церк. название - жидовствующие) антицерк. и анти-фсод. движение в России в сер. 15 в. Подобно ср.-век. ересям Зап. Европы, она была одной из форм оппозиции феодализму, выступала за возрождение раннехрист. церкви и упразднение замкнутого сословия священников. Общая соц.-политич. направленность ересей Новгорода и Москвы не исключала наличия специфич. черт в их программах. Для Н.-м. е. было характерным: критич. отношение к христ. догмату о троице; отрицание святости икон, причащения и др. таинств; отрицание церкви как института, церк. иерархии, «поставленной по мзде» и ведущей недостойный образ жизни. В этом Н.-м. е. была близка к стригольничеству. Требование отказа от накопления церковью богатств служило идейным обоснованием секуляризации Новгород, церк. земель. Т. О., критика основ христианства была направлена против феодал, гос-ва. Новгород, ересь была представлена в основном служителями культа из белого духовенства и членами их семей. Соц. состав московских вольнодумцев выглядел иначе. Здесь были представители боярства, купечества, дьяки и др. Они ставили под сомнение авторитет писаний «св. отцов» церкви, отвергали монашество, отрицали учение о страшном суде, о воскресений из мертвых и личном бессмертии. Церк. соборами 1488, 1490 и 1504 Н.-м. с. была осуждена, ее участники преданы анафеме и многие из них казнены.
НОВГОРОДСКО-МОСКОВСКАЯ ЕРЕСЬ
НОВГОРОДСКО-МОСКОВСКАЯ ЕРЕСЬ
Источник: Атеистический словарь
НОВГОРОДСКО-МОСКОВСКАЯ ЕРЕСЬ
обществ. реформационно-гуманистич. движение кон. 15 - нач. 16 в., возникшее в среде низшего и среднего духовенства и демократич. слоев города, поддержанное отдельными представителями крестьянства (гл. обр. в нов городской земле). Оно преемственно связано со стригольничеством, от к-рого унаследовало обличение господ, церкви и основное ядро религ.-реформац. идей. Стригольничество, Н.-м. е., ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого представляют собой разные этапы истории рус. религ.-реформац. движения, подвергшего полному пересмотру правосл. вероучение с позиций «здравого смысла». Вслед за отвержением почитания икон, мощей, веры в чудеса, всего церк. ритуала, самого института церкви проповедовалась широкая демократизация «учения книжного», т. е. отрицалась духовная монополия средневек. церкви. Новгородско-моск. еретики провозглашали «в ограде веры», как ее понимали, «самовластие» ума и души, т. е. способность положит. проявления личности индивида. Их критика распространялась и на догмат о воскрешении мертвых, что (при положении «самовластия» ума и души) означало требование достойной человека жизни на земле. Они выдвинули и тезис о равенстве народов и вер. Н.-м. е. имела сторонников в Твери и Ростове Великом. Она втянула в идеологии. и политич. борьбу все слои рус. об-ва. Новгородский и псковский очаги ее были наиболее радикальными в обличении н критике церкви и отличались демократическим составом участников. Их интеллектуальным и политич. центром была Москва, где протекала деятельность великокняжеских дьяков, еретиков Федора и Ивана Курицыных, писца Ивана Черного, пользовавшихся покровительством Ивана III и митрополита Зосимы. Лидеры новгородских еретиков - священники Алексей н Денис были вызваны великим князем в Москву, где им были вверены Архангельский и Успенский соборы. В состав придворного еретич. кружка входила сноха Ивана III - Елена. Явно назревал кризис церкви. Высшие иерархи ее, добивавшиеся созыва собора против еретиков в 1490, стали опасаться, что он станет собором над церковью, утвердит в правах еретич. учение и откроет т. обр. дорогу великокняжеской («королевской») реформации. В борьбу еретиков с церковью оказался вплетенным конфликт между великокняж. и церк. властью. Ряд влиятельных церк. иерархов во главе с игуменом Волоколамск. монастыря Иосифом Саниным подняли лозунг «Священство выше царства» и плели политич. заговор против Ивана III. Волна еретич. движения сер. 16 в. выдвинула куда более радикальные антифеод. требования, чем новгородско-моск. еретики, но никогда не были превзойдены масштабы еретич. движения кон. 15 - нач. 16 в. В 90-х гг. 15 в, церковь и великокняж. власть пошли на компромисс: церковь полностью признала приоритет свет, власти; в свою очередь Иван III отказался от поддержки еретиков. Собор 1490, состоявшийся в Москве, не стал реформационным, однако он не удовлетворил сполна инквизиторских вожделений церк. иерархии. В 1504 состоялся новый собор против еретиков, закончившийся расправой над их лидерами в Москве и Новгороде, осудивший на монастыр. заточение мн. других деятелей движения. Нек-рым из еретиков удалось бежать в Литву.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
НОВГОРОДСКО-МОСКОВСКАЯ ЕРЕСЬ
(церк. название, отвергнутое сов. историографией, - «жидовствующие») - самое крупное из еретич. движений русского средневековья, имевшее ярко выраженный антицерк. и антифеод. характер. Н.-м. е., в ряде черт схожая со стригольничеством, возникла в сер. XV в., когда Моск. гос-во лишь складывалось, мн. русские земли еще не входили в его состав, а русская правосл. церковь еще не полностью находилась под контролем великокняж. (царской) власти и выступала не только как ее союзник, но и как феод. соперник. В этих условиях ересь, зародившаяся в Новгороде, а к 80-м гг. имевшая центр и в Москве, захватила разл. слои общества. Новгор. купцы и ремесленники прикрывали ею свою борьбу за независимость от Москвы и за ликвидацию тяжелых церк. поборов. Для крестьян она была выражением протеста против произвола и насилия духовных и светских властей, против ростовщичества и кабальной зависимости. Низшее духовенство восставало в ней против гпета «князей церкви». «Детей боярских» и членов великокняж. семьи (Н.-м. е. нек-рое время пользовалась поддержкой Ивана III) к ереси побуждала надежда на возможность секуляризации церк.-монастырских земель. Н.-м. е. выдвинула против церкви обвинения в стяжательстве, сребролюбии, лицемерии, отходе от «апостольской простоты». Радикальные приверженцы ереси отрицали авторитет церкви и церк. обряды, религ. веру рассматривали как дело внутр. убеждения людей. В догматич. отношении нек-рые их положения сближали Н.-м. е. с иудаизмом. Приверженцы ереси выступали против христ. учения о триедином боге. Считая Христа человеком, они отрицали его «божеств, природу», его «воскресение» из мертвых и «вознесение», признавая лишь единого бога - «творца неба и земли». Отрицание троицы характеризует сторонников Н.-м. е. как антитринитариев.
Новгор.-моск. еретики были против поклонения иконам, называя его идолопоклонством, против таинств, отвергали церк. учение о «конце мира», о «телесном воскресении» мертвых, о «чудесах», не считали воскресенье праздником, отвергали монашество с его безбрачием. Церк. иерархи, особенно новгор. архиеп. Геннадий и игумен Иосиф Волоцкий, требовали от Ивана III (в 1477 - 1478 Новгород был присоединен к Моск. гос-ву) репрессий против еретиков. При этом они проявляли готовность поступиться самостоятельностью церкви по отношению к великокняж. власти (см. Иосифляне). Ввиду прекращения церк. оппозиции великокняж. власти Иван III прекратил поддержку приверженцев ереси. В 1488, 1490 и 1504 поместные соборы русской правосл. церкви обсуждали меры искоренения Н.-м. е. Участники ереси были преданы анафеме, против них были применены казни. В летописи говорится о зиме 1504—1505: «Тоя же зимы князь великий Иван Васильевич... со отцем своим с Симоном митрополитом и с епископы и с всем собором обыскаша еретиков и повелеша лихих смертною казнью казнити; и сожгоша в клетке диака Волка Курицына, да Митю Коноплева, да Ивашка Максимова, декабря 27, а Некрасу Рукавову повелеша языка урезати и в Новегородо в Великом сожгоша его. Toе же зимы архимандрита Кассиана Юрьевского сожгоша и его брата и иных многих еретиков сожгоша, а иных в заточенье заслаша, а иных по монастырем» (Поли. собр. русских летописей. Т. VI. СПб., 1853, с. 49-50).
Новгор.-моск. еретики были против поклонения иконам, называя его идолопоклонством, против таинств, отвергали церк. учение о «конце мира», о «телесном воскресении» мертвых, о «чудесах», не считали воскресенье праздником, отвергали монашество с его безбрачием. Церк. иерархи, особенно новгор. архиеп. Геннадий и игумен Иосиф Волоцкий, требовали от Ивана III (в 1477 - 1478 Новгород был присоединен к Моск. гос-ву) репрессий против еретиков. При этом они проявляли готовность поступиться самостоятельностью церкви по отношению к великокняж. власти (см. Иосифляне). Ввиду прекращения церк. оппозиции великокняж. власти Иван III прекратил поддержку приверженцев ереси. В 1488, 1490 и 1504 поместные соборы русской правосл. церкви обсуждали меры искоренения Н.-м. е. Участники ереси были преданы анафеме, против них были применены казни. В летописи говорится о зиме 1504—1505: «Тоя же зимы князь великий Иван Васильевич... со отцем своим с Симоном митрополитом и с епископы и с всем собором обыскаша еретиков и повелеша лихих смертною казнью казнити; и сожгоша в клетке диака Волка Курицына, да Митю Коноплева, да Ивашка Максимова, декабря 27, а Некрасу Рукавову повелеша языка урезати и в Новегородо в Великом сожгоша его. Toе же зимы архимандрита Кассиана Юрьевского сожгоша и его брата и иных многих еретиков сожгоша, а иных в заточенье заслаша, а иных по монастырем» (Поли. собр. русских летописей. Т. VI. СПб., 1853, с. 49-50).