разнородные группы философов, социологов, историков, писателей и др.представителей буржуазной интеллигенции, активно выступивших в начале 70-х гг. во Франции (А. де Бенуа, Ш. Бресоль, П. Виаль, М. Мармен, А. Гобар и др.) с претензиями на “возрождение европейской культуры”. Их воззрения эклектичны. Они осознают глубокий кризис, к-рый переживают империализм и его культура, но полагают, что причины его следует искать в деятельности “старых правых”, признававших формальное равенство всех людей, в их неспособности к созданию новых культурных ценностей. “Н. п.” стремятся разработать такие идеи, к-рые, по их мнению, должны вывести из кризисного состояния совр. капитализм и его колыбель — европейскую культуру. Они проповедуют отказ от демократических традиций, рационалистического философского наследия и возврат к дохристианской Европе. “Н. п.” выступают против социальной справедливости, пытаются доказать “естественный и вечный характер” неравенства людей. Абсолютизируют многообразие мировой истории, отрицают ее единство и прогрессивное развитие, рассматривая историю как постоянное чередование и повторение одних и тех же циклов и явлений.
НОВЫЕ ПРАВЫЕ
“НОВЫЕ ПРАВЫЕ”
Источник: Философский энциклопедический словарь
НОВЫЕ ПРАВЫЕ
в истор. смысле это широкая группа представителей зап.-европ. интеллигенции, активно выступившая в начале 1970-х гг. во Франции, когда А. де Бенуа, Ш.Бресоль, П.Виаль, М.Мармен, А.Гобар критиковали состояние «европ. дел». Резко отличались от традиц. фр. правых практически по всем осн. пунктам. Н.п. явл. сторонниками «органической демократии», германофилами и модернистами. Осуществили масштабную ревизию ключевых полит. идеологий XX в., отвергали марксистский социализм и коммунизм, а также «утопии равенства», к-рые, с их т.зр., начиная с XVIII в. приобретали все большее влияние. Считали, что европ. культура, экон. и соц.-полит. системы переживают глубокий кризис. Его причины следует искать в деятельности, прежде всего, «старых правых», неспособных создать новые культ. ценности и объединить на их основе об-во. Поэтому необходимо разработать новую идеологию, чтобы вывести из кризиса Европу и европ. культуру, акцентируя ее культ. и полит. истоки. Стремились защищать элитизм, но в рамках культуры, а не на основе расовой теории (см. Расово-антропологическая школа). Выступали против экономизма, за автономию или даже примат политики над др. сферами жизни об-ва. Осуждали направления, провозглашающие «конец истории», считая их враждебными интересам Европы и ее цивилизации. Однако мощный идейный всплеск рубежа 1960—70-х гг. остался уделом узкой группы интеллектуалов, и не нашел массовой аудитории и соц.-полит. базы. Сегодня можно говорить о полит. закате Н.п. В.Я.Мауль
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь