(29 янв. 1856 – 29 нояб. 1916) – шведский философ-идеалист; с 1891 – профессор в Гетеборгском ун-те; с 1907 – акад.; ученик Бострема и Салина (1824–27). В ранний период Н. развивает идеи бостремизма, в дальнейшем пытается создать свою концепцию под значит. влиянием неокантианства и философии жизни Дильтея. Философия, по Н., должна выступать, с одной стороны, против эмпиризма, с другой – против "старой метафизики", к-рая не понимала значения более высокой формы "опыта сверхчувственного разума". В понимании объекта философии Н. близок баденской школе неокантианства. Большое место в трудах Н. занимает проблема истины, понимание к-рой эволюционировало у него от субъективистской характеристики ее как "психологической ценности" к сугубо религ. толкованию как божеств. откровения. Н. как сторонник теории "массового общества" выступает с критикой бурж. культуры. Деградация культуры, по Н., объясняется тем, что в обществе господствуют нравы и запросы широких масс. Свои надежды на спасение личности и культуры Н. связывал с будущим возрождением религии. Выступая против коллективистских тенденций, в частности против рабочего движения, он требовал "переоценки" роли масс в духе Ницше (см. "Masskultur", Stockh., 1910). Соч.: Om natursammanhang och frihet, G?teborg, 1895; Hvad ?r sanning?, G?teborg, 1899 Tankelinier, Stockh., 1905; Naturkunskapens sj?lfbesinning, [Stockh. ], 1907; Om viljans frihet, Stockh., 1917. Лит.: ?kesson ?., Norstr?miana, Stockh., 1924; Ryding ?., Den svenska filosofins historia, Stockh., [1959 ], s. 97–105. А. Мысливченко. Москва.