НОВАЛИС, ФРИДРИХ ФОН ХАРДЕНБЕРГ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НОВАЛИС, ФРИДРИХ ФОН ХАРДЕНБЕРГ

род. 2 мая 1772, Обервидерштедт, близ Геттинштедта, Саксония - ум. 25 марта 1801, Вайсенфельс) - нем. поэт и философ. Во "Фрагментах" (1802) на основе романтики и христианства Новалис пытался обосновать философию "магического идеализма", проповедующую полярность, динамическое равновесие реальности, идеи и фантазии в каждом человеке и равновесие между человеком и миром. Отдельные произв. Новалиса изданы в рус. пер.: "Фрагменты", 1914; "Ученики в Саисе" в сб. "Нем. романтическая повесть", т. 1, 1935.

Источник: Философский энциклопедический словарь

НОВАЛИС, ФРИДРИХ ФОН ХАРДЕНБЕРГ

Novalis) (настоящее имя — Фридрих фон Харденберг) (1772—1801)—нем. поэт-натурфилософ, входящий в круг ранних романтиков (йенская школа романтизма). Н. стремился к эстетическому синтезу всего натурфилософского знания на самой широкой основе — выработки всеобъемлющего научного образа мира, его символического языка. Гл. в синтезе знания — идея единого мироздания и проникающего его во всем принципа магического превращения, единства всех исторических эпох, единства истории и мифа, сказки и были, реальности и сновидения. Все это должно сложиться в эстетическое целое. Множество фрагментарных записей Н.— своеобразные подступы к такому итоговому синтезу, где комбинируются, часто самым неожиданным и явно экспериментальным образом, всевозможные идеи и понятия, в т. ч. и эстетические. Собственно худож. произв. Н. (незаконченный роман «Генрих фон Офтердинген», лирический цикл «Гимны к Ночи», «Духовные песни», циклы афоризмов — «Цветочная пыльца», «Король и королева») — все это предварительные, условные остановки на пути движения к синтезу всего знания. Статья Н, «Христианский мир или Европа» (1799), идеализирующая средневековье, дает образец магического превращения, где средневековая реальность преобразуется с помощью утопического образа человеческой общности, иерархического жизнеустройства, не знающего внутренних конфликтов. Философско-эстетическое наследие рано умершего Н. было лишь весьма интенсивным началом разработки его универсального замысла и оказало значительное влияние сначала на совр. ему натурфилософов, затем на европ. поэзию XIX в. (фр. символизм); мотивы натурфилософской магии возрождаются в позднеромантических тенденциях XX в., напр. у А. Н. Скрябина с его идеей чудесного преображения действительности под воздействием произв. иск-ва.

Источник: Эстетика: Словарь

НОВАЛИС Фридрих фон Харденберг
Hardenberg) (2 мая 1772, Видерштедт, ок. Мансфельда — 25 марта 1801, Вайсенфельс) — немецкий поэт и философ, представитель раннего романтизма. Близкий друг Ф. Шлегеля. Получил естественнонаучное образование. Испытал сильное влияние Фихте и в меньшей степени Канта. Его философская система, которую он назвал «магическим идеализмом», сочетает в себе диалектические и натурфилософские тенденции с идеями, почерпнутыми в восточных и западных мистических учениях. В магическом созерцании, воплощающемся в поэзии, возникает образ мира как единого целого. Поэзия как универсальный способ познания высшей сверхчувственной реальности (Бога) соединяет разум, чувство и волю в творческой деятельности. Противоположности переходят друг в друга и находятся в отношении взаимопредставленности, которое носит знаковый характер. Отсюда характерное для Новалиса утверждение мистической природы знака (слова), в котором представлены вещь и ее сущность. Выявить эту скрытую взаимосвязь и магически воздействовать на нее может только гений (поэт). Свои философские идеи Новалис выражал в форме фрагмента, заключающего в себе элементы эссе и афоризма. Идеал общественного и государственного устройства видел в средневековой Европе с ее строгой сословной иерархией и религиозностью («Христианство или Европа» (Das Christentum oder Europa), 1799, опубл. 1826).
Соч.: Schriften, hrsg. von P. Kluckhohn und R. Samuel, Bd. l—. Stutig., 1977—; рус. пер.: Фрагменты. Ученики в Саисе. СПб., 1994; Гимны кночи. М.,.
Лит.: Габитова Р. М. Философия немецкого романтизма. М., 1978; Вайнштечн О. Б. Язык романтической мысли: О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлетеля. М., 1994; Haering Th. Novalis als Philosoph. Stuttg., 1954; Koch H. Der philosophische Stil des Novalis. Munster, 1972; MahlH.-I. Die literarische Fruhromantik. Gott., 1983.
P. А. Счастливцев

Источник: Новая философская энциклопедия

НОВАЛИС, ФРИДРИХ ФОН ХАРДЕНБЕРГ

псевд.; наст. имя и фам.-Фридрих фон Харденберг (Hardenberg)] (2.5.1772, Видерштедт, ок. Мансфельда -25.3.1801, Вайсенфельс), нем. поэт и философ, представитель раннего романтизма в Германии (круг т. н. йенских романтиков). Как Ф. Шлегель и Шеллинг, первоначально испытал влияние «Наукоучения» Фихте, однако фихтевскую субъективную диалектику сознания Н. трансформировал в объективно-идеалистич. диалектику природы. Ее осн. тезис - утверждение дискретности мира и одновременно нерасчлененности его стихийной подосновы, вследствие чего мир следует понимать как единое целое. Специфическим для Н. является представление о противоположностях как о двух рядах явлений, из к-рых один выступает как обозначение другого, что ведет к возможности всеобщего перехода, экстатич. игре сущностей и имен (ввиду этого Н. называл свою философию «магич. идеализмом»).
Человек как микрокосм, преодолевая внутр. разобщение, должен стремиться к единству; ум, рассудок, фантазия суть отд. функции скрытого в глубине «Я», недоступного для языка слов (влияние нем. мистики, особенно Беме). «Я» и мир тоже подлежат конечному соединению в процессе их взаимопроникновения, интуитивного «вчувствования» индивида в объект познания, что с наибольшей полнотой достигается поэтом в процессе творч. акта. Искусство как высшая сфера духовной деятельности осуществляет слияние науки, религии, философии; к этому Н. стремился в своем творчестве, в частности при разработке поэтическифилос. жанра фрагмента. В лирич. цикле «Гимны к ночи» («Hymnen an die Nacht», 1800) в аллегорич. форме утверждается превосходство бесконечного небытия над конечной жизнью.
В поисках обществ. идеала Н. обращался к ср. векам, где видел единство духовной культуры, строгую иерархию социальных орг-ций, гегемонию духовной власти и «заботу» об индивиде; в ср.-век. Европе усматривал прообраз идеального гос-ва будущего по контрасту с современным ему бурж. обществом .

Источник: Советский философский словарь

НОВАЛИС, ФРИДРИХ ФОН ХАРДЕНБЕРГ

немецкий мыслитель, поэт и прозаик Йенского романтизма, в чьем творчестве наиболее полно выражено романтическое миросозерцание. Многие сочинения Н. были опубликованы после его смерти Шлегелем и Л. Тиком в журнале "Атеней". Главные произведения Н.: поэтически-философские "Фрагменты" (1802), "Христианство или Европа" (1799, опубликовано 1826), лирические циклы "Гимны к ночи" (1801), "Духовные песни", роман-миф "Генрих фон Офтердинген", повесть "Ученики в Саисе" и др. Взгляды Н. формировались под влиянием "Наукоучения" Фихте и немецких мистиков, особенно Беме. Н. воспел поэта и поэзию как самую глубокую и изначальную силу жизни. В противоположность миру материальных отношений между людьми Н. выдвигает духовный принцип бытия, который проявляется в сердечности и искренности человеческих отношений, в бескорыстной, одухотворенной, самоотверженной любви человека к человеку. Любовь, согласно Н., есть идеал, она способна объединять людей, давать жизни духовное содержание, преобразовывать мир. Современный мир, лишенный идеала, лишен и любви, - он недостоин человека, неистинен, ущербен и несовершенен. Н. пишет о глубокой неудовлетворенности действительностью, о "людях плоти", которые торжествуют, крепко стоят на ногах, пользуясь всеми реальными наслаждениями и благами, в то время как презирающие их романтики терпят поражение, и им не остается ничего другого, как оплакивать несовершенства жизни. Романтическое раздвоение мира на материальный и духовный отражается, по Н., в раздвоенности души, в разорванности сознания, пагубных для личности. Отсутствие гармонии с действительностью неизбежно ведет к отсутствию в человеке гармонии с самим собой, становится постоянным источником мучений. Выход Н. видит либо в уходе от действительности в мир книг, искусства, в природу; в создании идеальных фантастических миров; либо в примирении с действительностью, что равносильно гибели; либо в идеализации прошлого: средневековья, которое сквозь призму романтического идеала наполнено светом и идилией, а также первобытной эпохи, не знающей противоречия личности и окружающей среды. Н. противопоставляет рационализму Просвещения культ чувства и творческого экстаза поэта, который понимает природу глубже, чем ученый, благодаря душевной чуткости и стремлению к красоте. Воспринимая природу, человек наделяет ее собственными свойствами, находит в ней отклик на свои душевные состояния, однако, воспринимая природу, он познает лишь самого себя: когда человек добирается до сокровенной сути вещей и срывает покрывало с тайны мира, то находит там лишь самого себя. Произведение искусства, созданное творцом, живет, по Н., своей жизнью, оно неодинаково воспринимается и интерпретируется людьми, которые живут в разных странах и временах, в силу чего его содержание, обретая новые смыслы, может оказаться значительнее и богаче субъективных замыслов художника. Поэтому возможности искусства неограничены, оно способно преобразовывать общество и природу. Н. считает, что слово неадекватно миру и поэтому внутреннее "я" личности принципиально бесконечно, универсально, неисчерпаемо, неповторимо, что размывает границы между противоположностями и их взаимопереходом. Это приводит к эстетической игре противоположностями - добром и злом, истиной и заблуждением, свободой и необходимостью, реальным и фантастическим, возвышенным и прозаическим, разумным и алогичным, а также к возможности стереоскопического синтеза в ткани художественного произведения различных аллегорических рядов в рамках философского мифотворчества (см. София). В последние годы творчества романтизм у Н. уступает место христианству, которое, по мнению П., способно духовно объединять людей.
И. К. Игнатьева

Источник: Новейший философский словарь

НОВАЛИС, ФРИДРИХ ФОН ХАРДЕНБЕРГ

Novalis, псевд.; наст. имя – Фридрих фон Х а р д е н б е р г, von Hardenberg; 2 мая 1772 – 25 марта 1801) – нем. писатель и философ, представитель раннего романтизма в Германии (т.н. иенской школы романтиков). Учился в ун-тах Иены, Лейпцига, Виттенберга (философия, юриспруденция), позже изучал горное дело во Фрейбурге. Как Ф. Шлегель и Шеллинг Н. первоначально исходил из философии Фихте, но вскоре преодолел ее и развивался (как и Шеллинг) в направлении объективно-идеалистич. философии природы (в частности, под влиянием Спинозы). Осн. задачу философии Н. видел в том, чтобы понять мир как единое целое, исходя из идеи полярности противоположных начал, неразрывно связанных друг с другом. Центр. противоречием мира для Н. является его дискретность и одновременно нерасчлененность его стихийной подосновы; с этой т. зр. он рассматривал и историю философии [фрагменты Н., опубликованные в журн. "Атенеум", 1798, начинаются со слов: "Мы повсюду ищем безусловное (das Unbedingte) и находим только вещи (Dinge)" (см. Schriften, hrsg. v. J. Minor, Bd 2, Jena, 1907, S. 111) ]. Специфическим для Н. является представление о противоположностях как двух рядах явлений, из к-рых один выступает как обозначение другого. Сама природа есть язык, подлежащий разгадке, и повсюду в природе Н. усматривает письмена, иероглифы (см. "Ученики в Саисе" в кн.: "Нем. романтич. повесть", т. 1, М.–Л., 1935, с. 109). Обратимость обозначающего и обозначаемого определяет их единство и конечное совпадение, что ведет к возможности всеобщего перехода одного в другое, трансформации вещей, экстатич. игре сущностей и имен (ввиду этого Н. называл свою философию "магическим идеализмом"). Человек как микрокосм в своем разобщении должен стремиться к единству – ум, рассудок, фантазия суть отд. функции скрытого в глубине "Я", недоступного для языка слов (идея мистиков о словесной невыразимости сокровенной сущности мира; среди романтиков Н. в наибольшей степени испытал влияние Беме). "Я" и мир тоже подлежат конечному соединению. Идеалом познания является объединение иск-ва, науки и философии, к этому слиянию Н. стремился в своем творчестве. Метафизика Н. получила художеств. выражение в поэтич. цикле "Гимны к ночи", где воспевается стихийное первоначало мира. Отсюда идет прямая линия к философии Шопенгауэра, Ницше и др. В основе идеи иск-ва как мифотворчества, развитой Н. во "Фрагментах", лежит представление о магически творящей силе слова. Центр. произв. Н. – роман "Генрих фон Офтердинген" (В., 1802, рус. пер., М., 1914, П., 1922), начинаясь как роман воспитания (Bildungsroman), перерастает в миф о творении и искуплении мира. Обществ. взгляды Н. изложены в его ст. "Христианский мир или Европа" ("Die Christenheit oder Europa", 1799, опубл. в 1826). Рассматривая появление протестантизма, падение авторитета религии и наступление "атеистического периода" как исторически закономерное явление, Н. по контрасту с судьбой личности в бурж. обществе (см. такжепритчи, в кн.: Schriften, Bd l, Jena, 1907, S. 265) видел прообраз идеального гос-ва будущего, осуществляющего единство духовной культуры, в ср.-век. устройстве общества с его строгой иерархией, гегемонией духовной власти и "заботой" об индивиде. Залог синтетич. культуры будущего Н. видел и в совр. ему расцвете науки и искусства. Соч.: Schriften, Bd 2, Stuttg., 1965. Лит.: Гайм Р., Романтич. школа, пер. с нем., М., 1891; Жирмунский В., Нем. романтизм и совр. мистика, СПБ, 1914; Fridell ?., Novalis als Philosoph, M?nch., 1904; Simon H., Der magische Idealismus, Hdlb., 1906; Hartmann N., Die Philosophie des deutschen Idealismus, Tl 1, В.–Lpz., 1923; Carlsson ?., Die Fragmente des Novalis, Basel, 1939; Kamla H., Novalis´ Hymnen an die Nacht, Kbh., 1945; Вesset N., Novalis et la pens?e mystique, P., 1947; Biser E., Abstieg und Auferstehung. Die geistige Welt in Novalis´ Hymnen an die Nacht, Hdlb., 1954; Haering Th., Novalis als Philosoph, Stuttg., 1954. Ал. В. Михайлов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.