НУС
Нус
от греч. noos - ум, разум, смысл) - мысль, ум, разум, интеллект; космический ум, созерцающий и мыслящий самого себя, т.е. мышление мышления.
Источник: Тематический глоссарий по философии
Нус
греч. nus – мысль, ум, разум) – одно из центральных понятий древнегреческой философии, дух, разум, смысл, мысль. В стоицизме нус сближается с логосом. Латинский перевод термина «нус» – интеллект.
НУС
(Nous; греч.)—дух, интеллект; мировая душа в философии Анаксагора. Согласно Платону и Аристотелю, нус представляет собой «мыслящую душу», выделяющую человека из животного мира. Кроме того, у Аристотеля нус — обозначение Бога, или демиурга.
H. М. М. Loenen. De n. in het systeem van Platon’s philos. (Diss.), Amsterdam, 1951: H. J. Krämer. Der Ursprung der Geistmetaphysik, 1964.
H. М. М. Loenen. De n. in het systeem van Platon’s philos. (Diss.), Amsterdam, 1951: H. J. Krämer. Der Ursprung der Geistmetaphysik, 1964.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
НУС
(греч. разум, мысль) - у античных философов Дух, интерпретируемый обычно как Мировой разум или высший божественный Ум. Впервые о Нусе сказал Анаксагор (V в. до Р.Х.), который признал, что мир (космос) как разумно устроенное целое, не мог бы возникнуть из хаоса сам собой, если бы не могущество Нуса, который все привел в порядок и создал структурное единство мира. У Аристотеля Нус - Форма форм, Беспричинная Причина и Неподвижный Перводвигатель; Нус - Самомышление, Он непрестанно мыслит о самом себе как высшем предмете мысли. У неоплатоников Нус сверхкосмичен, это божественный Ум, объединяющий множества божественных умов, пребывающих над миром в вечности.
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
Нус
(греч. — ум) — одно из осн. понятий античной философии, обозначающее мировую концентрацию всех существующих вообще актов сознания и мышления. В яркой форме впервые это понятие выступило в философии Анаксагора, где оно трактовалось как принцип оформления и порядка в отношении бесформенной материи. Идеалистическое толкование это понятие получило у Платона и особенно у Аристотеля, у к-рого оно является формой всех форм, пребывающей в вечном самосозерцании. Большое значение приобрело это понятие у неоплатоников, где оно на почве аристотелизма трактуется как особого рода сверхчувственное бытие, осмысляющее весь мир и придающее ему определенную форму. Материалисты тоже применяли это понятие. Демокрит понимал Н. как огонь и притом шаровидный. Космологическое значение имеет он также у Фалеса. По-видимому, у античных материалистов Н. — это совокупность законов природы или их источник, к-рый они представляли пока в чувственно-материальной форме. В гносеологии Демокрит резко противопоставляет Н. как принцип точности расплывчатым чувственным ощущениям, вносящим в познание смятение и беспорядок. Античный Н. всегда внеличен и даже безличен, в противоположность средневековым учениям, находившим в нем личное начало.
Источник: Философский словарь. 1963
нус
НУС (от греч. vovc, — ум, разум, дух) — категория греч. философии, означающая разумное начало в человеке и мире. В отличие от др. ментальных терминов, Н. указывает на интуитивное целостное схватывание истины. Категориальное значение Н. приобретает в философии Анаксагора как правящее, всепроницающее, всезнающее и ни с чем не сливающееся начало. Н. соединяет в себе целевой (предел стремлений) и причинный (задание вихревого ритма) принципы. У Платона Н. также спорадически выступает как организующее космос начало (Tim. 29d—31b). У Аристотеля Н. — системная категория, обозначающая разум в двух аспектах: 1) как мировой перводвигатель и цель всего сущего (Met. XII); 2) как высшая познавательная способность души, «форма форм» (Dean. Ill, 8). Аристотель различает актуальный Н. — бессмертный и тождественный своему предмету, — и потенциальный Н., пассивно и фрагментарно отражающий истину. Бессмертна та часть души человека, которая смогла причаститься активному Н. Позднеантичная философия пытается так или иначе суммировать учения Платона и Аристотеля о Н. Наиболее важная версия — неоплатонизм. У Плотина Н. — средний элемент в троичной иерархии мира. Он порожден Единым и, в свою очередь, порождает Душу. Сам по себе он — бытие, прекрасный космос божественных идей-образцов, принцип двойственности (как субъект-объектная диада). Поздний неоплатонизм (Ямвлих, Прокл) дает более изощренную дифференцированную структуру Н. Средневековая христианская философия сохраняет античную семантику Н, отождествляя его с универсумом ангелов и с высшими состояниями в молитвенной практике. Лат. аналог Н. — intellectus. Позднейшая традиция сохраняет содержание концепта в рубрике «Разум», иногда противопоставляя его дискурсивному «рассудку». Особенно близки античной теории Н. учения о Разуме в философии Г. В. Ф. Гегеля и Ф. Шеллинга. АЛ. Доброхотов Лит.: Посев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М., 1994; Романский И Д Анаксагор. М, 1972; Савельева ОМ. Содержание понятия «нус» в греческой литературе VII—VI вв. до н.э. // И з истории античной культуры. М., 1976; Брентано Ф. Психология Аристотеля в свете его учения о vovc, тюптпка; (главы из книги) // Историко-философский ежегодник. 2002. М., 2003; Peters P.E. Greek philosophical terms. N.Y., 1967.
НУС
ум, термин греческой философии, начало сознания и самосознания в космосе и человеке, принцип интуитивного знания — в отличие от дискурсивно-рассудочного знания (дианойя).
Черты, характерные для позднейших развитых концепций нуса, намечены в Элейской школе (знаменитое тождество мысли и бытия у Парменида) и у Анаксагора, поставившего нус у истоков возникновения мира. Первую развитую концепцию нуса дал Аристотель, у которого нус — эйдос эйдосов, целевая причина всего существующего — стоит во главе иерархии универсума и — как предмет всеобщей любви — есть перводвигатель. Аристотель же резко отделил актуальный нус, для которого мыслящее и мыслимое совпадают, от частичного и только потенциального человеческого нуса. Хотя у Платона концепция нуса не была достаточно разработана, в Древней Академии, видимо, проводилось различие между умом-нусом и единым (Спевсипп), либо же они объединялись (Ксенократ). Разработка проблемы нуса в среднем платонизме велась на основе понимания аристотелевского нуса как платоновского демиурга, содержащего в себе идеи-образцы всякого творения, но тождество ума-демиурга и парадигмы отчетливо не формулировалось; атрибуты нуса — единое, сущее, отец, создатель, первый бог. У Плотина нус — первая «ипостась», вторая ступень в иерархии универсума, сфера истинно сущего, стоящая ниже породившего ее единого-блага. Нус — вечная, насквозь ясная сфера идеальных образцов, или блаженных богов,— прекрасный умопостигаемый космос, в котором Плотин четко выделяет объект (бытие), субъект (нус как чистая мысль) и тождество того и другого («совершенное живое существо» платоновского «Тимея» 30с, 39е). Ямвлих четко выделил в уме умопостигаемых (парадигма) и мыслящих (демиург) богов. Прокл на основании этого тройного деления различал в нусе три триады богов: умопостигаемых (образец, парадигма), умопостигаемых и мыслящих, мыслящих (собственно ум). Понятие нуса играет важную роль в христианской теологии (Бог как нус; «умная» природа ангелов) и антропологии (нус как образ Божий в человеке и средство общения с Богом в «умной» молитве, чистой от примеси воображения).
Наиболее значимыми для истории философии моментами античного учения об уме-нусе следует считать его разработку у Аристотеля и Плотина: представление о тождестве в актуальном уме субъекта и объекта, об интеллектуальном (умном) созерцании и т. п.
Черты, характерные для позднейших развитых концепций нуса, намечены в Элейской школе (знаменитое тождество мысли и бытия у Парменида) и у Анаксагора, поставившего нус у истоков возникновения мира. Первую развитую концепцию нуса дал Аристотель, у которого нус — эйдос эйдосов, целевая причина всего существующего — стоит во главе иерархии универсума и — как предмет всеобщей любви — есть перводвигатель. Аристотель же резко отделил актуальный нус, для которого мыслящее и мыслимое совпадают, от частичного и только потенциального человеческого нуса. Хотя у Платона концепция нуса не была достаточно разработана, в Древней Академии, видимо, проводилось различие между умом-нусом и единым (Спевсипп), либо же они объединялись (Ксенократ). Разработка проблемы нуса в среднем платонизме велась на основе понимания аристотелевского нуса как платоновского демиурга, содержащего в себе идеи-образцы всякого творения, но тождество ума-демиурга и парадигмы отчетливо не формулировалось; атрибуты нуса — единое, сущее, отец, создатель, первый бог. У Плотина нус — первая «ипостась», вторая ступень в иерархии универсума, сфера истинно сущего, стоящая ниже породившего ее единого-блага. Нус — вечная, насквозь ясная сфера идеальных образцов, или блаженных богов,— прекрасный умопостигаемый космос, в котором Плотин четко выделяет объект (бытие), субъект (нус как чистая мысль) и тождество того и другого («совершенное живое существо» платоновского «Тимея» 30с, 39е). Ямвлих четко выделил в уме умопостигаемых (парадигма) и мыслящих (демиург) богов. Прокл на основании этого тройного деления различал в нусе три триады богов: умопостигаемых (образец, парадигма), умопостигаемых и мыслящих, мыслящих (собственно ум). Понятие нуса играет важную роль в христианской теологии (Бог как нус; «умная» природа ангелов) и антропологии (нус как образ Божий в человеке и средство общения с Богом в «умной» молитве, чистой от примеси воображения).
Наиболее значимыми для истории философии моментами античного учения об уме-нусе следует считать его разработку у Аристотеля и Плотина: представление о тождестве в актуальном уме субъекта и объекта, об интеллектуальном (умном) созерцании и т. п.
Источник: Новая философская энциклопедия
НУС
НУС (греч. ???? - разум, мысль, дух), ум, термин др.-греч. философии, начало сознания и самосознания в космосе и человеке, принцип интуитивного знания - в отличие от дискурсивно-рассудочного знания (диаиойя). Черты, характерные для позднейших развитых концепций нуса, намечены в Элейской школе (тождество мысли и бытия у Парменида) и у Анаксагора, поставившего нус у истоков возникновения мира. Первую развитую концепцию нуса дал Аристотель, у которого нус - «эйдос эйдосов», целевая причина всего существующего - стоит во главе иерархии универсума и - как предмет всеобщей любви - есть Перводвигателъ. Аристотель же резко отделил актуальный нус (???????? ????), для которого мыслящее и мыслимое совпадают, от частичного и только потенциального человеческого нуса (??????? ????,-Anst De an. III). Хотя у Платона концепция нуса не была достаточно разработана, в Древней Академии, видимо, проводилось различие между умом-нусом и Единым (Спевсипп) либо же они объединялись (Ксенократ). Разработка проблемы нуса в Среднем платонизме велась на основе понимания аристотелевского нуса как платоновского Демиурга, содержащего в себе wctew-образцы всякого творения, но тождество ума-демиурга и парадигмы отчетливо не формулировалось; атрибуты нуса - единое, сущее, отец, создатель, первый бог. У Плотина нус - первая «ипостась», вторая ступень в иерархии универсума, сфера истинно сущего, стоящая ниже породившего ее Единого-Блага. Нус - вечная, насквозь ясная сфера идеальных образцов, или блаженных богов, - прекрасный умопостигаемый космос, в котором Плотин четко выделяет объект (бытие), субъект (нус как чистая мысль) и тождество того и другого («совершенное живое существо» платоновского «Тимея» ЗОс, 39е). Ямвлих четко выделил в уме умопостигаемых (парадигма) и мыслящих (демиург) богов. Прокл на основании этого тройного деления различал в нусе три триады богов: умопостигаемых (образец, парадигма), умопостигаемых и мыслящих, мыслящих (собственно ум). Понятие нуса играет важную роль в христианской теологии (бог как нус; «умная» природа ангелов) и антропологии (нус как образ Божий в человеке и средство общения с Богом в «умной» молитве, чистой от примеси воображения). Наиболее значимыми для истории философии моментами античного учения об уме-нусе следует считать его разработку у Аристотеля и Плотина: представление о тождестве в актуальном уме субъекта и объекта, об интеллектуальном (умном) созерцании и т. п. Лит.: Perler О. Der Nus bei Plotin und das Verbum bei Augustinus als vorbildliche Ursache der Welt. Freib., 1931; Fritz ?. ?. ???? and ????? in the Homeric Poems, - CPhil 38, 1943, p. 79-93; Idem. Der ???? des Anaxagoras, - ArchBegr 9, 1964, S. 87-102; Idem. ????, Noe?v and their derivatives in Pre-Socratic philosophy (excluding Anaxagoras), - The Pre-Socratics. Ed. A. Mourelatos. N. Y., 1974, p. 23-85; Hamelin O. La th?orie de l´intellect d´apr?s Aristote et ses commentateurs. P., 1953; Armstrong A. H. The Background of the Doctrine that the Intelligibles are not outside the Intellect, - ENTRETIENS 5. Les sources de Plotin. Vandv.; Gen., 1960, p. 391-413; Kr?mer H. J. Der Ursprung der Geistmetaphysik. Amst., 1967; Hager F. R Der Geist und das Eine. Bern; Stuttg., 1970; Szlezavk Th.-A. Piaton und Aristoteles in der Nuslehre Plotins. Basel; Stuttg., 1979; Lloyd A.-C. Plotinus and the Genesis of Thought and Existence, - OSAPh 5, 1987, p. 157-186; Emilsson ?. K. Plotinus on Intellect. Oxf, 2007. См. также лит. к ст. Анаксагор, Неоплатонизм. Ю. А. ШИЧАЛИН
НУС
греч. ???? – ум, разум) – одна из осн. категорий антич. философии, представляющая собой обобщение всех смысловых, разумных и мыслительных закономерностей, царящих в космосе и в человеке. Соответственно природе античной философии и эта категория связана с непосредственными физическими и материальными обобщениями, т.е. в конце концов с космосом, чувственно-материальным, видимым, слышимым и осязаемым. Уже у Гомера этот термин тесно связан с чувств. восприятием (см. А. Ф. Лосев, Эстетич. терминология ранней греч. лит-ры, в кн.: "Уч. зап. МГПИ им. Ленина", 1954, т. 83, с. 130–32). С падением антропоморфич. мифологии и с наступлением периода натурфилософии прежние боги превращаются в те или иные космич. закономерности, откуда и начинается характерное для всей антич. философии отождествление богов с умами. Это меньше всего обозначало попытку обожествлять H., a скорее, наоборот, концепцию богов как обобщенных закономерностей разных областей природы и общества или космоса в целом. Если, с одной стороны, уже у Фалеса (А 23, Diels9) "бог есть Н. мира", и если у пифагорейцев (58 В 15) тоже "бог есть Н.", и если, по Ксенофану (А 1), "бог – всеобщий Н.", а по Mетродору Лампсакскому, "Зевс есть Н." (6), определяющий и знания людей (Гиппократ 22 С 1) и ту "сущность", к-рая является первообразом для вещей и имен (Пифагор 68 В 26), то, с другой стороны, Н. трактовался в плане греч. натурфилософии, т.е. в плане стихийного материализма: по Демокриту (А 74), Н. есть "бог в шаровидном огне"; по Эпихарму (В 50 а), солнце есть "всецело Н.", и, хотя, по Экфанту (1), космос есть образ Н. и движется "божественной силой Н.", все-таки, по Архелаю (А 12), "бог есть воздух и Н., однако, не мирообразующий". По Диогену Аполлонийскому, мировое мышление есть воздух. Наиболее разработанную, материалисти-ческую по существу концепцию Н. в период натурфилософии дал Анаксагор. Материалистич. смысл имели и утверждения Ксенофана: "бог без усилий силой Н. все потрясает" (В 25). В период софистики Еврипид (Тrо. 885–888) отождествлял "Н. смертных" с Зевсом и воздухом. Что касается Н. в человеч. душе, то в период натурфилософии можно наблюдать постепенный переход от недифференцированного его понимания (таково отождествление в душе Н., знания, мнения и чувств. ощущения – 58 В 15), к противопоставлению его эффективно-волевой стороне (58 В 1 а, 23 В 43), чувств. восприятию и представлению (Демокрит А 113), телу (у него же В 105) и глазами (Эмпедокл В 17, 21). Н. не только приравнивался иной раз душе (Парменид А 1), но и огню (Демокрит А 101). В противоположность материализму ранней натурфилософии, Сократ постулировал наличие в человеке Н. как самой гл. способности, а от частичного человеческого Н. переходил к общетелеологич. толкованию родовых сущностей и ко всеобщему мировому Н., причем понимал этот последний как принцип практич. объяснения действительности, обозначая его также термином ????????, т.е. "практический разум" (Xen. Memor. I,4, 17). Идеалистич. концепцию Н. развил далее Платон, к-рый критиковал как вообще всякие веществ. объяснения существующего, так и, в частности, учение Анаксагора о Н.; нус трактовался у него как принцип мирового порядка и гармонии (Tim. 29 Д – 31 В) так, что отличие Н. от космоса оказывалось в то же самое время и тождеством Н. с космосом. Это взаимоотношение Н. и космоса Платон сознательно трактовал диалектически, чем отличался от описательной телеологии Сократа. Аристотель, критикуя Платона, считал, что все идеи вещей, не будучи в состоянии существовать разрозненно, образуют некое мировое целое, или мировой Н., к-рый отделен от материальных вещей в том смысле, что они содержат в себе чувств. материю, но зато он содержит в себе свою собств. умственную, или, как говорили лат. переводчики, интеллигибельную материю (Met. VII 10, 1036 а 9–10; VIII 6, 1045 а 22 b 18). Этот мировой Н., по Аристотелю, есть форма форм и ощущение ощущений (De an. III 8 432 а 2), актуально мыслящая вечность, в к-рой каждая чувств. вещь имеет свою идею. Однако идеи эти Аристотель мыслил вечно действующими, а состоящий из них вечный и неподвижный Н. называл перводвигателем (Met. IV 8,1012 b 24–31; XII 7; 8 1074 а 37; Phys. VIII 10). Т.о., не Платон, но скорее Аристотель, является отдаленным предшественником неоплатонич. учения о Н., отличаясь от Платона учением о самосознании Н. и об его вечно-энергийном, а также иерархийном (ср. о действиях Н. в космич. сферах, XII 8) функционировании. Развивая это учение, неоплатоники впоследствии стали говорить об эманациях Н. В эпоху эллинизма, когда гл. задачей философии оказалась охрана и покой человеч. "Я", идея Н. несла материально организующие функции. В этом сходились три основные школы раннего эллинизма, во всем прочем столь различные между собой – стоицизм, эпикурейская школа и скептицизм. От гераклитовского огня Н. стоиков отличался телеологией, провиденциализмом (фатализмом) и теорией систематич. морального самовоспитания человеч. личности. Считая Н. божественным (SVF II frg. 1038, Арним I frg. 146, 158) и даже просто богом или судьбой (II frg. 1027; I frg. 102; II frg. 580), стоики трактовали его как огненный (I frg. 157), пребывающий в эфирной высоте (II frg., 1027) и пронизывающий собой каждую малейшую часть космоса (II frg. 634), как ту способность, к-рая, оставаясь одной и той же, в одном отношении разумна, в другом – чувственна (II frg. 849). Этого стоич. ригоризма хватило, однако, не более, чем на два века. Он был существенно поколеблен в Средней Стое Панецием и Посидонием, у к-рого Н. уже переставал быть материальным и огненным, но превращался в мировой порядок, начиная от чистого и абсолютного Н. и переходя через все ступени материального бытия к природным явлениям и человеку (Nemes. 154, 10 сл.; Cic. De nat. deor. II 24 сл., 115 сл.; Мах Туr. VIII 8, 9, 1; Cic. De divin., 1 110,117, 125 сл.; Cic. De nat. deor. II 73 сл., II 33 сл.). Благодаря отделению в H. идеальной стороны от материальной последняя теряла свой твердокаменный характер и первоначальный стоицизм становился менее ригористическим. Постепенно стало развиваться учение о внутр. восхождении человека к чисто световому Н., к-рый мыслился как максимальная сосредоточенность человеч. духа в себе, чему у Плотина посвящены десятки страниц. Поэтому H. y Посидония уже переставал быть первоначальным стоич. Н. Скорее его нужно называть Н. стоич. платонизма. Многочисл. варианты концепции Н. стоич. платонизма можно найти также в том среднем платонизме 1–2 вв., к-рый был подготовкой неоплатонизма. Из философов, ближайших к неоплатонизму, нужно отметить Нумения. Стоич. платонизм Нумения помешал ему дать классич. концепцию платоновского Н., заставил объединить это последнее с "единым" и прямо от Н. переходить к космосу, минуя учение о душе, и тем самым представлять себе Н. материально. Зато Н. выступил у него как демиург, что было вполне в духе классич. платонизма. Вместе с тем один из учителей Плотина Аммоний Саккас весьма отчетливо отделял Н. от всего душевного и телесного (Nemes. De nat. hom. 3), чем вплотную придвинул эклектич. учение о Н. к Плотину (см. Немесий, О природе человека, пер. Ф. Владимирского, Почаев, 1904, а также у М. Владиславлева, Философия Плотина..., СПБ, 1868, с. 269–71). Т.о., эволюция платонич. концепции Н. между Посидонием и Плотином заключалась в последовательном исключении стоич. материализма и натурализма. От стоицизма к неоплатонизму перешла только отмеченная выше острейшая жажда субъективного освобождения человека от оков материальной действительности, достигшая в неоплатонизме степени внутр. и эстетич. слияния с последними основами бытия. Плотин разработал учение о Н., как вечно-самодвижной самосоотнесенности бытия и, следовательно, его самосозерцании (V 2, 1). Понимание Н. как чистого сущего Плотин воспринял из элейской традиции через переработку ее у Анаксагора, Платона и Аристотеля. Плотин развил концепцию тождества в Н. субъекта и объекта (II 9, 1; V 3. 5. 6; III 8, 9; VI, 4), полного отличия Н. как от "единого" (VI 9, 2), так и от "души" (IV 8, 7; V 1, 7, 8), не говоря уже о космосе (IV 1,1; 2,1). Чистота Н. в концепции Плотина носит на себе следы философии Аммония Саккаса, в то время как световая природа Н. (многочисл. тексты, напр. I 6, 9) разработана на основе платоновских суждений (Plat. Phaedr. 250 В ?). Детально представлено у Плотина учение о внутр. восхождении человека к последней световой сосредоточенности в H., a через Н. и в "едином" (VI 9). Ученики и последователи Плотина старались дифференцировать и уточнить то, что у Плотина еще не получило большой разработки – субъект-объектные отношения внутри самого Н. Отсюда возникали многочисл. триады Н. (у ученика Плотина Амелия, у ученика Ямвлиха Феодора из Азины). У Ямвлиха точно обозначенную триаду содержит в себе мыслимый и мыслящий Н., к-рые, однако, не объединяются в точно обозначенный синтез. Что же касается демиурга, то он оказывается не чем иным, как последним членом мыслящего Н. и, кроме того, еще сам состоит из семи моментов, образуя таким образом, гебдомаду. Триадич. расчленение Н. дал Прокл: мыслимое сущее, или прообраз; мыслящие идеи; синтез того и другого, понимаемый как жизнь. Что же касается мыслящих идей, то они в целом составляют у Прокла ясно проводимую гебдомаду (семирицу), каждый член к-рой тоже гебдомадичен. Концепции Н. в эпоху позднего эллинизма, к-рый уже не создавал новых идей, но зато ставил своей целью углубление, дифференциацию и систематику созданных антич. идей, сводились в основном к реставрации древней мифологии. Каждое божество или демон получал свое место, и их классификация превращалась в категориальную систему Н., за к-рой следовала такая же система – сферы мировой души. Общеплатонич. понятие "единого" было выше всяких богов, разделение его на бесконечное множество единичностей все еще было далеко от конкретной мифологии. Когда же переходили ко второй ипостаси, к Н., то мифология начиналась не сразу. Пока Н. рассматривался как только мыслимый, интеллигибельный предмет, мифологии не было, потому что боги и демоны вовсе не являются только мыслимыми предметами, они ведь еще и мыслящие субъекты и души. Следовательно, конструкция богов и демонов начиналась только с момента фиксации в Н. также и субъективно мыслящей стороны. И только разработка всех категорий Н. с точки зрения его субъективно мыслящих моментов приводила к тем многочисл. категориям, к-рые уже можно было сопоставлять с конкретно данными в народной мифологии образами и построениями. Т.о., огромное историко-филос. значение антич. теории Н. заключается в создании единой концепции всего осмысленного и закономерного, противопоставленного всему случайному, хаотически текучему, эмпирическому. Правда, осознаваемый при помощи Н. чувств. космос был всегда полон для древних самых разнообразных богов, демонов и душ, ибо расстаться с древней мифологией целиком и окончательно для. древних было невозможно. Более того, если даже у Платона и Аристотеля теория Н. почти насквозь космологична, но не теологична, то последние века античной философии заполнены колоссальным напором на теорию Н. как на диалектику древней мифологии. Ясно, однако, что это было концом античности, когда уже не появлялись новые филос. идеи, а вся философия в основном направлялась на реставрацию мифа. Тем не менее в целом антич. теории Н. были не только необходимыми для самой античности, но и часто играли в ней прогрессивную и даже революц. роль. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956, с. 195; Зелинский ?. ?., Гомеровская психология, "Тр. разряда изящной словесности Росс. Акад. Наук", П., 1922, с. 10–16; Brentano Fr., Die Psychologie des Aristoteles, insbesondere seine Lehre von ???? ????????? (nebst einer Beilage ?ber das Wirken des aristotelischen Gottes), Mainz, 1867; Heinze M., ?ber die ???? des Anaxageras, "Berichte der Gesellschaft der Wissenschaften phil.-hist. Klasse", Lpz., 1890, S. 1–45; Guyot H., Plotin et la g?n?ration de l´intelligence par l´un, "Rev. n?o-scolastique de philosophie", 1905, p. 55–59; Patrick M. M., The birth of the idea of spirit in Greek thought, "Popular Science Monthly", 1906, v. 69, Oct.; Kellermann В., Das Nusproblem, в кн.: Philosophische Abhandlungen. H. Coehn zum 70. Geburtstag dargebracht, В., 1912, S. 152–69. А. Лосев. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.