НОУМЕН

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Ноумен
в философии Канта "реальность-в-себе", не доступная для постижения с помощью рассудка.

Источник: Философия политики: глоссарий

Ноумен
от греч.: noumenon) понятие идеалистической философии, обозначающее умопостигаемую сущность, предмет интеллектуального созерцания, «вещь в себе»,  в отличие от феномена как объекта чувственного созерцания.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Ноумен
(νοοΰμενον мыслимое, νοέω думаю), выражение, часто употребляемое Кантом, означает то, что может быть только мыслимо, но что не предстает в явлении. Ноумен противополагается феномену (см.), или явлению, являющемуся.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

НОУМЕН
от греч. ????????? – постигаемое) – термин, широко распространенный в философии средневековья и нового времени, обозначающий, в противоположность феномену, умопостигаемое. У Канта – синоним понятия "вещь в себе". После Канта употреблялся рядом бурж. философов-идеалистов (Лашелье, Мартино, Корнелиус и др.).

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Ноумен

(Греч. noumenon) – термин, введенный Платоном для обозначения истинной реальности, открывающейся человеку только с помощью ума.
В античной и средневековой философии умопостигаемый мир сущности, ноуменов противопоставлялся чувственно постигаемому миру мнений – миру феноменов.

Источник: Философия, практическое руководство

Ноумен
(греч. nooumenon – мыслимое) – 1. У Платона: идея как предмет познания, доступный только в интеллектуальном акте, но не познаваемый чувствами. 2. В философии И. Канта: ноумен, или «вещь в себе», – это мыслимое бытие, не являющееся предметом познания, поскольку предметом познания могут быть исключительно явления, феномены. У И. Канта это понятие служило для обозначения границ человеческого познания, выйти за которые человек не может.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

НОУМЕН
понятие идеалистич. философии, обозначающее умопостигаемую сущность, предмет интеллектуального созерцания, в отличие от феномена как объекта чувств. созерцания. Понятие Н. характерно для учений объективного идеализма средневековья и нового времени, где Н. выступает аналогом платоновской «идеи». Совокупность ноуменов образует умопостигаемый, или «интеллигибельный», мир, учение о к-ром составляет важнейший спекулятивный атрибут неоплатонич. традиции. В интерпретации Канта Н.- возможная, но недостижимая для человеческого опыта объективная реальность, синоним понятия «вещь в себеъ. Согласно Канту, Н. есть лишь «демаркационное понятие», указывающее на пределы нашего познания, ограниченного миром явлений.

Источник: Советский философский словарь

НОУМЕН
греч. noumenon) — термин, означающий в противоположность феномену постигаемую только умом (умопостигаемую) сущность. Платон, впервые применивший этот термин (в диалоге “Тимей”), понимал под Н. реальность, как она существует сама по себе, и предмет умозрительного знания. У Канта Н. рассматривается в двух значениях. Как отрицательное, проблематическое понятие (в “Критике чистого разума”) Н.— это предмет рассудка, интеллектуальной интуиции. В “Критике практического разума” Кант указывает на возможность положительного понятия о Н. как предмете внечувственного созерцания. Н. в этом смысле недоступен человеку, т. к. созерцания последнего, по Канту, могут быть только чувственными. Оба эти значения Н. соответствуют в его философии разным функциям “вещи в себе”.

Источник: Философский энциклопедический словарь

НОУМЕН
(Noumenon; греч.) — объект рассудка, мысли, умопостигаемый предмет, например у неоплатоников; по Платону,— постигаемое духовно в отличие от того, что видится глазами. Согласно кантовской критике чистого разума, ноумен относится только к сфере мысли, но не к объективной действительности. Это понятие без предмета: ноумен представляет собой нечто только мысленное, с материальной же стороны он ничто; ноумен — голая идея, которой не соответствует никакой предмет (негативный ноумен). В практической философии (этике) Кант придает большое значение позитивному ноумену, которому присуще уже не эмпирическое созерцание, а созерцание иной формы, например нравственное. Противоположность ноумена — феномен.
D. Hicks. Die Begriffe Phänomenon und N. in ihrem Verhältnis zueinander bei Kant, 1897.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Ноумен
Если даже честь изобретения этого термина и не принадлежит Канту (Платон использовал слово noumena для обозначений Идей), сегодня он почти всегда связывается для нас именно с его философским учением. Что же такое ноумен? Объект, являющийся объектом только для разума (по‑гречески nous); объект, не имеющий видимых проявлений (в отличие от феномена); объект, не данный нам ни в опыте, ни интуитивно (поскольку наша интуиция имеет чувственную природу); объект, который мы не можем познать, но который можем осмыслить. Является ли ноумен вещью в себе? Скорее это способ представления вещи в себе – в той мере, в какой вещь в себе является сущностью, постигаемой чисто умственным путем (чего концепт вещи в себе не подразумевает с необходимостью) – или объект умственной интуиции, будь мы на нее способны. Кант признает, что ноумен – проблематичный концепт, поскольку его природа выходит за рамки нашего познания. Однако он решает эту проблему (хотя и жертвуя догмой), вставая на идеалистические позиции и смыкаясь с Платоном.

Источник: Философский словарь.

НОУМЕН
философское понятие, которое было введено в неоплатонизме для обозначения мира умопостигаемых сущностей. Понятие Н., которое использовалось в средневековой философии, получило наибольшую известность благодаря трансцендентальному идеализму Канта, который использовал понятие Н. для обозначение сферы, выходящей за пределы чувственного опыта. Традиционная взаимосвязь сущности и явления заменяется у Канта жестким противопоставлением сферы явлений обыденного и научного опыта (феномен) непознаваемому миру "вещи-в-себе" (Н.). Если первый подчиняется законам природного детерминизма и может быть познан средствами эмпирического познания, то второй находится за пределами чувственного опыта и является предметом абстрактных спекуляций разума, лишенных содержания. Мир Н., не подчиняющийся законам физического детерминизма, является невидимым двойником как субъекта, так и объекта, а также пристанищем внеопытных понятий, таких как Бог, свобода, вера. Понятие Н., по Канту, призвано ограничить возможности применения научного разума и тем самым сохранить пространство свободы для религии и морали. Понятие Н., выражавшее идеологию раннего протестантизма, было подвергнуто резкой критике последующими философами как источник противоречий кантовской системы.
А.В. Филиппович

Источник: Новейший философский словарь

НОУМЕН
понятие, применяемое Платоном для характеристики трансцендентных идей, которые, по его учению, образуют идеальные архетипы, прообразы чувственно воспринимаемых вещей. В этом же смысле это понятие трактуется в ряде философских учений Средних веков и Возрождения. В философии Канта, придавшего понятию ноумена основополагающее значение, ноумены — априорные идеи чистого, т. е. не опирающегося на опыт, разума. Речь идет о психологической идее (субстанциальность души, личное бессмертие), космологической идее (мир как целое, свобода как предшествующая причинности, господствующей в мире явлений), теологической идее (Бог). Эти идеи, поскольку они не имеют основания в опыте, не свидетельствуют о существовании того, что в них мыслится: «стало быть, мы не можем даже утверждать, что познаем и усматриваем возможность этих идей, не говоря уже об их действительности» (Кант. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука.— Соч. в 6 т., т. 4, ч. 1. M., 1965, с. 314). Тем не менее идеи чистого разума безусловно необходимы и эвристически плодотворны; они являются регулятивными принципами, которые оптимально синтезируют многообразие знания. Кант противопоставляет ноумены феноменам (явлениям) и в этой связи нередко отождествляет вещи-в-себе с ноуменами, хотя последние в отличие от вещей в себе не вызывают чувственных восприятий и не поставляют рассудку материал знания. Так, в «Критике чистого разума» (1781, рус. пер. 1867) Кант утверждает: «Понятие ноумена, т е. вещи, которую следует мыслить не как предмет чувств, а как вещь в себе... не заключает в себе никакого противоречия» (там же, т. 3. M., 1964, с. 309).
В «Критике практического разума» и в «Метафизике нравов» Кант трактует ноумены как безусловно необходимые объекты веры чистого практического (т. е. нравственного) разума и тем самым, правда гипотетически, допускается их действительное существование.
Т. И. Ойзерман

Источник: Новая философская энциклопедия

ноумен
НОУМЕН — понятие, впервые введенное в философию Платоном, который называл Н. (ta noumena) недоступные чувственным восприятиям, умопостигаемые, трансцендентные идеи красоты, истины, добра, противопоставляя этот мыслимый мир, объявляемый высшей объективной реальностью, феноменам (ta phainomena), т.е. чувственно воспринимаемым вещам, истолковываемым как видимость (существующее—несуществующее). Так, в частности, характеризуется чувственно воспринимаемый мир в платоновском диалоге «Парменид» (132 с 6,165 с 7,166 b 6). Н., по Платону, являются идеальными прообразами, архетипами чувственно воспринимаемых вещей, которые интерпретируются как до крайности искаженные образы, вернее — лишь тени своих подлинников. Философия европейского Средневековья и эпохи Возрождения возрождают платоновское понятие Н. Принципиально иную позицию занимает И. Кант, обосновывая эмпирическую реальность феноменов, и определяя их, как априорные идеи чистого, т.е. свободного от воздействия чувственности, разума. Правда, эмпирически реальные феномены (явления) оказываются в кантовской философии лишь представлениями, возникающими вследствие воздействия на человеческую чувственность независимых от нее принципиально непознаваемых «вещей в себе». Существование последних, многократно подчеркивает Кант, не подлежит ни малейшему сомнению: ведь без них не было бы и явлений. Иное дело Н., о которых Кант заявляет, что мы не вправе «допускать кроме явлений еще предметы чистого мышления, т.е. ноумены, т.к. эти предметы не имеют никакого положительного значения, на которое можно было бы указать» Кант И. Сочинения. Т. 3. М., 1966. С. 332). В первом издании «Критики чистого разума» Кант утверждает, что то, что порождает явления, т.е. «вещь в себе», «не может называться ноуменом» (Там же. С. 722). Однако во втором издании этого труда, наряду с принципиальным отрицанием объективной реальности Н. (понимаемых как Бог, бессмертие души, абсолютная свобода), понятия «вещей в себе» и Н. иногда сближаются и даже отождествляются. А в «Пролегоменах...» утверждается: «Чувственно воспринимаемый мир содержит только явления, которые вовсе не вещи в себе, а эти последние (ноумены) рассудок должен допустить именно потому, что он признает предметы опыта» (Сочинения. Т. 4(1). С. 185). Эта тенденция усиливается в «Критике практического разума» и «Метафизике нравов», в которых Н. характеризуются как безусловно необходимые объекты чистого практического (т.е. нравственного) разума, и тем самым, правда гипотетически, допускается их действительное существование.         Непоследовательность Канта объясняется двойственностью его учения. С одной стороны, оно обосновывает существование и необходимость априорного познания, а с др. — интерпретирует свой априоризм как теорию опыта. Такая же двойственность проявляется в его отношении к метафизике. Кант, вопреки многовековой традиции, сводит онтологию к гносеологии, делает предметом метафизики познание, нравственность, эстетическое. Но, с др. стороны, в согласии с отвергнутой им традицией, он утверждает: «Настоящая цель исследований метафизики — это только три идеи: Бог, свобода и бессмертие» (Сочинения. Т. 3. С. 365). Такая же двойственность характерна для кантовского понимания «вещей в себе» и явлений, пространства и времени. Последним он приписывает эмпирическую реальность, но в то же время субъективистски определяет их как чистые априорные созерцания. Очевидно, что, несмотря на всю свою решимость совершить «коперниковский переворот» в философии, Кант, вследствие господствовавших в Пруссии феодальных общественных отношений, не решился довести до конца задуманное им преобразование проблематики философии.         Т.И. Ойзерман

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
395.58 кб

Феномен и ноумен в антропокосмическом взаимодействии

Дружинина Илона Анатольевна
В статье представлена феноменология как концепт и систематическое знание. Она показана как восходящая к идеям Платона и И. Канта система чистого, априорного, а затем и трансцендентального мышления.
Читать PDF
634.50 кб

Бог как Deus absconditus в теологии Мартина Лютера и Бог как ноумен в философии Иммануила Канта

Еремеева Н. В.
Читать PDF
177.21 кб

Нумен и ноумен в теософии и учении Живой Этики

Александров Илья Юрьевич
В теософской литературе и в Учении Живой Этики понятия «нумен» и «ноумен» синонимичны. Однако необходимо различать эти понятия.
Читать PDF
358.71 кб

Время как ноумен

Пилипенко Елена Александровна
Настоящая работа посвящена гносеологическому анализу времени как ноумена.
Читать PDF
178.16 кб

Ноумен русской классики

Богатырёв Дмитрий Кириллович, Богатырёва Людмила Викторовна
Предлагается оригинальное решение проблемы целостности русской литературы через выявление основания, которое воспроизводится в разные периоды ее развития.
Читать PDF
374.31 кб

Вещь в себе и явление, ноумен и феномен, трансцендентальное, имманентное и трансцендентное в теорети

Бурханов Рафаэль Айратович
Статья посвящена прояснению онтологических и гносеологических смыслов основополагающих понятий системы Иммануила Канта: вещь в себе и явление, ноумен и феномен, трансцендентальное, имманентное и трансцендентное.
Читать PDF
214.25 кб

От феномена и ноумена к ноэме и ноэзису

Дружинина И. А.
В статье рассматриваются идеи первой книги Э.Гусссерля «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии». Задача статьи найти корни и основы гуссерлевского понимания феноменов сознания.
Читать PDF
1.74 мб

Философская позиция Роберто Торрети на основе критического понятия ноумена Иммануила Канта

Дуглас Армандо Суарес Ромеро
Предмет этой статьи это реконструкция сюжетной структуры, с помощью которой Кант обсуждает проблематику между феноменом и “вещью в себе” или ноуменом, в контексте своей философии познания.
Читать PDF
163.48 кб

Метакибернетика, общая теория развивающихся ноуменально-феноменальных систем и социальные науки. Ста

Андреев Владимир Олегович, Узилевский Геннадий Яковлевич
В статье рассматривается эволюция кибернетических представлений; показываются правомерность и полезность разработки метакибернетики и раскрываются ее размерности.
Читать PDF
148.18 кб

О новых тенденциях развития общей теории развивающихся ноуменально-феноменальных систем

Андреев Владимир Олегович, Узилевский Геннадий Яковлевич
В статье рассматривается иерархия видов сложности К.
Читать PDF
163.48 кб

Метакибернетика, общая теория развивающихся ноуменально-феноменальных систем и социальные науки. Ста

Андреев Владимир Олегович, Узилевский Геннадий Яковлевич
В статье раскрываются индикаторы нового этапа эволюции человеческого рода и развития социальных институтов, выявляются направления расширения концептуального аппарата социальных наук в XXI веке и излагаются некоторые направления и
Читать PDF
4.09 мб

Свобода, необходимость и долг в феноменальном и ноуменальном мирах в учении М. Лютера и этике И. Кан

Еремеева Наталья Владимировна
В статье анализируется сходство концепций долга в трудах М. Лютера и И. Канта.

Похожие термины:

  • НОУМЕНАЛЬНОЕ

    от гр.-познаваемое разумом): то, что может быть постигнуто только разумом. Кант в ««Критике чистого разума» противопоставил ноумены – вещи в себе, т.е. существующие независимо от какого бы то ни был
  • Ноумены и феномены

    Термины кантовской философии. См. Вещь в себе