вначале не имела самостоятельного значения и приобрела его лишь с 1800. В 19 в. огромное влияние на норв. философию оказали нем. идеализм и западноевропейский позитивизм - примером может служить философия Нильса Трешова. Протестант, философ Хенрик Штеффенс жил и работал в Германии. Дальнейшее развитие норв. философия получает в учении гегельянца Маркуса Монрада (1815-1897). В кон. 19 в. возникает экспериментальная и физиологическая психология, примыкающая к теории Вильгельма Вундта. Виднейшие ее представители А. Бьеркнес (1839-1903) и А. Оля. Философское направление эмпирической семантики, оказывавшее огромное влияние на развитие социальных наук в стране, возглавлял Арне Несс, профессор философии в Осло. В свою очередь, гуманитарные науки испытывают сильное воздействие идей А.Х.Винснеса (род. 1890), изложенных в его историко-философских трактатах. Мировоззренческое значение норв. философии очень ярко проявилось в произв. норв. поэтов, особенно у Генрика Ибсена (1828-1906).
НОРВЕЖСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
НОРВЕЖСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Источник: Философский энциклопедический словарь
НОРВЕЖСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
(norwegische Philosophie). — В период унии, когда Норвегия находилась под датским господством, самостоятельная философия в ней смогла развиваться только после основания в 1811 университета в Кристиании (ныне Осло). Первым ее представителем был Нильс Трескау (Тресков) (1751—1833), преподававший с 1803 в Копенгагене, ас 1813 — в Кристиании. Он опирался на идеи Просвещения и рационализма. Вместе с тем в основе его взгляды отличались глубокой религиозностью, а в чем-то были близки эмпиризму Локка. Философию Канта он решительно отвергал, о чем свидетельствуют его лекции: «Foreloesninger over den Kantiske Philosophie» ( 1798). Другие его труды: Philosophiske Forsög, 1805; Elementer til Hostoriens Philosophie, 1811; Lovgivnings-Principper, I—III, 1820—1823; Christendommens tand, 1828. В связи с отсутствием в стране широких культурных связей за границей работали Генрик Стеффене (1773—1845; Киль, Иена, Галле, Бреслау, Берлин) и Николай Мёллер (1777—1862, Лувен). В лице Маркуса Якоба Монрада (1815—1897) Норвегия обрела не только профессионального философа, но и активного, пользующегося широким влиянием деятеля в области культуры. Из двух его главных трудов первый — «Udsigt over den höiere logik» (1881) — проникнут идеями «Логики» Гегеля, второй же — «Æsthetik» (1889— 1890) — отличается большей оригинальностью, прежде всего благодаря умелому использованию кантовского наследия. Дело, которому Монрад посвятил свою творческую жизнь, — единственное, что могло стать в Норвегии исходным пунктом для формирования основательной философской культуры, — из-за ослабления гегелевской традиции не нашло себе продолжения. После прорыва современного мышления, осуществленного Георгом Брандесом и его норвежскими последователями, могли еще развиваться только психологизм и эмпиризм. Заметной фигурой в этот период становится Анатоль Олл (Оль) (1867—1943). По окончании Второй мировой войны вплоть до недавнего времени ключевую позицию в норвежской философии занимал Арне Нэсс (р. 1912) со своей версией логического эмпиризма, нашедшей отражение, в частности, в трудах: Erkenntnis und wissenschaftliches Verhalten, 1936; Interpretation and Preciseness, 1953. Преодолению гегемонии этого направления способствовали работы специалиста в области античности и немецкой философии Эгила А. Виллера (р. 1925): Fra Homer til Heidegger, 1959; Fra tankens og troens mötested, 1968; Platons Parmenides, 1960; Der späte Platon, 1970. В прямую полемику с философией А. Нэсса вступили Ханс Скёрвхейм (р. 1926): Objectivism and the study of man, 1959; Vitskapen om mennesket og dem filosofiske refleksjon, 1964 и Даг Ёстерберг (p. 1938): Forstäelsesformer, 1966. К континентальным, в особенности к немецкой, традициям примыкает Йохан Фредрик Бьяльке (р. 1916): Zur Begründung der Werterkenntnis, 1962; Intuisjon og natur, 1971 ; Das Problem der Intuition in Rationalismus und Empirismus // Zeitschrift für philosophische Forschung, 1972.
A. Aall. Filosofien, in: Det kgl. Fredriksuniv., 1811—1911, Christiania (Oslo), 1911; A. Aall. Norwegische Philos., in:
F. Ueberweg, Grundriß der Gesch. der Philos., V, 1928; A. Naess. Norway, in: J. R. Burr (Hg.). Handbook of World Philos., Contemporary Developments since 1945. Westport Conn., 1980.
A. Aall. Filosofien, in: Det kgl. Fredriksuniv., 1811—1911, Christiania (Oslo), 1911; A. Aall. Norwegische Philos., in:
F. Ueberweg, Grundriß der Gesch. der Philos., V, 1928; A. Naess. Norway, in: J. R. Burr (Hg.). Handbook of World Philos., Contemporary Developments since 1945. Westport Conn., 1980.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
НОРВЕЖСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Возникно-вение и развитие Н. ф. тесно связано со становлением и общим развитием обществ. мысли в Норвегии и составляет ее неотъемлемую часть, тем более, что в Норвегии, в отличие от ее сканд. соседей Дании и Швеции, не сложилось сколь-нибудь оригинальной нац. филос. школы. Это обусловлено в значит. степени историч. причинами существования и развития норв. народа – гл. обр. поздним формированием нации и нац. буржуазии, идеологич. потребности к-рой могли быть удовлетворены путем прямого заимствования удобных и приемлемых филос. систем из богатого европ. арсенала. Кроме того, следует иметь в виду, что Норвегия политически входила до начала 19 в. (1814) в состав Дании, а затем до нач. 20 в. (1905) в состав Швеции, и потому развитие Н. ф. за этот период, как и общее развитие культуры в Норвегии, связано соответственно с развитием дат. и швед. философии. Н. ф. возникает в сер. 18 в. в связи с формированием норв. нации и появлением нац. буржуазии и первоначально неотделима от развития просветительства, с одной стороны, и от религ.-политич. идей, с другой. Для развития Н. ф. было далеко не безразлично, что идеология норв. буржуазии во 2-й пол. 18 в. объединяла лютеранскую ортодоксию с воинствующим и нетерпимым национализмом. Вот почему просветительство и привнесенные им элементы материалистич. философии не оказали существ. влияния на развитие обществ.-политич. идей в Норвегии, ни на Н. ф. Первый дат.-норв. просветитель Л. Хольберг (1684–1754) с его критикой метафизики остался единичным явлением и не имел последователей. Два других норв. просветителя и довольно робкие популяризаторы философии Лейбница – Ю. Э. Гуннерус (1718–73) и Г. Шеннинг (1722–80), даже не отваживались вступать, подобно Хольбергу, в открытую борьбу с пиетизмом. Первую попытку эклектически связать воедино рационализм энциклопедистов и романтич. философию Ж. Ж. Руссо предпринял К. Брейнман Туллин (1728–65). Однако о возникновении самостоят. Н. ф. не могло быть еще речи. Только после бурж. революции 1789 во Франции и особенно во время наполеоновских войн, оказавших решающее влияние на изменение внешнего и внутр. положения Норвегии, происходит своеобразная кристаллизация нац. бурж. идеологии, носителем к-рой выступает норв. крестьянство, претендующее на роль гегемона в нац. движении. Эта идеология облекается в форму националистич. религ.-мистич. учения, основателем к-рого был Ханс Нильсен Хауге (1771–1824). Хаугеанство было направлено, с одной стороны, против лицемерия и ханжества офиц. пиетизма, с другой – против просветительского рационализма и материализма; оно претендовало на роль "надклассовой", "истинно норв." идеологии, противостоящей всему чужеземному. Источником хаугеанства был культ патриархальности всего уклада норв. крест. общины, соединенный с утопич. идеями раннехрист. коммунизма. Хаугеанство, политически сыгравшее прогрессивную роль, поскольку оно теоретически обосновывало борьбу норв. крестьянства против иноземного чиновничества, идеализировало, однако, застойные явления в обществ. развитии, отличалось крайним национализмом; как своеобразный норв. изоляционизм оно противостояло возникшей в нач. 19 в. в Дании и Швеции идеологии скандинавизма, т.е. стремлению буржуазии этих стран к единству в области государственности и культуры. С нач. 19 в. в связи с созданием филос. кафедры при ун-те в Осло (осн. 1811) в Норвегии получила развитие и т.н. школьная (или учебная) философия. Первым профессиональным философом был Нильс Трескау (1751–1833), преподававший в Копенгагене, а затем (1812–14) в Осло. Трескау был популяризатором эмпиризма Локка и этики Канта; его работа "О человеческой природе" (N. Treschow, Om den menneskelige natur i almindelighed, isaer dens aandelige side, Kbh., 1812) положила начало эксперимент. психологии в Норвегии. Однако философия Трескау вызвала резкую критику со стороны лютеранских теологов, выступивших противниками распространения в Норвегии светской философии. Эпигоны религ.-мистич. и романтич. учения дат. философа Н. С. Грунтвига – С. Б. Херслеб (1784–1836) и Стенерсен (1789–1835) пытаются соединить его учение с умеренным хаугеанством и при поддержке представителя лютеранской ортодоксии В. А. Вексельса (1797–1866) лишить светскую философию права на существование в Норвегии. Две работы Трескау "Дух христианства" ("Christendommens aand", Chra, 1828) и "О боге, мире идей и мире чувств" ("Om Gud, idee-og sandseverdenen", bd 1–3, Chra, 1831–32), содержащие ожесточ. полемику с теологами, надолго остались единств. филос. произв. на норв. яз. Лишь со 2-й пол. 19 в. на филос. кафедре ун-та в Осло утверждается правый гегельянец Монрад, система к-рого прочно определила безраздельно господствующее направление академич. философии. Одним из наиболее влият. последователей гегельянства в Н. ф. был Г. В. Люнг (1827–84), к-рый пытался возродить Гегеля, отойти от догматич. интерпретации его Монрадом и "обогатить" гегелевский идеализм сканд. чертами, заимствованными из философии Кьеркегора и Грунтвига. Против этого эклектич. идеализма выступил экономист и юрист А. М. Швейгор (1808–70), пытавшийся противопоставить "шаткой диалектике" "метафизически-деловые" взгляды, близкие к экономич. детерминизму. Швейгор, подобно большинству норв. деятелей культуры, оказавших влияние на развитие Н. ф. в 19 в., не был философом-профессионалом. Питат. средой для возникновения "новых" идей за пределами круга профессиональных философов служит с сер. 19 в. изучение отечеств. истории, препарируемой под влиянием нац.-политич. задач норв. буржуазии в духе органич. теории Спенсера. Норв. гос-во, прекратившее свое существование в конце 14 в., рассматривается как заснувший, но оживший через 400 лет организм. Основоположниками этой философии истории были Я. Р. Кейсер (1803–64), П. А. Мунк (1810–63) и особенно их ученик и продолжатель Э. Сарс (1835–1917), перенесший теорию развития Дарвина и позитивистские взгляды Конта непосредственно на истолкование истории Норвегии. Призывая к дальнейшему развитию норв. самостоят. гос-ва, эти поборники нац. возрождения в то же время требовали зачеркнуть все историч. прошлое Норвегии, как "ненорвежское" и тем самым смыкались с самыми крайними хаугеанцами, видевшими единств. возможность нац. существования в консервировании крест. ср.-век. патриархальности и в изоляции Норвегии от остального мира. Эти идеи нац. исключительности и отсюда особой историч. роли норв. народа широко проникли в политич. и затем художеств. лит-ру Норвегии 2-й пол. 19 в. (Б. Бьернсон) и в конечном счете породили тот культ нац. ограниченности, к-рый был подмечен и высмеян Энгельсом уже в 1846: "Норвежец смотрит на офранцуженного шведа и его дворянство сверху вниз и радуется, что у него в Норвегии еще господствует тот же самый дурацкий крестьянский хозяйственный уклад, как во времена благородного Кнуда" (Маркс К. и Энгельс ?., Соч., 2 изд., т. 27, с. 71). Эта широко распространенная идеология вызвала, однако, к концу 19 в. стихийный протест той части норв. буржуазии, интересы к-рой были связаны с междунар. торговлей и не мирились с экономич. застоем. Невольным идеологом этой обществ. группы выступил Г. Ибсен, противопоставивший хаугеанству идеи космополитизма, универс. гуманизма и свободы индивидуального духа. Вместе с тем критика Ибсеном бурж. морали и мещанского мира была неприемлема для норв. буржуазии. Это обусловило непризнание и резкую критику Ибсена со стороны норв. буржуазии и в то же время успех Ибсена в широких демократич. кругах и его собств., стихийную тягу к "социалистич. учениям", сути к-рых он, однако, не принял. В конце 80-х гг. 19 в. в Норвегию стала проникать марксистская филос. мысль. Созданная в 1887 Норв. социал-демократич. рабочая партия (НРП) вначале находилась под политич. и идеологич. влиянием либеральной буржуазии. Первые организаторы и агитаторы в рядах рабочего движения – М. Тране (1817–1890), О. Фьертофт и их последователи – занимались гл. обр. организац.-профсоюзной работой. Это были мелкобурж. утопич. социалисты прудонистского толка. Основной угрозой для марксистской идеологии в Норвегии был национализм. Фактически знакомство норв. общества с марксизмом произошло лишь в нач. 20 в. После 1905, в связи с отделением Норвегии от Швеции и обострением классовой борьбы внутри страны, националистич. идеология несколько ослабла. Усилилась марксистская струя в рабочем движении. Одновременно развитие точных и естеств. наук на рубеже 19 и 20 вв. (химики К. М. Гульдберг и П. Воге, математик С. Ли) привело к частичному проникновению в норв. науку материалистич. представлений, правда, в весьма неясной форме. (Механистич. материалистами были Бьеркнес, Бек, Мейделль). В академической же философии, находившейся в руках правых гегельянцев, начался кризис. Господствующим направлением в Н. ф. становится позитивизм, опирающийся на эксперимент. психологию. Для исследовательской работы в области психологии создается в 1909 особый институт. На увлечение психологией оказывает влияние также пример Дании, где в это время работает Геффдинг. Основоположниками эксперимент. психологии в Норвегии считаются К. Б. Р. Орш (1867–1917) и А. Оль (1867–1943). Произв. последнего "Логос..." (А. Aall, Der Logos..., Bd 1–2, Lpz., 1896–99), "Наша духовная и этическая жизнь" ("V?rt sjaelelige og vort ethiske liv. Kort fremstilling af den filosofiske videnskab", Kra, 1900), "Власть и обязанность" ("Macht und Pflicht", Lpz., 1902), написанные по-норвежски, доступным языком, получили значит. распространение за пределами узко проф. круга, вызвали ожесточ. дискуссию в прессе и способствовали, т.о., популяризации в Норвегии "эмпирич. философии", базирующейся на психологич. экспериментах. Филос. взгляды Орша и Оля нашли известное отражение в натуралистич. направлении норв. лит-ры нач. 20 в., они были как бы продолжением и развитием позитивистских и вульгарно-эволюционистских взглядов, господствовавших в норв. культуре 19 в. В нач. 20-х гг. в Норвегию проникает фрейдизм, популяризатором к-рого явился X. Краббе Шельдеруп (р. 1895), пытавшийся также философски переосмыслить теорию относительности Эйнштейна. Его брат, К. В. К. Шельдеруп (р. 1894) основывает в 1927 "Общество свободного христианства" с целью пропаганды религ.-филос. терпимости и поисков примирения религ. мировоззрения с научным. В работах "Религ. истина в свете теории относительности и материалистич. мировоззрения" (К. Schjelderup, Religionens sandhet i lys av den relavitetsteoretiske virkelighetsopfatning, Oslo, 1921) и "Человек становится божеством" ("Der mennesker blir guder", Oslo, 1923) Шельдеруп кладет основу новому направлению в Н. ф. – "религ. психологии", к-рое, однако, вскоре изживает себя. К нач. 20-х гг. относится и зарождение норв. социологии, основателем к-рой можно считать Н. К. Д. Коллина (1875–1926), литературоведа по профессии, придававшего огромное значение облагораживающей роли иск-ва, считающего его гл. фактором, влияющим на обществ. процессы. Свои социологич. взгляды Коллин изложил в работах "Искусство и мораль" (Chr. Collin, Kunsten og moralen.., Kbh., 1894), "Лев Толстой и совр. кризис культуры" ("Leo Tolstoi og nytidens kultur-krise", Kra, 1910), а также в монографии "Религия братства и новый научный взгляд на жизнь" ("Brorskabets religion og den nye livs-videnskab", Kra, 1912), где он высказывал идеи, близкие критическому идеализму швед. философа Норстрема. Одновременно появилась первая крупная работа Э. Шета "Действительность и идеи" (Е. Sch?th, Realiteter og ideer, Oslo, 1920), положившая начало распространению в Норвегии логического позитивизма, заимствованного у совр. англ. философии. Однако ни одно из перечисленных выше направлений не было господствующим в период 20–30-х гг. Картину идейного разброда в рядах бурж. Н. ф. еще более усугубило появление в нач. 30-х гг. обществ. течений, теоретически базировавшихся на эклектич. смеси ницшеанства, правого хаугеанства и позитивизма. Таковы были философия Б. Д. Брокмана (1881–1956) и особенно квислингианство – комплекс националистич. идей, проникнутых духом крайней нетерпимости ко всему "ненорвежскому"; идеологами этого норв. фашизма выступали Г. X. Оль и отчасти К. Гамсун. В сер. 30-х гг. происходит поляризация течений в ?. ф., на одном из флангов к-рой временно усиливается влияние идеологов норв. с.-д-тии, проповедующей экономич. материализм, к-рый выступает в Норвегии под наименованием марксизма. Еще в период 1-й мировой войны и особенно после Октябрьской революции в Норвегию стал более интенсивно проникать марксизм-ленинизм, захвативший, однако, довольно узкий круг лидеров молодежного социалистич. движения. При этом норв. марксисты с самого начала находились под влиянием идей Р. Люксембург (особенно в области нац. вопроса). Если в 20-х гг. ведущая роль в рядах с.-д-тии Норвегии принадлежала левым, теоретики к-рых А. Хансен, Э. Булль и Я. Фрис боролись с бурж. Н. ф. и с проявлениями идеалистич. представлений в собств. партии, то в 30-х гг. верх в Норв. рабочей партии (НРП) берет правое крыло, совершенно отходящее от марксистских позиций и переходящее на позиции прагматизма (М. Транмель, Т. Хегна, X. Кут и У. Кульбьернсен). Этот переход особенно резко обозначился в годы 2-й мировой войны, когда все видные деятели НРП жили и работали в Англии и США. Кроме того, война и нем.-фашистская оккупация оказали влияние на проявление в Норвегии "нового" филос. течения – дефетизма (франц. d?faitisme – пораженчество, капитулянтство), источниками к-рого были, с одной стороны, изоляционистско-националистич. идеи хаугеанства, с другой – индивидуалистско-ницшеанская философия Брокмана, проецированная в область обществ. отношений. Эта философия пораженчества оправдывала непротивление оккупантам ("исторической судьбе"), доказывала, опираясь на позитивистскую органич. теорию, неизбежность дальнейшего развития Норвегии как части общегерм. организма. Т. о., политич. размежевание норв. буржуазии на два лагеря, проанглийский и прогерманский, нашло отражение в размежевании на филос. фронте – на соответственно прагматический и позитивистский лагери. Борьба этих двух направлений, начавшаяся в нач. 20 в., была в годы 2-й мировой войны возобновлена с удвоенной энергией. В послевоен. период (1945–65) наряду с широким проникновением в Норвегию популярных на Западе филос. течений и доктрин (особенно логич. позитивизма), к-рым отдается немалая дань в учебном процессе в высшей школе, в собственно Н. ф. преобладал интерес к чисто формальным проблемам логич. и лингвистич. анализа. Уже с конца 40-х гг. делаются попытки применить семантику к анализу обществ. жизни. Семантика в качестве обязат. дисциплины была введена в 50-е гг. не только в гражд. гуманитарных уч. заведениях, но и включена в программу высшего воен. образования. Увлечение семантикой явилось своеобразной реакцией на прагматизм и велось под флагом борьбы со слишком прагматич. мышлением конца 40-х гг. в обществ.-политич. сфере и с прагматич. методологией в области различных конкретных наук. В созданном при ун-те в Осло (1950) Ин-те социальных исследований, предназначенном выполнять роль экспертного правительств. учреждения, были созданы отделы социологии, проблем войны и мира, семьи и молодежи, теоретич. и эксперимент. психологии и бюро эмпирич. фактов, где была сконцентрирована вся исследовательская работа (и основные кадры) совр. Н. ф. В числе ведущих работников ин-та – Арне Нэсс, уделяющий гл. внимание применению семантич. анализа для разрешения актуальных проблем внешней политики и идеологич. борьбы ("Демократия, идеология, объективность" – А. Naess, Democracy, ideology and objectivity, Oslo, 1956). Тяготение к прикладному семантич. исследованию является самой характерной особенностью нынешней Н. ф. Так, напр., Ингемунн Гульвог занят, помимо проблем эпистемологии, теориями символич. связей и взаимопониманий ("Метафизика и анализ" – J. Gullv?g, Metaphysics and analysis, Oslo, 1960); Херманн Теннесен семантически анализирует различные типы социальных и политич. взглядов; Харальд Офстад и Кристиан Бай работают над анализом понятий в связи с проблемами свободы воли и свободы и необходимости. Эмпирич. психология и социология приобрели ныне в Норвегии широкий размах, вышли далеко за пределы научно-эксперимент. исследования, проникнув в деловую и политич. жизнь страны. В последние годы в связи с ростом юношеской и детской преступности и моральной деградации т.н. "потерянного поколения" норв. социологи особенно интересуются специфич. эмоц. факторами, воздействующими на человека, а также тем обществ. резонансом, к-рый вызывает поведение личности, отклоняющейся от общепринятых норм. Среди многочисл. проф. социологов (мн. фирмы, предприятия и учреждения держат своего штатного социолога, ведущего конкретные исследования) следует отметить: Р. Ромметвейта, занимающегося социальной психологией и исследующего влияние на формирование личности таких факторов, как религия, мораль и социальные нормы, а также влияние окружающей среды (возрастные, игровые группы, родители и т.п.); группу социологов – С. Роккан, X. Валлен, У. Торгейрсен, работающих в области политической социологии, С. Люсгора и Т. Маттиссена, занимающихся теорией социальной стратификации, И. Гальтунга – исследователя в области структурно-функцион. теории. В др. отраслях социологии работают: X. Хольтер, Д. Ос (произ-во), В. Ауберт (право), Э. Гренсет (семья), И. Э. Гальтунг (школа), С. Браун-Гульдбрандсен (сексуальность, преступность). Норв. социологи собрали большой эмпирич. материал по психологии различных социальных групп общества. Этот материал и построенные на нем исследования служат своего рода методом контроля со стороны гос-ва за соотношением классовых сил, за пульсом обществ. и производств. отношений. Вместе с тем за последние (60-е) годы все отчетливее обнаруживается отрицат. реакция на узкий практицизм и утилитаризм совр. Н. ф. в целом. Это отрицат. отношение исходит как со стороны лютеранских теософов, так и со стороны литературной интеллигенции, критикующей совр. позитивистские течения в Н. ф. за формализм и утрату интереса к традиционным для Н. ф. проблемам человеч. личности и ее нравств. усовершенствования; причем критика ведется в основном с позиций экзистенциального иррационализма (см. Экзистенциализм). Так, напр., С. Ф. Якобсен призывает философов показать "метафизически иррациональную сущность человеческой души", а не заниматься графиками и диаграммами. Однако в целом критика совр. позитивизма с указ. позиций имеет крайне узкий диапазон и нисколько не колеблет положения этого осн. направления совр. Н. ф. Тем не менее факт наличия такой критики показателен, поскольку она апеллирует к гуманистич. традициям Н.ф. Эти традиции связаны с непрофессиональной филос. мыслью, представленной гл. обр. т.н. "поэтократами" 19 в. Такие писатели, как X. Вергеланн (1808–45) и Г. Ибсен, исторически оказались властителями дум целых поколений как носители идей свободы нац. и индивидуального духа. Их произв. по своей филос. основе близки экзистенциализму, в частности Кьеркегору. Нынешние попытки части бурж. философов Норвегии вернуться к традиц. индивидуализму, равно как и возрождение идей дат. философа Л. Фейльберга (философия "тихих радостей"), являются реакцией на бессилие объяснить противоречия совр. общества методами лингвистич. анализа. Картина противоречивых тенденций, господствующих в совр. Н. ф., дополняется идейным кризисом норв. с.-д-тии. Ее полный и открытый отказ от марксизма как от "устаревшей" и якобы не подходящей к условиям Норвегии теории, а с др. стороны опровержение всем ходом историч. событий последнего двадцатилетия прагматич. установок лидеров НРП поставили норв. с.-д-тию в положение партии, лишенной сколько-нибудь ясной теоретич. базы. Эклектично, противоречиво и непоследовательно отношение с.-д-тии и к проблемам внешней и внутр. политики: так, наряду с прокламированием "государства всеобщего благоденствия" (как "народного" гос-ва) соседствует признание положит. роли монополий и попытки оправдать дальнейшее существование капитализма ссылками на его превращение в "народный". В этой обстановке огромное значение приобретает работа норв. марксистов, начавшая развертываться лишь в самое последнее время. Среди молодых теоретиков Норв. коммунистич. партии следует отметить X. И. Клевена, опубликовавшего ряд работ по истории и теории классов в Норвегии. До последнего времени немногочисленные норв. марксисты все свое внимание концентрировали на учебно-просветительской работе и лишь отчасти занимались исследованиями в области историч. материализма и политич. экономии, оставляя в стороне критику бурж. Н. ф. Одна из существ. причин этого – отрицание самостоят. роли Н. ф., рассматриваемой как неразрывная часть всей совр. бурж. философии без ярко выраженных нац. отличий. Такой взгляд на Н. ф. верен лишь отчасти. Во-первых, отсутствие "национальной оригинальности" Н. ф. отнюдь не снимает задачи марксистской критики тех филос. течений (в частности, неопозитивизма), к-рые распространены в Н. ф., а во-вторых, бурж. Н. ф. имеет свою специфику, состоящую не в наличии особых школ, а в роли непрофессиональных философов – "поэтократов", идейное влияние к-рых выходит далеко за пределы Норвегии. Лит.: Плеханов Г. В., Генрик Ибсен, СПБ, 1906; Похлебкин В. В., О развитии и совр. состоянии историч. науки в Норвегии, "Вопр. истории", 1956, No 9; С. A. Bjerknes´ Ged?chtnisrede auf О. J. Broch, в кн.: Forhandlinger i Videnskabsselskapet i Christiania, 1889, Chra, 1890; Aall ?., Psykologiens historie i Norge, Kra, 1911 (Videnskapsselskapets skrifter. Hist. Filos. klasse, 1911, No 3); ero жe, Die norwegische Philosophie, в кн.: Ueberweg Fr., Grundriss der Geschichte der Philosophie, Tl 5, В., 1928; Beyer H., S?ren Kierkegaard og Norge, Chra, 1924; M?hring W., Ibsen und Kierkegaard, Lpz., 1926; Skrondаl ?., Grundtvig og Norge, Bergen, 1929; Friedrichsen ?., Die Theologie Norwegens, в кн.: Ekklesia, Bd 2, Gotha, 1936; Twelve years of social science research, publ. by Institute for social research, Oslo, 1962; Кleven ?. I., Klassenstrukturen i det norske samfunnet, Oslo, 1965. В. Похлебкин. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.