НОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

НОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
понятие, обозначающее присущую совр. политическому процессу совокупность ценностей, идей, подходов, порожденных осознанием необходимости ненасильственного и взаимозависимого, целостного мира, выражающих планетарные интересы человечества безотносительно к его национальной, государственной, классовой дифференцированности. Н. п. м. предполагает право свободного выбора каждым народом, каждой страной собственного пути развития при сохранении исторически сложившихся политических и социально-экономических систем, политических, идеологических и философских взглядов, национальной культуры. Идеологической основой Н. п. м. является философская концепция противоречивого и вместе с тем единого взаимосвязанного мира, опирающаяся на научный анализ революционных сдвигов, происходящих в жизни мирового сообщества,— изменение социального облика мира, интернационализацию экономики, обострение глобальных проблем, появление возможности уничтожения цивилизации, активный контакт культур и др. Концепция Н. п. м. представляет собой творческое развитие ленинского принципа мирного сосуществования государств с различным общественным строем с учетом реалий жизни человечества в последней четверти 20 столетия. Принципиальной важности новый момент состоит в том, что в обстановке угрозы уничтожения человечества и всего живого на Земле мирное сосуществование уже не может рассматриваться как форма классовой борьбы на мировой арене, что заставляет пересмотреть укоренившиеся штампы и представления о формах и способах разрешения конфликтов, принципах взаимообщения и сосуществования. В новых исторических условиях сужается сфера применимости политических методов и средств, основанных на насилии. Целостность, взаимозависимость совр. мира выдвигает на передний план общегуманистические ценности и приоритеты, связанные с обеспечением условии выживания человечества как такового, предполагает преодоление “образа врага”, националистических, религиозных и др. предубеждений. Противоборство различных социально-экономических систем не должно доводиться до раскола мирового сообщества на два “непроницаемых” фрагмента цивилизации. Расчленение мирового хозяйства, технологии, торгово-кредитных отношений по политико-идеологическим признакам бесперспективно. Существует и расширяется сфера общих интересов всех совр. государств и народов; своего рода внутренняя ось фундаментального единства, растущей консолидированности человечества — жизнь и общечеловеческая ответственность за ее поддержание. Практическое свидетельство этому — возрастание значения глобальной проблематики (Глобальные проблемы), захватывающей жизненные интересы всех и каждого. Именно глобальная проблематика выступает тем оселком, на к-ром в наши дни проверяется серьезность, обоснованность, жизнестойкость политических программ, курсов, линий. С философской т. зр. новая акцентировка приоритетов свидетельствует о растущей потребности в усилении разумного начала в организации общественной жизни: развитие .человечества не должно быть стихийным и должно стать в большей мере подконтрольным сознательному регулированию общественного развития в интересах человека и человечества. Перспективы социального прогресса, т. обр., оказываются тесно связанными с тем, насколько органично удастся совместить, срастить политику с рациональностью, добиться того, чтобы политика и разумность стали неразделимы. Политика должна переориентироваться на выполнение качественно новых функций, усиливающих центростремительные начала в человечестве, отдающих безусловный приоритет в нынешней экстремальной ситуации общечеловеческим ценностям и интересам. Все др. ценности и интересы, в т. ч. и классовые, должны оцениваться исходя именно из этой перспективы. Новая акцентировка приоритетов социального развития человечества, вытекающая из Н. п. м., не означает отказа от классового подхода к явлениям общественной жизни, но заставляет конкретизировать и обогатить диалектику классового и общечеловеческого. Философско-методологическим основанием Н. п. м. является материалистическая диалектика. В свою очередь, утверждение Н. п. м. вносит существенные коррективы в сложившиеся методы и стиль философствования, ориентируя на полное преодоление ортодоксии и догматизма, боящихся творческой мысли. Нормой исследовательской работы в области философии должны стать полемика, состязательность предлагаемых философами-марксистами подходов и идей, диалог с иными философскими теориями. Особенно важным в свете Н. п. м. является диалог с философскими школами и течениями, по-своему позитивно усвоившими, принимавшими либо нек-рые идеи и теоретические понятия, либо целые концептуальные блоки марксизма, выступающих с позиций гуманизма и защиты общечеловеческих ценностей (отдельные направления в совр. философии и методологии науки, философско-социологические изыскания теоретиков франкфуртской школы, нек-рые варианты экзистенциализма и т. д.).

Источник: Философский энциклопедический словарь

НОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
выдвинутая на XXVII съезде КПСС новая социально-методологическая концепция, раскрывающая коренные черты современной эпохи, всю совокупность реальностей противоречивого, но и взаимозависимого, во многом целостного, мира, диалектику классового и общественного на нынешнем этапе исторического развития. Органически смыкаясь с курсом на перестройку, революционное обновление советского общества, Н. п. м. выполняет роль эффективного инструмента новаторской и динамичной внешней политики, направленной на максимальное расширение конструктивного сотрудничества между всеми народами. Решающее значение для совр. развития приобрели следующие факторы: ядерная угроза, способная привести к самоуничтожению человечества; беспрецедентные социальные и международные последствия революции в науке и технике; взрывоопасный характер обострения противоречий между капиталистическим Севером и развивающимся Югом; общая экологическая опасность, принципиально иная ситуация в сфере информации и всех видов коммуникации. Коренной теоретический вопрос, актуально вставший и перед марксистами, и перед их оппонентами,— это вопрос о сочетании классовых и общечеловеческих начал как в реалиях мирового процесса, так и в политике государств и общественных движений. На новую роль общечеловеческих ценностей указывали еще К. Маркс и В.И. Ленин. Подчеркивая значение процессов интернационализации, идущих в мире, основоположники научного коммунизма вскрывали объективную основу общечеловеческих ценностей, диалектически объединяя их с социально-классовыми.
На международной арене продолжают действовать силы, разнородные по своей классовой природе. Сохраняются и коренные классовые противоречия между капитализмом и социализмом. Но угроза всеуничтожения ставит предел уровню конфронтации между ними. Единственно допустимая линия обострения противоборства между противоположными общественными системами пролегает в русле мирного соревнования.
Вследствие логики развития производительных сил, глобализации проблем, от к-рых зависит выживание человечества, всеобщая взаимозависимость и взаимодействие становятся определяющей тенденцией совр. эпохи. Идеологии могут быть полярными, но интересы предотвращения всемирной катастрофы являются всеобщими. Пролетариат как последовательно революционный класс способен реализовать свою всемирно-историческую миссию, когда он выходит за свои узкоклассовые интересы, подтягивает, поднимает все способные к этому классы до уровня понимания общечеловеческих задач. Осн. исходная позиция Н. п.м. в вопросе о безопасности — ядерная война не может быть средством достижения политических, экономических, каких бы то ни было целей. Выиграть гонку вооружений, как и саму ядерную войну» нельзя. Развитие военной техники приобретает такой характер, что теперь и неядерная война по своим глобальным последствиям становится сопоставимой с ядерной войной. Безопасность не может быть обеспечена военными средствами. Единственный путь—это путь политических решений, путь разоружения.
В Н.п. м. получила дальнейшее развитие ленинская концепция мирного сосуществования. Оно опирается также на выводы и предложения, сформулированные передовыми общественными деятелями и учеными др. стран (см. Рассела — Эйнштейна манифест). Поскольку Н. п. м. отражает объективные реальности мира, оно универсально, эти реальности заставляют считаться с собой кого угодно, т. к. в конечном счете речь идет о самом существовании человечества. Это ставит определенные рамки и для империализма. Одна из основополагающих проблем, выдвигаемых Н. п. м.,— оказать такое воздействие на природу империализма, к-рре блокировало бы наиболее опасные ее проявления. Милитаристской доктрине, на к-рой основывается политика силы, Н. п. м. противопоставляет концепцию «баланса интересов» и. взаимной равной безопасности. Дав развернутое толкование Н. п. м. на основе научного анализа реалий многоликого, меняющегося и вместе с тем взаимозависимого, целостного мира, XXVII съезд КПСС обосновал концепцию всеобъемлющей системы международной безопасности.
Буржуазная пропаганда пытается поставить под сомнение универсальный характер Н. п. м., извращенно истолковать его как результат «кризиса» мирового социализма или же изобразить дело т.о., будто бы Н. п. м. ставит марксистов перед неразрешимой проблемой: как совместить дело предотвращения войны с мнимой установкой на насильственное свержение эксплуататорского строя. Отсюда и версия о стремлении СССР и его союзников «усыпить бдительность Запада» и обеспечить дальнейшую экспансию международного коммунизма. Но Н. п. м. и «политика силы» такие же антиподы, как перестройка и война. Социалистические страны выступают за мир без войны и ядерного оружия не только потому, что это создает оптимальные благоприятные условия для революционного обновления социалистического общества, но и потому, что это объективная потребность всего мирового сообщества народов. Особенно ярое сопротивление со стороны милитаристских кругов встречает концепция безъядерного мира. В противовес ей выдвигается аморальная доктрина ядерного сдерживания.
Первые зримые плоды Н. п. м.— в развитии широкого диалога между СССР и США, социалистическими и капиталистическими странами Европы, в новом подъеме массовых демократических движений современности, в первом шаге к реальному разоружению — Договоре о ликвидации ракет средней и меньшей дальности СССР и США (1987). Важнейшим актом утверждения общечеловеческих ценностей стала Делийская декларация (1986) СССР и Индии о принципах свободного от ядерного оружия и ненасильственного мира.

Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
287.32 кб

«Новое политическое мышление»: возникновение и основные идеи

Полынов Матвей Федорович
Рассматривается возникновение нового политического мышления и его развитие в ходе перестройки. Подчеркивается, что основные его положения были развиты М.С.
Читать PDF
188.42 кб

М. С. Горбачев и новое политическое мышление: истоки, основные идеи, результаты

Полынов Матвей Федорович
В статье анализируется содержание нового политического мышления. Подчеркивается, что многие важные идеи, ставшие его составной частью, возникли задолго до перестройки. Выявляется вклад М. С.