НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ КУЛЬТУРА

Найдено 1 определение
НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ КУЛЬТУРА
понятие, характеризующее культурно-историческую эпоху, которая завершила культуру Нового времени и охватила весь ХХ в. Н. в. к. отличается нарастанием инновационных тенденций, научно-технической революцией и быстрым внедрением в практику достижений науки, компьютерных технологий и коммуникационных систем. Это сопровождается всеобъемлющим воздействием на общество и человека глобальных процессов, имеющих как позитивные, так и негативные последствия, что отразилось в формировании техногенной цивилизации. Поэтому ХХ в. стал не только временем прогресса и освоения космического пространства, но и эпохой мировых войн, противостояния капиталистической и социалистической цивилизаций, нарастания проблем экологии. В Н. в. социокультурное развитие происходит под знаком перехода от индустриальной к постиндустриальной цивилизации и далее к информационно-компьютерной цивилизации. Одним из важнейших факторов развития человеческого общества становится взаимовлияние и интеграция западного и восточного типов цивилизации, что сочетается с новым этапом самоопределения и возрождения неевропейских культур. Таким образом, в начале ХХI в. мир оказался на пути к общепланетарной цивилизации при одновременном плюрализме культурного развития. На практике это означает, что именно в ХХ в. важнейшим связующим звеном между странами, регионами, народами и разными типами цивилизаций становится культура, а диалог культур превращается в решающий фактор гармоничного развития всего человечества. В области науки происходит процесс интеграции знаний, что отразилось в создании научных дисциплин, дающих современное истолкование мира (теория относительности, ядерная физика, квантовая механика, генетика, космология). Наряду с этим делаются качественно новые шаги в гуманитарных науках: цивилизация, культура и мир человека становятся предметом комплексных и специализированных исследований в психологии, антропологии, этнографии, философии, социологии, теории и истории культуры — культурологии. В художественной культуре Н. в. характеризуется интенсивными эстетическими исканиями и новациями, что выразилось в развитии модернизма, различных его направлений и течений. Вместе с тем происходит синтез эстетических и философских форм творческой духовной деятельности, и художественная культура, в первую очередь литература и театр, отмечена стремлением к обобщенному постижению современного мира и к постановке важных проблем человеческого существования. Наряду с этим социокультурная ситуация ХХ в. отличается быстрым становлением массовой культуры. Одной из важнейших тенденций социокультурного развития современного мира становится всеобщая информатизация и компьютеризация, что не только ведет к созданию новой картины мира, но и должно в конечном счете способствовать окончательному формированию открытого общества с его идеалами демократии, свободы во всех сферах человеческой деятельности, а также привести к возникновению децентрализованных, нестандартизированных социальных, экономических, промышленных и коммуникационных структур. Осознание переходного характера мировых социокультурных процессов на рубеже ХХ—ХХI вв. привело к попыткам обрисовать основные черты будущего развития человечества: «это цивилизация, поощряющая индивидуальное развитие, приветствующая (а не подавляющая) расовое, региональное, религиозное и культурное разнообразие. Цивилизация, в значительной степени организованная вокруг дома. Цивилизация, не застывшая, но пульсирующая, непрерывно порождающая новое и в то же время способная обеспечить стабильность тем, кто в ней нуждается. Цивилизация, которая не отдает свои силы и энергию рынку. Цивилизация, способная направить сильные страсти в искусство. Цивилизация, стоящая перед лицом беспрецедентных в истории выборов… и необходимостью выработки новых этических и моральных норм, на основе которых этот выбор можно осуществлять. И, наконец, это демократическая и гуманная цивилизация, поддерживающая равновесие с биосферой и не попадающая в опасную экономическую зависимость от остального мира» (Э. Тоффлер). Человечество стоит перед задачей выйти на уровень всемирного сопряженного движения, когда программы социального, технологического, экологического, культурного, регионального и национального развития будут соотнесены и скоординированы между собой на благо всех людей земного шара.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.



Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
264.07 кб

Мобильность как ценностная характеристика культуры Новейшего времени

Круталевич Анна Николаевна
Статья посвящена изучению представлений о мобильности в социологических и культурологических теориях ХХ в. В результате анализа теории социальной мобильности П. Сорокина, концепции «текучей современности» З.
Читать PDF
62.16 кб

Идеациональные ценности сценической речевой культуры новейшего времени

Прокопова Наталья Леонидовна
Читать PDF
274.32 кб

Нигилизм как вектор индивидуации в философии и культуре Новейшего времени

Петренко Валерия Владимировна
Статья посвящена изучению феномена нигилизма в философии и культуре Новейшего времени. Очевидно, что европейский нигилизм немыслим вне опыта метафизики. Последняя представлена именами Ф. Ницше и М. Хайдеггера.
Читать PDF
258.83 кб

Идея маски в арт-содержании некоторых феноменов культуры Новейшего времени

Тихомирова Екатерина Григорьевна.
В качестве центральной проблемы настоящего исследования автор статьи определяет такое широко распространённое в культурологической среде явление, как феномен маски.
Читать PDF
173.48 кб

«Фотоохота» как симптом культурной изменчивости (репрезентативный маскарад Новейшего времени)

Тихомирова Екатерина Григорьевна
В качестве центральной проблемы исследования в статье выступает сущность феномена маски как идеи, бытующей в рамках сознания и рамках культуры.