в совр. России идейно-политич. течение, выступающее с консервативно-правосл. позиций по проблемам общественно-государственных, экономич., культурных преобпазований в стране. НРП не столько возрождают дореволюц. и уходящие в глубь веков православно-монархические традиции, сколько создают их заново на почве антикоммунизма, а в последнее десятилетие в упорном противостоянии демократизации страны и курсу реформ. Одним из первых предвестников этого движения стал Православно-монархический союз (Прамос), к-рый, будучи созданным в 1925, действовал подпольно, а в 1990 на Первом Всероссийском монархическом съезде превратился в легальную Православную конституционно-монархическую партию России. Начиная с сер. 60-х гг. появляются зародыши движения уже собственно НРП. В 1964 возникает нелегальный Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа (ВСХСОН), называвшийся также «Бердяевский кружок в Ленинграде». В это же время создается легальное объединение «Русский клуб». Идеи рождавшегося направления обсуждались в издававшихся В. Осиповым самиздатовских журналах «Вече» (1971), «Земля» и в альманахе Г. Шиманова «Многие лета» (с 1980). В полной мере НРП стали активно заявлять о себе к нач. 90-х гг. Сегодня число таких орг-ций с трудом поддается подсчету. Наибольшим влиянием пользуется Народно-православное движение, вобравшее в себя нек-рые филиалы «Памяти», Русскую народную партию, Российский освободительный союз, а также монархические группировки. Все они единодушно обличают реформы последних лег как «происки сатанинских сил», как «коварный заговор большевиков и жидо-масонов», обрекающих Россию на гибель. Долг патриотов, повторяют они, сорвать эти зловещие планы и сплотить всех русских людей под эгидой православия с целью реставрации монархии, воссоздания Святой Руси. Свою острую социально-политич. критику совр. России НРП используют для пропаганды заведомо реакционных утопий. Они навязывают ср. — век. идеал, пройденный и отвергнутый отечественной историей. Планы национального устройства России имеют у НРП две ориентации: узкоэтническую (славянскую) и широкую геополитическую (евразийскую). В первом случае основой российского об-ва объявляется славянская (русская) национальная общность, имеющая религ. — нравственную природу. Отождествляя национальную принадлежность с приверженностью к правосл. вере, НРП фактически отвергают историческую специфику православия как конфессии в мировой, христ. религии, подменяя ее образом региональной, национальной религии, защищающей концепцию «богоизбранного» народа, «народа-богоносца». Из этой националистической доктрины делается вывод о неблагонадежности евреев, принявших православие, и иноверцев, поскольку национал-патриотом может быть только православный. Наиболее радикально настроенные НРП заявляют, что являются прямыми наследниками крайне правых дореволюц. орг-ций: «Союза русского народа», «Союза Михаила Архангела» и «Черной сотни», запятнавших себя кровавыми погромами.
НРП решительные противники принципа свободы совести, ратуют за воссоздание в стране государственной религии и жесткие законодательные ограничения деятельности иноверческих объединений и их лидеров. Иноверцы для них «земные прислужники Сатаны», а зарождающийся в России религ. плюрализм «нашествие всеереси».
НРП не отождествляют свои позиции с Русской Православной церковью и часто подвергают ее критике по политич. мотивам. Русская Патриархия отмежевалась от правых экстремистов и отрицает свою причастность к определенному социально-политич. устройству об-ва. Правосл. конституционно-монархическая партия России не скрывает своего враждебного отношения к РПЦ, обвиняя последнюю в том, что она якобы «из-за страха перед большевиками» отошла от былых монархических позиций.