Нормы культуры
Нормы культуры
определенные образцы, правила поведения, действия, познания.
Нормы культуры
это определенные образцы, правила поведения или действия. Они складываются, утверждаются уже в обыденном сознании общества. На этом уровне в возникновении культурных норм играют большую роль традиционные и даже подсознательные моменты. Обычаи и способы восприятия складывались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях. Так, нормы нравственности возникают в самой практике массового взаимного общения людей. Моральные нормы воспитываются ежедневно силой привычки, общественного мнения, оценок близких людей. Для ребенка реакции взрослых членов семьи определяет границы того, что «можно», а чего «нельзя». Огромную роль в формировании норм культуры, характерных для данного общества, играют взаимные одобрения и осуждения, выражаемые окружающими, сила личного и коллективного примера, наглядные образцы поведения (как описанные в словесной форме, так и в виде образцов поведения). Нормативность культуры поддерживается в ходе межличностных, массовых взаимоотношений людей и в результате функционирования различных социальных институтов. Огромную роль в передаче духовного опыта от поколения к поколению играет система образования. В ней индивид, вступающий в жизнь, получает не только знания, но и принципы, нормы поведения, и восприятия, понимания и отношения к окружающей действительности. Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер. Она отражает те трансформации, которые, претерпевает общество. Например, в XX веке произошли фундаментальные сдвиги в отношении человека к семье. Это имеет огромное значение, поскольку именно в ней складывается личность, происходит освоение норм культуры. В патриархальной семье дети рано начинали свою трудовую жизнь. Они рассматривались прежде всего в качестве гаранта обеспеченной старости родителей, как добытчики средств к существованию. В современной семье дети - не средство продления рода, наследники могущества рода или клана. Они рассматриваются как величайшая ценность семьи, в их пользу происходит перераспределение семейного бюджета. В США в 1975 г. эта смена приоритетов вызвала изменение структуры потребительских расходов, оцениваемых суммой более 500 миллиардов долларов - 1/3 валового национального продукта. Иначе говоря, изменение духовных ориентаций в семье привело к сдвигу в содержании и направленности общенациональных расходов потребителей. Работающие главы семей, имеющие возможность при помощи денег удовлетворить любые потребности, передают эти средства семье, ибо она является эмоционально-культурным центром развития личности. Для молодежи это изменение внутрисемейных культурных норм означает возможность «продлить детство», приобщиться к вершинам мировой культуры, воспринять новые духовные ценности.
Источник: Человек и общество. Культурология