группа фр. философов (А. Глюксман, Б. А. Леви, Ж. П. Долле, Г. Лярдро, К. Жамбе и др.), выступавших в 70-е гг. против марксизма, революционных учений и фундаментальных идей классической европейской философии. Крупнейшие парижские издательства и в 80-е гг. продолжают выпускать их книги, а сами “Н. ф.” активно выступают в различных “форумах” против участников движения за мир и разоружение в Европе, Французской компартии, интернациональной солидарности коммунистических и рабочих партий. “Н. ф.” претендуют на роль лидеров в “большом повороте” левой интеллигенции против марксизма и реального социализма. В действительности “новая философия” является не результатом “кризиса марксизма” и “поражения социалистической идеологии”, как представляют ее правые средства массовой информации, а выражением кризиса всей совр. буржуазной философии, в разных направлениях к-рой преобладает отказ от достижений классической философии — идей закономерности и познаваемости мира, разумного преобразования об-ва и общественного прогресса. Доводя до логического конца худшие черты экзистенциализма, психоанализма и структурализма, “Н. ф.” трактуют историю человеческого об-ва как “монотонное повторение форм господства”, а в качестве идеала человека выдвигают “ангела”, выпадающего из всех общественных отношений, отказывающегося от общепринятого языка, культуры, образа жизни и мышления. Отвергая классическую философию и марксизм как “науку революции, науку господства, науку управлять”, “Н. ф.” расчищают путь мифологизированным и религиозным формам сознания.
НОВЫЕ ФИЛОСОФЫ
“НОВЫЕ ФИЛОСОФЫ”
Источник: Философский энциклопедический словарь
«НОВЫЕ ФИЛОСОФЫ»
движение молодых философов Франции, заявившее о себе в 1970-х гг. Его сторонники ставили целью теоретическое осмысление итогов мая 1968 (массового социально-политического взрыва против существующего режима) и перспектив леворадикальных идей. Под влиянием структурализма и особенно воззрений М. Фуко, Ж. Лакана, Р. Барта, а также постструктуралиста Ж. Деррида «новые философы» выступили за нетрадиционное понимание истории и места в ней человека, проблем социальной революции и общественного прогресса. В центре внимания — механизм власти и угнетения; связи власти с наукой и идеологией; возможности автономного протеста личности против отчуждающих систем — политических, экономических, социальных. Одним из лидеров «новых философов» выступил Андре Глюксман. Главными виновниками тоталитаризма он считает «властителей-мыслителей», создателей революционных теорий, к которым относит Фихте, Гегеля, Ницше и Маркса. История, по Глюксману,— это реализация идей, представленных в текстах великих авторитетов мысли, написанных специально для достижения господства. Позднее он обратился к идеям Декарта, который, в отличие от «властителей-мыслителей», не создает «позитивной идеологии», а пытается раскрыть человеческие заблуждения. Позитивная программа Глюксмана отмечена крайним пессимизмом: человека, отказавшегося от борьбы и конфликтов, ждет безысходное одиночество. Другой лидер «новых философов» — Бернар-Анри Леви — разрабатывал концепцию «онтологии власти». Структуры власти, запечатлеваемые в языке, требуют полной нивелировки индивидуально-личностного начала и ведут к нескончаемому увеличению отчуждения и зла. Леви подчеркивал значение иудео-христианской традиции, призванной воодушевлять людей на противостояние всепроникающей «онтологии власти».
Лит.: Кутасова И. М. Антифилософия «новой философии». М., 1984; Glucksmain A. Les maitres penseurs. P., 1977; Levy B.-A. La barbarie visage humain. P., 1977.
И. С. Вдовина
Лит.: Кутасова И. М. Антифилософия «новой философии». М., 1984; Glucksmain A. Les maitres penseurs. P., 1977; Levy B.-A. La barbarie visage humain. P., 1977.
И. С. Вдовина
Источник: Новая философская энциклопедия