НЬЮМЕН Джон Генри
Источник: Религиоведческий словарь
Источник: Философский энциклопедический словарь
С. Blennerhasset. J. Н. Kardinal Newman, 1904; M. Laros. Kardinal N., in: R. Laros (Hg.). Religiöse Geister, 1,4,1920;
Przywara, Einf. in N.s Wesen und Werk, 1922; J. Guitton. La philos. de N.. Paris, 1933; L. Bouyer. N., sa vie, sa spiritualité. Paris, 1952; J. Mann. J. H. N. als Kerygmatiker, 1965; J. Newman. The Mental Philosophy of J. H. N., Waterloo, 1987.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
(21 февр. 1801 – 11 авг. 1890) – представитель католич. теологии в Англии, ректор Католич. ун-та в Дублине (1854–58), с 1879 – кардинал. Будучи англиканским пастором в Оксфорде, возглавил т.н. "оксфордское движение", названное в дальнейшем "трактарианизмом" [происходит от 90 "Трактатов на века" – "Tracts for the times", v. 1=6, L.–Oxf., 1833–41, написанных H. совм. с Э. Б. Пьюзи (1800–1882) ] и ставившее целью систематич. разработку догматов англиканской церкви в соответствии с церк. устоями раннего христианства. Н. отстаивал догмы римско-католич. церкви и апологетически разрабатывал психологию религ. веры. Его филос. позиция отличается от схоластич. ортодоксии открытым антирационалистич. скептицизмом и агностицизмом. Осн. задача философии, по Н., – обоснование религ. веры. Н. утверждал примат божественного откровения как абс. источника истины. Вечная, неизменная истина раз навсегда дана людям с неба и становится предметом последующего размышления. Высшим критерием истины Н. признает внутр. убеждение, интуитивную моральную уверенность (assent), акт личной, индивидуальной веры, основанной на "голосе совести". Фидеизм Н. оказал значительное влияние на религ. круги не только в Англии, но также в др. странах, напр. в Польше (см. Бжозовский). Соч.: Works, v. 1–40, L., 1874–1921; An essay on the development of Christian doctrine, L., 1846; Apologia pro vita sua, L., 1864; An essay in aid of a grammar of assent, L., 1870. Лит.: Ward W., The life of cardinal Newman, v. 1–2, L., 1912; Guitton J., La philosophie de Newman, P., 1929; Dark S., Newman, L., 1934; May J. L., Cardinal Newman, L., 1945; Harrold Сh. F., J. H. Newman, N. Y.–L., 1945; N?donсelle M., La philosophie religieuse de Newman, Stras., 1946; Fries H., Die Religions-philosophie Newman´s, Stuttg., 1948; Lutz J. ?., Kardinal J. H. Newman, Einsiedeln, 1948; Sencourt R. E., The life of Newman, L., 1948; Вouyer L., Newman, P., 1952; Renz W., Newmans Idee einer Universit?t, Freiburg, 1958; Вiemer G., ?berlieferung und Offenbarung, Freiburg–Basel–W., 1961; Trevor M., Newman, v. 1, L., 1962. Б. Быховский. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Преодолению деизма, господствовавшего к нач. 19 в. в Англии среди образованных слоев общества, способствовал романтизм, возвратившийся от свободы к авторитету, от индивидуализма и рационализма — к христианским ценностям, народной традиции и «старой» (католической) церкви. Такому повороту способствовало и движение, направленное на защиту церковных интересов от либерального парламента, попытавшегося усилить роль светских инстанций в церковной деятельности. Это было возникшее в нач. 1830-х гг. т. н. Оксфордское движение, одним из лидеров которого стал Ньюмен. Оно поддерживало традиционные взгляды и устои в противоположность идеям протестантской Реформации и секуляристским тенденциям. Разочаровавшись в Англиканской церкви, Ньюмен в 1845 обращается в католическую веру. Он объясняет этот свой шаг в «Эссе о развитии христианской доктрины» (An essay on development of Christian doctrine, 1845), где выдвигает показавшуюся тогда многим еретической мысль, восторжествовавшую лишь на II Ватиканском соборе (1962— 65): церковь не может оставаться одной и той же, она должна развиваться, но всегда оставаться единой.
Дилемма «католицизм или протестантизм» для английской философии 2-й пол. 19 в. оказалась весьма значительной. Через обращение к схоластической традиции и осмысление связи протестантизма с мистикой и иррационализмом решался вопрос о формировании исходных посылок современной науки, о природе философского знания. Именно под влиянием НьюменаА Уайхед пережил в 1890-х гг. религиозный кризис, определивший его философское развитие. В своей философии процесса Уайтхед проводит центральную идею Ньюмена: «Религия не сохранит былой мощи до тех пор, пока она не сможет относиться к изменениям в том же духе, как это делает наука» (УайтхедА. Н. Наука и современный мир.— В кн.: Избр. работы по философии. М., 1990, с. 250). Взгляды, которые Ньюмен отстаивал с исключительной энергией и талантом, предложенное им понимание эволюции религиозного сознания, оказали огромное воздействие не только на английскую религиозную философию. Это понимание сказывается и в концепции Арнольда Тойнби: в истории совершается религиозный прогресс, земная церковь никогда не станет идеальным воплощением Царства Небесного, история — дело рук Творца, продолжающееся усилиями человечества творение. Идеи Ньюмена способствовали появлению в Англии кон. 19 — нач. 20 в. целой плеяды католиков-интеллектуалов, таких, как К. Г. Честертон, религиозный философ X. Даусон и др. Их воспринимают и современные представители философии религии и философской теологии (напр., Дж. Хик), в т. ч. за пределами Англии. Соч.: Warks, vol. 1—37. L, 1861-81. Лит.: Lady Blennerhassef J. H. Kardinal Newman. L., 1904; Pnywara E. Einfuhrung in Newmans Wesen und Werk. Munch., 1922; Dark S. Newman. L.,1934.
В. И. Гараджа
Источник: Новая философская энциклопедия