НОВИЗНА
НОВИЗНА
критерий качества информации (результатов научных исследований). Отражает значимые новые знания, факты, данные, полученные в результате исследования или практической деятельности. Критерий новизны отражает содержательную сторону результата. В зависимости от результата на первый план может быть выдвинута теоретическая новизна (концепция, принцип и т.д.) или практическая (правило, рекомендация, методика, требование, средство и т.д.) или оба вида одновременно. Новые знания в сопоставлении с уже известными в науке данными могут выполнять различные функции – уточнять, конкретизировать известное, дополнять его либо коренным образом преобразовывать.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
НОВИЗНА
одна из основных ценностей и целей научного познания наряду с адекватностью (истинностью) и полезностью. В этом смысле «большая» наука справедливо рассматривается как социально организованная деятельность по производству нового знания. Воспроизводство накопленного наукой огромного массива знания, его передача и усвоение новыми поколениями через разветвленную систему образования — безусловно, важное условие и предпосылка дальнейшего существования науки, но ценность ученого как ученого определяется и измеряется прежде всего, теми новыми знаниями, тем личным вкладом, который он внес в массив научного знания. Основным приоритетом для науки и ученого является не просто знание или истина, а именно новое знание и новая истина. Новое знание бывает двух видов: 1) как кумулятивное дополнение к старому; и 2) как отрицание старого, как утверждение альтернативных взглядов, противоречащих прежним устоявшимся в науке концепциям. Утверждение инноваций второго рода происходит в сложной социальной борьбе научных традиций, школ и требует от ученых большого напряжения сил и личного мужества. (См. этос науки, когнитивные ценности).