НРАВЫ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Нравы
обычаи, имеющие нравственное значение. Это понятие характеризует все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Нравы
Человеческие действия, особенно широко распространенные, рассматриваемые как объект познания или оценки. Разумеется, лучше познавать, чем судить. Вот почему в великих моралистах так мало морализаторства.
 

Источник: Философский словарь.

Нравы
принятые в обществе формы поведения, реально существующие «житейские», «живые» нормы нравственности (в отличие от высших, декларируемых строгих идеалов и норм морали), бытующие в определенной общности (сфере жизни) в определенную эпоху. Объективированные в обязанностях и ставшие образом мышления и действия стереотипы поведения человека, рождающиеся в реальной жизни и не санкционированные специально.

Источник: Биомедицинская этика. Краткий словарь терминов

Нравы
устойчиво повторяющиеся особенности поведения. Н. могут быть оценены с позиций нравственности, но это не означает, что они обязательно являются формами её проявления. Н. являются нравственными, если они содержат в себе проявления добра. Отождествление нравственности и Н. приводит к утверждениям вроде того, что «Тогда (или в той культуре) это (например, людоедство, воровство, жестокость и т.п.) считалось нравственным». Нравы бывают разные, нравственность, как следование добру, или есть или её нет.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

НРАВЫ
понятие, фиксирующее общественные привычки людей, то, как фактически ведут себя члены большой или малой социальной группы, что они разрешают себе или запрещают. Н.— это те эталоны и нормы поведения, к-рыми непосредственно руководствуются люди. Н. как сущее, как наличное бытие добра и зла в поведении отличаются от идеалов как должного. Совокупность Н. связана с нравственностью социальной общности. Поскольку различны бытие классов, социальных слоев, их место в системе общественного производства, их уровень культуры, различны и Н.

Источник: Философский энциклопедический словарь

НРАВЫ
привычки, чувства, верования, общие для группы людей, имеющие моральную ценность образцы поведения, сложившиеся в ходе длительного исторического развития. В нравах сохраняются не только те образцы поведения, которые имеют непреходящее значение и являются неотъемлемой властью культурных традиций, но и те, которые препятствуют дальнейшему развитию культуры, ограничивают свободу морального выбора человека.. Нравы или социальные привычки образуют первичную форму права, основанную на традиции, или право обычая; юристы сегодня все еще обращаются к этой «общей морали», материализованной в нравах и предрассудках общества.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

НРАВЫ
привычки, чувства, верования, общие для группы людей. Нравы или социальные привычки образуют первичную форму права, основанную на традиции, или право обычая; юристы сегодня все еще обращаются к этой «общей морали», материализованной в нравах и предрассудках общества. Социология в качестве «науки о нравах» (выражение Дюркгейма) предлагает вычленить моральные верования, выраженные индивидами, принадлежащими к тому или иному обществу, и запечатленными в самой практике общественных отношений; она может также охарактеризовать определенные культурные «типы» (социальная типология) и определить смысл общественной эволюции при условии, что изучение всего этого будет рациональным, методичным и позитивным (то, что Леви-Брюлъ назвал «рациональным моральным искусством», когда к социальным фактам прило-жимы экспериментальные методы, используемые в науках о физическом мире).
 

Источник: Философский словарь

НРАВЫ
обычаи, имеющие нравственное значение (ценность), поддерживаемые в об-ве посредством моральных отношений или, наоборот, представляющие собой часто встречающиеся отступления от требований нравственности. Понятие Н. близко к понятию норм поведения. Но в отличие от последнего оно характеризует не способ поддержания общественной дисциплины, а содержание поведения (как именно принято поступать), присущего данному об-ву, социальной группе, классу, коллективу. Им обычно пользуются при описании и моральной оценке бытующих в том или ином об-ве норм поведения (социалистические Н., буржуазные, частнособственнические, бюрократические Н. и т. п.). Установление социалистических общественных отношений и их победа над капиталистическими в повседневной жизни об-ва с т. зр. морали состоит в преодолении буржуазных Н. и развитии и укреплении новых, социалистических Н, в труде, в быту, семейных отношениях.
О

Источник: Словарь по этике

НРАВЫ
обычаи, имеющие нравственное значение. Проистекают из постоянных норм, которыми люди руководствуются в отношениях между собой и с обществом, при условии, что эти нормы не вводятся принудительными предписаниями власти или закона или являются результатом влияния религиозных догм, а регулируются традициями. Когда последние упорядочивают политическую (отношение к власти), умственную (отношение к Богу и культу), экономическую (отношение к природе, ее дарам и пр.) стороны жизни, то такие нормы относят к моральным и нравственным обычаям. Значение нравов в историческом процессе состоит в том, что они запечатлевают нравственный прогресс, уже достигнутый, превращаясь в навык. Власть нравов над толпой огромна, и действия немалой части человечества регулируются именно господствующими в данное время нравами. При росте уровня цивилизации и повышении нравственности смягчаются и нравы. Напротив, огрубение нравов происходит при дегенеративных процессах и деморализации общества, что выражается в увеличении актов насилия, в ослаблении солидарности между членами общества, возрождении жестокости и др. пороков.

Источник: Философский энциклопедический словарь

НРАВЫ
обычаи, имеющие нравств. значение. В отличие от понятия нравственной деятельности, к-рое выделяет в поступках людей их целенаправленную сторону (каким образом они мотивированы, на осуществление каких моральных целей они направлены), понятие Н. имеет более описат. характер, фиксирует все те формы поведения людей, к-рые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравств. оценке. Если этнограф, бытописатель или публицист, описывая и оценивая распространенные в к.-л. обществе способы поведения, обращают внимание на содержание Н. (то, как принято поступать), то социолога интересует социальный механизм, посредством к-рого Н. воспроизводятся в жизни общества. Первым к рассмотрению Н. с этой т. зр. подошел амер. социолог У. Самнер. В работе "Нар. обычаи" (W. Sumner, Folkways, Boston, 1907) он отличил от обычаев Н. как групповые нормы, имеющие силу предписаний, в к-рых отразились интересы общего благоденствия группы. Однако поскольку ни Самнер, ни более поздние бурж. социологи не признают объективной обусловленности Н. социально-историческими законами (см. R. М. Мас-Iver and С. H. Page, Society. An introductory analysis, L 1952), они оказываются не в состоянии объяснить, почему часто действительно Н. общества совершенно не соответствуют тем нравственным предписаниям, к-рые оно проповедует. Марксистская этика рассматривает это противоречие должного и существующего, как отражение общих противоречий историч. процесса (см. Нравственное сознание, Нравственные отношения). Лит. см. при ст. Обычай. О. Дробницкий. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

НРАВЫ
устоявшиеся в данном сообществе формы поведения. «Н.» как понятие социальных наук может специфицироваться по-разному в различных предметных и теоретических контекстах.
В социологии Н. иногда определяются как своего рода полезные обычаи (У.Самнер).
В бытописательной лит-ре под «Н. и обычаями» понимаются нормы поведения, бытующие в определенной общности или среде (отдельной сфере общественной жизни) в определенную эпоху (Э.Фукс).
В современной популярной лит-ре словом «Н.» обозначается реально существующая (в отличие от декларируемой) нравственность. Также, но по концептуально достоверным основаниям употребляется это слово Г.В.Ф.Гегелем: по-видимому, отталкиваясь от сложившейся в др.-греч. философии трактовке понятия «этос» (греч. - нрав, характер, привычка) как «второй природы», отличной от «первой природы» — «физиса», Гегель понимает под Н. (Sitten) «действительность нравственной идеи» или «привычку к нравственному», к-рая образуется в результате соединения нравственного (Sitte) с действительностью индивидов («Философия права», § 257, 151), но также и, шире, объективированная в обязанностях и ставшая привычкой и образом мысли свободная воля индивида (Энциклопедия философских наук. Т. III. Философия духа, §486). Вопрос, к-рый остается при таких определениях открытым и к-рый необходимо уточнить при спецификации данного понятия, заключается в следующем: являются ли Н. формами поведения, к-рые регулируются какими-то особыми социальными нормами, наряду с нормами права, морали, обычая и т.д.? Учитывая, что а) в социально-философской и этической лит-ре при встречающемся смешении Н. с моралью или обычаями Н. не рассматриваются в качестве особой формы социальной регуляции, б) необходимо поддержание по возможности четких границ используемых понятий, под Н. целесообразно понимать стереотипы поведения, не санкционированные специально, складывающиеся стихийно в сложном процессе принятия, адаптации и перверсии вменяемых к исполнению норм (права, морали, обычая и т.д.). Лит.: Анчел Е. Этос и история. М: Прогресс, 1988; Гусейнов А.А. Мораль // Общественное сознание и его формы. М.: Политиздат, 1986. С. 159-188; Ефимов В. Т. Введение в этосологию: Нравы и нравственность. М.: [Б.и.], 1993; Спенсер Г. Основания этики [Ч. I. Данные этики]. СПб.: Акцион. общ-во печатного дела «Издатель», 1899.

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
0.00 байт

«Нравы», «Нравственность» и морально-правовой долг правдивости

Мясников Андрей Геннадиевич
Читать PDF
0.00 байт

2017.02.017. МАРТИНО Г. КАК НАБЛЮДАТЬ: НРАВЫ И ОБЫЧАИ (ФРАГМЕНТЫ ИЗ КНИГИ). (ПЕРЕВОД С АНГЛ.).* MART

Мартино Г.
Читать PDF
0.00 байт

2016.03.017. МАРТИНО Г. КАК НАБЛЮДАТЬ: НРАВЫ И ОБЫЧАИ (ФРАГМЕНТЫ ИЗ КНИГИ). MARTINEAU H. HOW TO OBSE

Мартино Г.
Читать PDF
0.00 байт

2016.04.019. МАРТИНО Г. КАК НАБЛЮДАТЬ: НРАВЫ И ОБЫЧАИ (ФРАГМЕНТЫ ИЗ КНИГИ). (ПЕРЕВОД С АНГЛ.)* MARTI

Похожие термины:

  • НРАВЫ СОЦИАЛЬНЫЕ

    принятые в обществе образцы поведения, сложившиеся в ходе исторического развития,