религ.-обновленч. направление в рус. обществ, мысли нач. 20 в., ориентированное на поиски средств приспособления христианства к существованию в условиях кризиса самодержавия и связанных с ним границ, форм обществ.-политич. жизни. Возникло как реакция на неспособность традиц. рус. православия эффективно противостоять развитию ре-волюц. событий в России и распространению в массах идей марксизма-ленинизма. Наиболее известными представителями Н. х. в церк. кругах были епископ Сергий (позже - патриарх), протоиерей С. А. Соллертинский, протопресвитер И. Л. Янышев, архимандрит Антоний и др. Идеи Н. х. широко пропагандировали Н. А. Бердяев, Д. С. Мережковский, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк и др. Взяв за основу рус. православие, они пытались так реформировать его, чтобы образовалась динамичная религ. идеология, способная подчинить своему влиянию не только либеральную буржуазию и бурж.-дворянскую интеллигенцию, но и широкие народные массы. Политич. идеалом неохристиан была заимствованная у Вл. Соловьева идея «свободной теократии», а религ. кредо - т. н. динамич. догматизм, не отбрасывающий христ. догматы, а лишь предусматривающий новое истолкование их в соответствии с духом времени. Религ. реформизм неохристиан близок модернизму цсрк. обновленцев. После Великого Октября многие идеологи Н. х. оказались в лагере контрреволюции. Их гюпитич. воззрения взяты на вооружение совр. антикоммунизмом. В наст. вр. рслиг. принципы Н. х. используются сторонниками модернизации совр. рус.православия.