НОРМАТИВНАЯ ЭТИКА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НОРМАТИВНАЯ ЭТИКА
составная часть этики, в которой ставятся и решаются проблемы смысла жизни, назначения человека, содержание нравственного долга, добра и зла; теоретически обосновываются нравственные принципы идеалы и нормы.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

НОРМАТИВНАЯ ЭТИКА
составная часть этики, в которой ставятся и решаются проблемы смысла жизни, назначения человека, содержания нравственного долга, добра и зла; теоретически обосновываются нравственные принципы, идеалы и нормы. Все моральные учения и этические теории, выдвигавшиеся на протяжении человеческой истории, в конечном счете были посвящены решению практических нравственных проблем. И каждый теоретик по-своему обосновывал моральные представления своей эпохи, безусловно опираясь на закрепленные в моральных нормах, в религии принципы, которые становились общепризнанными. В принципе противоречие между субъективным стремлением создать беспристрастные теории, возвышающиеся над моральными позициями, и объективным смыслом самих теорий стремится разрешить неопозитивизм.

Источник: Философский энциклопедический словарь

НОРМАТИВНАЯ ЭТИКА
этика, предметом исследования к-рой являются проблемы смысла жизни, назначения человека, содержания добра и зла, морального долга. Н. э. теоретически обосновывает нравственные принципы, идеалы и нормы. Она рассматривает в теоретической форме те же самые вопросы, к-рые стихийно возникают и решаются моральным сознанием того или иного об-ва или класса. Всякая этическая концепция, выражая нравственный идеал определенных социальных групп, в конечном счете, является нормативной. Для разрешения противоречия, якобы существующего между научной истиной и моралью, неопозитивисты попытались создать “научную” этику путем исключения из нее нормативных вопросов (Метаэтика). Марксизм же считает, что дать научно-теоретическое обоснование нравственных идей возможно лишь при условии познания законов истории, что эти идеи отражают объективную логику развития об-ва. Н. э. становится действительно научной благодаря строго объективному анализу всего исторического развития морали человечества и исследованию его социальных предпосылок. Н. э. как обоснование норм и принципов коммунистической нравственности тесно связана со всеми остальными разделами марксистской этики.

Источник: Философский энциклопедический словарь

НОРМАТИВНАЯ ЭТИКА
со ставная часть этики, в к-рой ставятся и решаются проблемы смысла жизни, назначения человека, содержания нравственного долга человека, обосновываются определенные моральные принципы и нормы, к-рая тем самым выступает, в сущности, как теоретическое развитие и дополнение морального сознания об-ва или класса. В Н. э. предпринимается попытка философски и научно решить те же самые проблемы, к-рые стихийно решаются обыденным сознанием в тех или иных исторических условиях. Все моральные учения и этические теории, выдвигавшиеся в истории, в конечном итоге были посвящены решению практических нравственных проблем. И каждый теоретик по-своему обосновывал моральные представления того об-ва и класса, духовным выразителем интересов к-рого он выступал, хотя субъективно стремился к созданию беспристрастной теории, возвышающейся над различными моральными позициями. Это противоречие между субъективными намерениями мыслителей прошлого и объективным смыслом их теорий попытались разрешить сторонники неопозитивизма. С их т. зр., следует строго различать Н. э., к-рая содержит моральные оценки и предписания, но не может быть научной, и метаэтику, к-рая является якобы «строго научной» теорией, «очищенной» от моральных проблем. Т. обр., пытаясь разрешить указанное противоречие, неопозитивисты пришли к противопоставлению научной истины и нравственности. Совершенно иным путем решается вопрос о И. э. в марксизме. Нравственные представления людей (социальных групп, классов), к-рые получают теоретическое обоснование в Н. э., всегда являются в конечном счете отражением их общественного бытия. Поэтому дать научное обоснование моральных принципов можно лишь при условии познания объективных законов исторического развития. Следовательно, для того чтобы сделать этику действительно научной, нужно не отрывать предмет ее изучения от моральных проблем, за к-рыми скрываются классовые интересы, а показать, в каком отношении находятся эти интересы к историческим потребностям всего человечества. Впервые в истории нравственность стало возможным обосновать научно только в рамках марксистского мировоззрения - мировоззрения класса, к-рый, освобождая себя, освобождает вместе с тем все человечество. В силу этой особой роли во всемирной истории пролетариат создает мораль, к-рая в своем дальнейшем развитии становится общечеловеческой (Общечеловеческое и классовое в нравственности). Идеалы коммунистической морали в принципе совпадают с объективным предвидением дальнейшего развития человеческого об-ва. Т, обр., вопрос о научности Н. э., в сущности, совпадает с проблемой научности мировоззрения. В марксистской теории морали Н. э. является одной из составных частей. Помимо обоснования принципов коммунистической нравственности теоретическая этика решает и более широкие проблемы, касающиеся истории развития морали, ее места в системе общественных отношений, природы, форм и структуры нравственного сознания т; др. (Этика, Отношения моральные, Логика морального языка).

Источник: Словарь по этике