тем самым принцип дальнодействия превращался из спекулятивно-метафизической гипотезы в следствие этой модели, имеющее точный эмпирический смысл, что открывало путь к дальнейшим уточнениям и даже возможным опровержениям этого принципа.
Логика ньютоновского «метода принципов» привносила идею развития науки: научные истины имеют своим источником только опыт, индуктивные обобщения которого интерпретируются в рамках математических моделей, следовательно, любые научные положения, в т. ч. и «начала» теорий, могут быть опровергнуты опытом и замещены иными. В то же время законы природы, полагал Ньютон, вечны и неизменны, они выражают собой установленный Творцом порядок вещей; чтобы завести мировой механизм. Бог должен был придать ему первоначальный импульс, сообщить исходное количество движения. Вместе с тем этот поразительный по красоте и совершенству гармонический механизм является лучшей демонстрацией существования Бога, его создателя.
Основания научной рациональности, принятые Ньютоном, находились в сложной и противоречивой связи с важнейшими мировоззренческими идеями его эпохи. Так, методологическое требование включать в число достоверных научных положений только те, которые имеют опытное происхождение, перекликалось с идеями номиналистов 13—14 вв. и идеологов Реформации о том, что знание о вещах и естественных процессах нельзя вывести из Божественного ума, т. к. Бог творит мир по своей свободной воле, а идеи вещей только репрезентируют мир в этом уме; поэтому человек познает природу через опыт, а не через умственное конструирование реальности. Вместе с тем научная картина мира устремлена к универсальному синтезу, раскрытию замысла творения. Ньютоновская методология стала попыткой решить это противоречие: соединить универсальность и всеобщность суждений математического естествознания, ведущую к познанию мировой гармонии, с экспериментом и наблюдением.
Такое соединение оказывалось возможным благодаря тому, что синтез мирового целого, к которому как к горизонту направлялась наука, предлагала теолого-метафизическая картина мира, выведенная за рамки науки, но продолжавшая воздействовать на науку, ориентировать ее поиск. На общую мировоззренческую позицию Ньютона оказывали воздействие идеи арианства (приверженность которым он скрывал в условиях господства англиканской церкви), преломлявшиеся в сознании ученого убеждением в абсолютности и единстве мирового начала. Гипотеза абсолютного пространства (симптоматизирующего присутствие в мире метафизического начала) выступает для Ньютона философско-теологической предпосылкой, на которой строится физическая теория: абсолютное пространство обладает особой активностью (является Sensorium Dei — «чувствилищем Бога»), наполняющей Вселенную единой жизнью. В понятии абсолютного пространства соединены черты мировой души неоплатоников и эфира из натурфилософских концепций Ренессанса, а также магико-оккультных представлений о тайных силах, которыми наделена природа в целом и ее отдельные элементы. Ньютон размышлял о возможностях такого расширения сферы опыта, которое позволило бы осуществлять эмпирическое познание этих сил (отсюда его интерес к алхимии и герметизму).
Наряду с индукцией, значение которой Ньютон неоднократно подчеркивал, следуя в этом Ф. Бэкону и Т. Гоббсу, он широко использовал в своих научных исследованиях метод идеализации, как математической, так и физической. Напр., в определенных экспериментах тело может быть описано как действующая сила, тогда как другие его свойства при этом не учитываются. При исследовании силы притяжения Землей Луны первая рассматривается так, словно она представляет собой материальную точку, совпадающую с центром тяжести, и сосредоточивает в себе всю массу, остальные свойства отсутствуют и сила взаимодействия распространяется в пустоте, без помех. Хотя строгое понятие «материальной точки» было введено позже Эйлером, Ньютон фактически рассуждал так, словно ему это понятие было известно и имело явный методологический смысл.
Научная программа Ньютона предполагала в своем дальнейшем развитии объяснить с единой точки зрения не только механические, но и электрические, оптические и даже физиологические явления, т. е. стать универсальной научной картиной мира. Попытки в этом направлении были сделаны самим Ньютоном, который предложил считать свет потоком инертных частиц материи, что должно было, по его мнению, позволить применить законы механики к оптике; механические модели использовались Ньютоном и для объяснения химических реакций. Разработка этой программы составила содержание научной эволюции вплоть до рубежа 19—20 вв., а преодоление ее трудностей привело к новой научной революции, продолжающейся в настоящее время, Соч.: Замечания на книгу Пророка Даниила и Апокалипсис св. Иоанна. СПб., 1916; Математические начала натуральной философии.— В кн.: Крылов А. И. Собрание трудов, т. 7. M.—Л., 1937; Оптика или трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света. М.—Л., 1927.
Лит.: Вавилов С. И. Исаак Ньютон. Научная биография и статьи. М., 1961; Гессеч Б. М. Социально-экономические корни механики Ньютона. М.—Л., 1933; Механика и цивилизация XVII—ХК вв. М., 1979; Косарева Л. М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997; КоиреА. Очерки истории философской мысли. М., 1985; Гаиденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII—XVIII вв.). Формирование научных программ Нового времени. М., 1987; WestfallR. S. Never at Rest. A Biography of Isaac Newton. Cambr., 1980; Manuel F. Potrait of Isaac Newton. Cambr. (Mass.), 1968; Cohen L B. Newtonian Revolution. Cambr., 1980.
В. Н. Порус

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
2.25 мб

Проблема времени у Исаака Ньютона

Гайденко П. П.
Читать PDF
428.41 кб

Исаак Ньютон как финансовый чиновник

Шаров Константин Сергеевич
В данной статье рассмотрена деятельность Исаака Ньютона как государственного финансового чиновника, вначале в должности Королевского смотрителя Монетного двора Англии, а впоследствии -директора Монетного двора.
Читать PDF
96.80 кб

Исаак Ньютон: ученый и мыслитель (к 375-летию со дня рождения)

Князев В.Н.
The work of outstanding English scientist I. Newton reveals worldview syncretism of his views.
Читать PDF
143.51 кб

Автограф Исаака Ньютона в российском государственном архиве древних актов

Тюрина Галина Андреевна
В недавно обнаруженном автографе Исаака Ньютона содержатся образцы средневековых греческих рукописей с фрагментами текстов Священного Писания. Автограф является уникальным свидетельством занятий Ньютона греческой палеографией.
Читать PDF
436.85 кб

ИСААК НЬЮТОН: МАТЕМАТИКО-ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ПРОРОЧЕСКОЙ ЭКЗЕГЕЗЫ

Шаров Константин Сергеевич
В работе проанализированы основные методы, а также эвристические и когнитивные возможности экзегетического богословия Исаака Ньютона.
Читать PDF
169.02 кб

АРХИТЕКТУРА ИЕРУСАЛИМСКОГО ХРАМА КАК КЛЮЧ К АПОКАЛИПСИСУ: ГЕРМЕНЕВТИКА СЭРА ИСААКА НЬЮТОНА

Шаров Константин Сергеевич
В работе на основе исследования архивных рукописей Исаака Ньютона проведен анализ точки зрения английского ученого на архитектуру и ритуалы Иерусалимского Храма в связи с возможной трактовкой Апокалипсиса.
Читать PDF
88.70 кб

2001. 01. 015. Фара П. Поймать падающее яблоко: Исаак Ньютон и мифология гениальности. Fara P. catch

Виноградова Т. В.