НООСФЕРА

Найдено 33 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НООСФЕРА
греч. noos - ум, разум и sphaira - сфера, область) - это такое состояние биосферы, когда ее развитие происходит целенаправленно в связи с деятельностью людей в интересах совместного развития человека и природы.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

Ноосфера
(от греч. nous – разум, sphaira – сфера) – сфера взаимодействия природы и общества, в которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. Понятие введено в науку Ле-Руа и развито Вернадским.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Ноосфера
во-первых, это сфера существования информации в виде живой природы: жизнь как таковая; во-вторых, это информационные системы и идущие в них процессы, обладающие свойством сохранения информационных систем, их конструктивная компонента.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

Ноосфера
от греч. noos — разум + сфера) — в учении русского мыслителя Владимира Вернадского — сфера разума, ставшая по своему воздействию на планету сравнимой с геологической силой; букв. «мыслящая оболочка», возможно будущая высшая стадия развития биосферы.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Ноосфера
сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. В научный обиход термин введен Т. де Шарденом и Э. Леруа. В учение о ноосфере большой вклад внес В.И.Вернадский.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

НООСФЕРА
(ноо – разум, сфера – земля) – сфера разумной деятельности людей, сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития. Признаки ноосферы в эпоху глобализации – это становление планетарного ноосферного интеллекта и способность к глобальному управлению социоэкосистемой.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

Ноосфера
от— noosphaire) — эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. В.И. Вернадский развил представление о Н. как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества в результате преобразующей мир творческой деятельности человека, опирающейся на научную мысль.

Источник: Биомедицинская этика. Краткий словарь терминов

Ноосфера
от греч. noos — разум и sphaira — шар) — область когерентного взаимодействия природы и общества, в рамках которой возникает разумная человеческая деятельность, оказывающая значительное влияние на все земные процессы. Понятие ноосферы как интеллектуальной сферы земного шара, образованной деятельностью человека как мыслящего существа, в ХХ в. используют П. Тейяр де Шарден, Э. Леруа, Вл. Вернадский.

Источник: История и философия науки

Ноосфера
(греч. noos – разум и sphaira – шар) – новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Понятие введено французскими учеными П. Леруа и Тейяром де Шарденом. В. И. Вернадский развил материалистическое представление о ноосфере как о качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы, общества и человеческого разума.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

НООСФЕРА
букв. мысленная оболочка Земли. Понятие было введено в науку в 1927 г. Совр. понимание Н. было дано В.И.Вернадским. Н. — это биосфера, преобразованная трудом человека и измененная науч. мыслью, т.е. под влиянием мысли и труда человека биосфера (совокупность всех живых организмов вместе со средой обитания) закономерно переходит в Н. Человек, производство и природа — гл. компоненты Н., образующие единую, взаимосвязанную систему. Ф.М.Дягилев

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

НООСФЕРА
понятие, введенное в науку Ле-Руа и развитое В.И. Вернадским. Ноосфера – это область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью, в результате которой человек преобразует природу соответственно своим интересам и включает в нее все новые природные и космические явления, управляемые им по законам самой природы. Вевразийской философии используется категория софиосферы как зарождающейся в современных условиях части ноосферы. См. Софиосфера.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Ноосфера
 (греч. — разум и сфера, область; сфера разума) — область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью, понятие, введенное в науку Ле-Руа и развитое В. И. Вернадским. С появлением и развитием человеческого об-ва биосфера закономерно переходит в II., поскольку, овладевая законами природы и развивая технику, человечество все более преобразует природу соответственно своим потребностям. Н. имеет тенденцию к непрерывному расширению за счет выхода человека в космос и проникновения в недра планеты.

Источник: Философский словарь. 1963

НООСФЕРА
сфера разума) - понятие, введенное в науку Ле-Руа и развитое В.И. Вернадским, означающее естественное и закономерное продолжение биосферы (планетарной сферы жизни), область планеты, охваченной разумной человеческой деятельностью, в результате которой человек преобразует природу соответственно своим интересам и включает в нее все новые планетарные и космические явления. Это высшее состояние эволюции планеты, когда стихийное течение процессов, подчиняясь воле человека, уступит место процессам, искусственно и намеренно вызванным человечеством.

Источник: Тематический философский словарь

Ноосфера
гр. мыслящая оболочка, сфера разума) — высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизованного человечества, когда его разумная деятельность становится главным определяющим фактором ее развития (см. Биосфера, Техносфера). По В. И. Вернадскому (1863 — 1945) ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. Существуют два основных подхода к будущему созданию ноосферы: а) ограниченной перестройки всей биосферы и б) максимального ее сохранения с отделением и почти полной изоляцией техносферы от биосферы. Очевидно, развитие будет идти по обоим направлениям.

Источник: Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов

НООСФЕРА
понятие, обозначающее часть земной биосферы, функционирующую благодаря деятельности человека и ого разума. К середине XX в. влияние антропогенной деятельности на биосферу и ее эволюцию настолько резко возросло, что стало но своим масштабам сравнимо с энергетическим влиянием других оболочек Земли (литосферы, гидросферы и др.). Появились все основания для выделения энергии человеческого воздействия на условия и судьбы существования Земли и особенно ее биосферы в качестве самостоятельного фактора огромной геологической значимости, что и было терминологически закреплено введением понятия ноосферы (лс Руа, В.И. Вернадский, Тейяр до Шарден и др.). (См. биосфера, экология).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

НООСФЕРА

- в философии о. Пьера Тейяр де Шардена: планетарная духовная среда и сфера свободной мысли, "мыслящий пласт", "гармонизированная общность сознаний, эквивалентная своего рода сверхсознанию. Земля не только покрывается мириадами крупинок мысли, но окутывается единой мыслящей оболочкой, образующей функционально одну общую крупинку мысли в космическом масштабе. Множество индивидуальных мышлений группируется в акте одного единодушного мышления. Таков тот общий образ, в котором по аналогии и симметрично с прошлым мы можем научно представить себе человечество в будущем". Мистическим трансперсональным центром ноосферы является "точка Омега", которая "уже существует в мире и действует в самой глубине мыслящей массы", - это "Христос всеобъемлющий".

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

НООСФЕРА
сфера разума; сфера взаимодействия природы и человека, в которой последний играет решающую роль; область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью, в результате которой человек преобразует природу соответственно своим интересам и включает в нее все новые природные и космические явления; высшее состояние в истории и эволюции планеты, когда стихийное течение геологических процессов, подчиняясь, уступает место целесообразной деятельности человека, планируемой и организуемой им в глобальных масштабах – с учетом не только ближайших, но и отдаленных последствий человеческого воздействия на природу; естественное и закономерное продолжение биосферы (планетарной сферы жизни), поскольку разумная жизнь, как и живое вещество в целом, выступает не как случайное и локальное, а как глубинное, космическое явление (В. И. Вернадский).

Источник: Русская философия: терминологический словарь.

Ноосфера
от греч. noos - разум ... + сфера) - сфера разума - эволюционное состояние биосферы, при котором разумная, творческая деятельность человека, опирающаяся на научную мысль, становится решающим фактором ее развития.
Более конкретно - это области производства, аккумулирования и распространения общечеловеческих знаний в процессе общественного бытия и формирования общественного сознания. Производство - это научные открытия и изобретения. Распространение - это семья, школа, ВУЗы, университеты, СМИ. Формы аккумулирования: индивидуальная человеческая память членов общества (первая и простейшая стадия и форма фиксации: запоминание - рассказывание), письменная форма (в книгах, письмах, рисунках-картинах), также художественные формы фиксации, выраженные в произведениях архитектуры, живописи, музыкальных. Принятые формы хранения - библиотеки, музеи, галереи, архитектурные памятники. Современные концентрированные формы аккумулирования: энциклопедические и толковые словари, учебники, т.е. собирательные изложения знаний, и прежде всего истинных), Интернет.

Источник: Тематический глоссарий по философии

НООСФЕРА
сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития. Понятие Н. как облекающей земной шар идеальной, «мыслящей» оболочки, формирование которой связано с возникновением и развитием человеческого сознания, ввели в начале XX в. П.Т. де Шарден и Э. Леруа. В.И. Вернадский внес в термин материалистическое содержание: Н. — новая, высшая стадия биосферы, связанная с возникновением и развитием в ней человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, начинает оказывать определяющее влияние на ход процессов в охваченной его воздействием сфере Земли (впоследствии и в околоземном пространстве), глубоко изменяя её своей деятельностью. В понятии Н. подчеркивается необходимость разумной (т.е. отвечающей потребностям развивающегося человечества) организации взаимодействия общества и природы в противоположность стихийному, хищническому отношению к ней, приводящему к ухудшению окружающей среды. Технетика, говоря о техносфере и опираясь на законы техноэволюции, констатирует поглощение биосферы техносферой и отрицает возможность создания ноосферы.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

НООСФЕРА
сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой целенаправленная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором. Понятие ноосферы ввели П. Тейяр де Шарден, Э. Леруа, Вл. Вернадский. Ноосфера - особая, связанная с развитием человека как мыслящего существа, облекающая земной шар оболочка, все процессы которой испытывают на себе определяющее воздействие человеческой активности. Возникновение ноосферы знаменует собой новый, высший этап в развитии биосферы, когда могущество вооруженного наукой и техникой человека сравнялось или превзошло силы самой природы. Человечество становится мощной геологической силой планетарного масштаба. Теперь все природные процессы протекают не так, как они протекали бы в отсутствие человека. Зародившись на планете, ноосфера имеет тенденцию к расширению, все более превращаясь в особый элемент космоса; человеческая мысль из планетарного фактора превращается в фактор космический. В понятии ноосферы подчеркивается особая ответственность человека за состояние природы. Став мощным определяющим фактором мироздания на практике, человек, однако, не в полной мере осознал свою особую роль, не проникся чувством ответственности. В понятии ноосферы (греч. ноос - разум) содержится требование разумной организации взаимодействия общества и природы в противовес бездумному, хищническому к ней отношению, приводящему к разрушению природы и подрывающему природные основы существования самого человека.

Источник: Краткий философский словарь 2004

НООСФЕРА
от греч. разум и шар), сфера взаимодействия природы и общества, в пределах к-рой разумная человеч. деятельность становится гл. определяющим фактором развития (для обозначения этой сферы употребляют также сходные термины: техносфера, антропосфера, социосфера). Понятие Н. как облекающей земной шар идеальной, «мыслящей» оболочки, формирование к-рой связано с возникновением и развитием человеч. сознания, ввели в нач. 20 в. П. Тейяр де Шарден и Э. Леруа. Вернадский внес в термин материалистич. содержание: Н.- новая, высшая стадия биосферы, связанная с возникновением и развитием в ней человечества, к-рое, познавая законы природы и совершенствуя технику, начинает оказывать определяющее влияние на ход процессов в охваченной его воздействием сфере Земли (впоследствии и в околоземном пространстве), глубоко изменяя ее своей деятельностью. Становление и развитие человечества как новой преобразующей природу силы выразилось в возникновении новых форм обмена веществом и энергией между обществом и природой, во все возрастающем биогеохимическом и ином воздействии человека на биосферу.
Зародившись на планете, Н. имеет тенденцию к постоянному расширению, превращаясь, т. о., в особый структурный элемент космоса, выделяемый по социальному охвату природы. В понятии Н. подчеркивается необходимость разумной (т. е. отвечающей потребностям развивающегося человечества) организации взаимодействия общества и природы в противоположность стихийному, хищнич. отношению к ней, приводящему к ухудшению окружающей среды. Поскольку характер отношения общества к природе определяется не только науч.-технич. уровнем, но и социальным строем, постольку сознат. формирование Н. органически связано со становлением коммунистич. обществ.-экономич. формации, создающей условия для превращения знаний, накопленных человечеством, в материальную силу, рационально преобразующую природную среду.

Источник: Советский философский словарь

ноосфера
НООСФЕРА (от греч. noos — разум и сфера) — сфера взаимодействия человечества и природы, область в которой разумная человеческая деятельность становится важнейшим фактором геологического развития планеты. Термин Н. был введен в обращение в начале 20 в. Э. Леруа и использован П. Тейяром де Шарденом для обозначения облекающей земной шар идеальной, «мыслящей» оболочки, формирование которой связано с возникновением и развитием человеческого сознания. Научное содержание этому термину было придано В.И. Вернадским, согласно которому Н. рассматривается как высшая стадия эволюции биосферы, связанная с колоссальным возрастанием антропогенного влияния человечества на природу в ходе научно-технического прогресса. Становление и развитие человечества как новой, преобразующей природу силы выразилось в возникновении новых форм обмена веществом и энергией между обществом и природой, во все возрастающем биогеохимическом и ином воздействии человека на биосферу. Выход человечества в космос и формирование всемирной информационной сети стимулировали возникновения информационных концепций Н. Согласно этим идеям, Н. следует рассматривать как систему средств наблюдения и управления человечеством природными процессами, как регулируемое и планируемое развитие биосферы в соответствии с ее законами и интересами человечества. Вернадский рассматривал Н. не как наличное явление, а как явление, находящееся в процессе становления. На пути превращения биосферы в Н. человечеству предстоит решить множество всемирных, региональных и внутренних для отдельных стран экономических, политических, социальных, культурных и природоведческих проблем. В связи с необходимостью решения глобальных проблем на пути становления Н. перед человечеством возникла проблема устойчивого развития, в решении которой политические и социальные вопросы тесно переплетены с научными, техническими и природоведческими.         А. С. Мамзин

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

НООСФЕРА
греч. noqs — ум, разум и sphaira — сфера, т. е. сфера разума) — термин, обозначающий такую стадию развития биосферы, при к-рой разумная деятельность человека становится определяющим фактором глобального развития. Нек-рые ученые считают употребление понятия “Н.” спорным и предлагают вместо него др.: “антропосфера”, “социосфера”, “техносфера”. Термин “Н.” был введен в 1927 фр. учеными Э. Ле-Руа (1870— 1954) и Тейяром де Шарденом, рассматривавшими Н. как идеальное образование, как особую внебиосферную “оболочку мысли” планеты. Пытаясь обосновать уникальность человека как составной части биосферы, Тейяр де Шарден отрывает сознание от непосредственных материальных носителей, рассматривает Н. как “мыслящий пласт”, к-рый, “зародившись в конце третичного периода, разворачивается с тех пор над миром растений и животных — вне биосферы и над ней”. Принципиально иное содержание вкладывает в понятие “Н.” Вернадский. Для него оно стало логическим завершением разработанного им учения о биосфере. Приняв этот термин в начале 30-х гг., он трактует Н. как результат человеческой деятельности, неизменно возрастающий благодаря развитию науки. “Биосфера XX столетия,— писал Вернадский,— превращается в ноосферу, создаваемую прежде всего ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человека”. По его мнению, вокруг Земли действительно образовалась “оболочка” антропогенного происхождения, однако это не идеальная сфера, а определенная ступень, этап в развитии биосферы, когда сознательная преобразующая деятельность людей становится реальной движущей силой этого развития. Возникающая т. обр. “сфера разума” есть явление материальное, т. к. и биосфера, и разум человека, и его деятельность рассматриваются им с материалистических позиций. Н., т. обр., следует понимать как высшую ступень интеграции всех форм существования материи, когда любая преобразующая деятельность человека - будет основываться на научном понимании естественных и социальных процессов и органически согласовываться с общими законами развития природы. Это означает, что человек должен взять на себя всю ответственность за дальнейшую эволюцию как биосферы в целом, так и самого себя. В свете совр. представлений о мире решение этой задачи лежит на пути решения глобальных проблем, и в первую очередь устранения угрозы ядерного самоуничтожения человечества.

Источник: Философский энциклопедический словарь

НООСФЕРА
(греч. nous – разум) – завершающий этап в развитии биосферы, область интегрирования законов общества и природы. Н. – особое планетарное состояние, при котором человек становится основным фактором процесса эволюции. Воздействие человека на природу приобретает не локальный, но глобальный характер, возрастает ответственность человека за весь ход эволюции. Понятие Н. было введено в 1927 г. французским ученым Э. Леруа. Идея Н. получила развитие в трудах академика В. И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена . Идея Н. носит синтетический характер: она имеет философский, специально-научный (по-новому рассматриваются ряд проблем астрономии, биологии и биохимии, палеонтологии), социальный и религиозный аспекты.
Одной из предпосылок концепции Н. была философия неоплатонизма (движение духовного начала от Единого к Уму, затем – к Душе, к Природе и последующее возвращение всех порождений Единого с помощью человека в его лоно). На формирование идеи Н. оказала влияние концепция «творческой эволюции» А. Бергсона . На Вернадского, безусловно, повлияли идеи представителей русского космизма , сыграло роль и его знакомство с буддизмом . И для Вернадского, и для Тейяра де Шардена очевидно, что появление человека определяет магистральный путь эволюции Вселенной. Оба они выдвигали идеи деиндивидуализации разума, создания планетарного сознания. Однако их концепции существенно отличаются друг от друга.
Вернадский видит особое значение появления «живого вещества», жизни во Вселенной. Главным свойством жизни является способность к самоорганизации. Начало формирования Н. – это целенаправленное воздействие человека на биосферу благодаря развитию науки. Воздействие человека на биосферу Земли постоянно расширяется, охватывает всё новые области земного шара, в перспективе должно охватить и прилегающие к Земле пространства, Космос. Жизнь, одухотворенная научным разумом человека, должна перейти от овладения энергией гео– и биохимических процессов, к овладению «энергией мысли».
Для Тейяра де Шардена возникновение человечества происходит не в «космической среде», но в «Божественной среде». Космос – лишь орудие для реализации божественной деятельности. Человечество – не случайное явление, не «необъяснимая аномалия», но главная цель и смысл эволюции Вселенной. Многочисленные отдельные человеческие сознания, слившись воедино, образуют «Дух Земли», что ведет к концентрации, сгущению духовного. Следующий этап эволюции Н. – движение «Духа Земли» навстречу Богу и затем – слияние с Ним, появление «Всемирного Христа». Идея Н. обретает особую актуальность в связи с развертывающимся процессом глобализации.

Источник: Краткий философский словарь.

НООСФЕРА
от греч. noos - разум и sphaira - шар) - понятие, обозначающее сферу взаимодействия природы и человека, в к-рой последний играет решающую роль. Введен в научный оборот фр. учеными П. Тейяром де Шарденом и Э. Ле Руа (1927) и развито затем В. И. Вернадским. Это понятие явилось закономерным следствием синтеза идеи эволюции органического мира, идеи о том, что с возникновением человечества наша планета вступила в новую геологическую эпоху, и представления о биосфере как целостной оболочке планеты, сформированной деятельностью живых организмов. В самом общем смысле понятие Н. выражает вступление биосферы в новое эволюционное состояние, осн. особенностью к-рого является сопряженная эволюция биосферы и человечества, реализуемая и направляемая разумной деятельностью человека. Объясняя смысл этого понятия, Вернадский писал в статье "Несколько слов о ноосфере" (1944): "Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, ставится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера" (Вернадский В. И, Философские мысли натуралиста. М., 1988. С. 509). Правда, отмечал он, пока что человечество не выработало нравственные и духовные качества, к-рые соответствовали бы его роли планетарной геологической силы. Учение о Н. выросло у Вернадского на основе созданного им учения о биосфере. Следуя этому учению, он рассматривал человечество как определенную однородную часть живого вещества биосферы, к-рая выполняет биогеохимические функции и тем самым включается в общий ход происходящих в ней процессов. Используя силу научной мысли, человечество вводит новые, культурные, по выражению Вернадского, формы биогеохимического круговорота вещества и энергии, к-рые и составляют сущность естественно-исторического процесса становления Н. Все человечество, вместе взятое, представляет ничтожную массу вещества планеты. Мощь его связана не с его материей, но с его разумом и направляемым этим разумом трудом. В XX в. научная мысль охватила всю планету, все государства. Возникли многочисленные центры, поддерживающие и развивающие науку. Это, по мнению Вернадского, составляет первую осн. предпосылку становления Н. Др. необходимым ее условием является объединение всего человечества. Перед человечеством, считал ученый, открывается огромное будущее, если оно не будет обращать свой разум и труд на самоистребление. В последнее время в связи с обсуждением глобальных проблем и путей их решения значительно возрос интерес к исследованию мировоззренческого и методологического содержания учения о Н. Было показано, что техногенез (возросшая роль техники), ориентированный на взаимодействие с косным веществом планеты, резко обостряет противоречие между биосферой и человечеством и нарушает естественный процесс становления Н. В широком философском аспекте понятие Н. стало рассматриваться как выражение определенной стадии общеэволюционного развертывания соотношения духа и материи.

Источник: Русская философия: словарь

НООСФЕРА
греч. nous - разум, sphaira - шар) - сфера взаимодействия природы и общества. Термин Н. впервые употребил французский математик Э. Леруа в 1927, в лекциях, которые он читал в Коллеж де Франс в Париже, и в том же роду изложил их в своей книге "Требование идеалиста и факт эволюции". В 1928 в его работе "Происхождение человечества и эволюция разума" проблема Н. получила дальнейшее развитие. Леруа признавал, что данное понятие возникло у него под влиянием лекций Вернадского о биосфере Земли. Термин Н. встречается и в работах французского теолога, философа и палеонтолога Тейяра де Шардена, который, разрабатывая учение о перерастании биосферы в Н., дал один из первых образцов построения интегрального учения о Н.Н. для Тейяра де Шардена - часть природы, которая представляет собой чисто духовное явление, т.е. "мыслящий пласт", который разворачивается над миром растений и животных - вне биосферы и над ней. У Вернадского, Н. - это качественно новый этап эволюции биосферы, детерминированный историческим развитием человечества, его трудом и разумом. Становление этого этапа связано, по Вернадскому, со следующими параметрами: планетарным характером человеческого бытия и единством человеческого рода; соизмеримостью человеческой деятельности по преобразованию природы земной поверхности с геологическими процессами; развитием демократических форм человеческого общежития; интенсивным развитием науки и техники. В современной литературе можно встретить различные определения термина Н., однако все авторы под Н. - сферой разума - понимают ту область биосферы, которая находится под влиянием человеческой активности, и поэтому многие ее процессы в принципе могут быть управляемы и направляемы человеком. Учение о Н. часто называют био-сферно-ноосферной концепцией Вернадского и трактуют как переход от биосферы к Н., который должен обязательно состояться. Основное содержание концепции Н. в учении Вернадского можно сформулировать в виде следующих посылок: 1) деятельность человека постепенно становится основным фактором эволюции биосферы как космического тела; 2) для дальнейшего развития человечества и биосферы человек должен взять на себя ответственность за характер протекания основных эволюционных процессов планеты. Исходя из этих установок, считается, что лучше говорить об эпохе Н., т.е. такой эпохе в истории человечества, когда развитие цивилизации в целом может и должно быть согласовано с развитием планеты и прежде всего биосферы. На этапе перехода к эпохе Н. необходимо вырабатывать осознанное поведение людей, согласованное с естественными условиями стабильности окружающей среды, т.е. известный экологический императив. В свою очередь, в такую эпоху должна быть обеспечена коэволюция человека и биосферы, т.е. их совместное и согласованное развитие. В современной практике человек столкнулся с целым рядом глобальных проблем, порожденных его неразумной деятельностью, и разрушающей зыбкие коэволюцион-ные отношения человека с природой. Поэтому, сегодня идет речь об объединении проблем становления и эволюции Н. с основополагающими концепциями культуры и этики.
А.В. Борковская

Источник: Новейший философский словарь

Ноосфера
(дословно – сфера разума) – сложная система, содержание которой отражается совокупностью естественнонаучных, философских и мировоззренческих представлений. Термин введен в 20-е годы прошлого столетия Тейяром де Шарденом и Э. Леруа, а затем интерпретирован В.И. Вернадским. В понимании французских мыслителей Н. – особая идеальная оболочка планеты, появление которой связано с развитием человеческого сознания. Вернадский с одной стороны придал этому термину вполне материалистическое значение, показав, что деятельность человеческого разума в своей реализации становится реальной геологической силой, и. стало быть, адекватное понимание развития биосферы уже невозможно без учета ее взаимодействия с обществом. Но и от идеи «оболочки», говоря современным языком - информационно-энергетического поля планеты, включающего в себя воздействие разума, не отказался . Не случайно П.А. Флоренский предлагал ему вместо Н. принять термин «пневматосфера» (сфера духа). Представление об «оболочке» остается, хотя и очень правдоподобной, но пока еще натурфилософской идеей. Факт же глобального взаимодействия природы и общества приобрел мировоззренческое значение и получил разную философскую интерпретацию.С весьма распространенной мировоззренческой позициии Н. это сфера взаимодействия природы и общества, в которой человеческий разум берет на себя общее управление в интересах человека. Это антропоцентристская позиция, онтологической основой которой является сведение отношений человека и природы к субъектно-объектным отношениям, для управления которыми достаточен чисто рациональный («поддрасчетный» по выражению Хайдеггера) подход. Но на таком пути нас ждет глобальная экологическая катастрофа. Философия развивающейся гармонии, как основа ноосферного мировоззрения, исходит из иного общефилософского и онтологического основания. В общефилософском плане Н. рассматривается как взаимодействие трех основных сторон – общества, личности и природы. В онтологическом плане, во –первых, все три сторны выступают не только как объекты, но и как субъекты. Во-вторых, признается самоценность каждой из них, и общая цель определяется не как максимальное удовлетворение человеческих потребностей, но как оптимальное взаимодействие, обеспечивающее развивающуюся гармонию Н. в целом. В-третьих, программа функционирования и развития Н. задается не только научным разумом, но взаимодополнением ценностей субъективной реальности, ее сопричастности трансцендентной реальности и адекватным отражением и проектированием объективной реальности,т.е. единством души, духа и материи. Движение к Н.- единственная альтернатива глобальной катастрофе, порождаемой не просто наразумным, но в основе своей бездуховным отношением современного человека к миру и самому себе. И потому это движение требует не просто знаний и материально-технического обеспечения, но прежде всего – радикальной переоценки ценностей. - Сагатовский В.Н. Заключение: Мировоззрение для Х1Х столетия? / Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.3: Антропология. СПб. 1999; его же. Антропокосмизм – системообразующий принцип ноосферного мировоззрения / http:// vasagatovskij.narod.ru; его же. Ноосфера как идеал / http:/vasagatovskij.narod.ru

Источник: Философские категории авторский словарь

НООСФЕРА
[от гр. noos разум + sphaira сфера] – 1) новое состояние биосферы, при котором главным определяющим фактором ее эволюции становится разумная деятельность человека, основанная на экологической целесообразности его существования. Термин предложен Э.Леруа и П.Тейяром де Шарденом в 1927 г. В.И.Вернадский, развивая идею о переходе биосферы в ноосферу, считал отличительной особенностью последней то, что геологическая деятельность человека будет всецело направляться и контролироваться достижениями научно-технической мысли. Элемент стихийности, типичный для биотехносферы, исчезнет. Научная мысль станет планетным явлением; 2) состояние биосферы, обеспечивающее устойчивое развитие благодаря применению человечеством осознанной рациональной стратегии взаимодействия со средой и количественной оценки реакции – качественно новое состояние цивилизации, экосистемы на любой вид антропогенного воздействия.
Понятие ноосферы как сферы взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным фактором развития (для обозначения этой сферы употребляются также термины: «антропосфера», «социосфера») широко применяется в современном обществе. Ноосфера – новая высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и развитием в ней человечества, которое, развивая техносферу, познавая законы природы и совершенствуя технику, становится крупнейшей силой, сопоставимой по масштабам с геологическими процессами, и начинает оказывать определяющее влияние на ход процессов, протекающих в охваченной его воздействием сфере Земли и околоземном космическом пространстве.
Ноосфера имеет тенденцию к постоянному расширению на Земле и в космосе.
В развитии ноосферы можно выделить два этапа. Первый этап – стихийное формирование и развитие.
Ноосфера характеризуется хищническим отношением к природе, экологическими нарушениями и ухудшением состояния окружающей среды, что особенно усилилось в ХХ в.
Отрицательные последствия стихийного развития ноосферы привели к необходимости формирования гармоничной ноосферы (второй этап) – новой среды обитания: человека, в которой на основе системного научного знания появляется возможность гармоничного сосуществования и симбиоза между биосферой, техносферой и человеком. Важнейшими условиями, создания гармоничной ноосферы являются воспитание и поддержание необходимого уровня культуры, нравственности и совести человека и развития его творческих способностей. Под гармоничной ноосферой понимается такое взаимодействие человека и природы, которое приведет к разрешению противоречия между ограниченными ресурсами биосферы и возрастающими потребностями общества в энергии и веществах. Борьба с загрязнениями окружающей среды, исправление повреждений, нанесенных природе бесконтрольной промышленной деятельностью, сознательное управление эволюционными процессами в биологических системах приобретают сегодня особое значение. Формирование гармоничной ноосферы – главная проблема ХХI в., решение которой уже началось, о чем свидетельствуют постановка и попытки решения экологических задач. Последним сопутствует появление нового широкого класса задач технического творчества – класса очень сложных задач системной творческой деятельности человека, связанных с выявлением и устранением противоречий между техносферой, биосферой и человеком.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

НООСФЕРА
одно из центральных понятий биосферной теории цивилизации и культуры. По свидетельству В.И. Вернадского (1863—1945), термин Н. впервые употребил ученик А. Бергсона (1859—1941) французский философ и математик Э. Леруа (1870—1954). Развернутое учение о ноосфере (сфере разума) было разработано французским антропологом и философом П. Тейяр де Шарденом (1881—1955) и русским естествоиспытателем и мыслителем В.И. Вернадским. В определении содержания этого понятия полного единства среди ученых ХХ в. нет, и иногда его употребляют как синоним термина «техносфера», т.е. область, в которой проявляются результаты научной и прикладной деятельности человека. Между тем Вернадский предложил рассматривать историю человечества с точки зрения его неуклонного и все усиливающегося воздействия на биологические процессы и на геологическую природную среду. Возникновение Н. и ее развитие Вернадский считал одним из проявлений общей эволюции биологической сферы за счет того, что человек, как часть живого вещества Земли, оказался наделен научной мыслью как новой преобразующей геологической силой, и, таким образом, биосфера, перерабатываемая разумом, становится Н. Человеку удалось освоить все основные природные стихии — воду, воздух и землю, — и наступила эпоха необратимого преображения жизни на всей планете при помощи научной мысли. Поэтому «Н. — биосфера, переработанная научной мыслью — ... не есть кратковременное и преходящее явление», а является решающим фактором реального становления общечеловеческой цивилизации. В связи с этим Вернадским была поставлена проблема сознательной направленности и организованности дальнейшего развития Н., что позволит доказать необоснованность страхов о будущем крушении цивилизации. По мысли Вернадского, в ХХ в. главной задачей становится «превратить область жизни — биосферу в царство разума — в Н.» «в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого». В европейской науке проблема Н. была разработана французским философом и биологом П. Тейяр де Шарденом (1881— 1955), который важнейшим исходным моментом эволюции человека считал зарождение у него рефлексии: «Мысль становится множеством, чтобы завоевать все обитаемое пространство поверх любой другой формы жизни. Другими словами, дух ткет и развертывает покров Н.». Тейяр де Шарден высказал идею о том, что со времени появления человека напор эволюции во всех нечеловеческих формах жизни угасал, и в результате решающим фактором изменений на земле стала мыслительная и социальная работа людей. Таким образом, именно в необратимости процессов духовной и практической деятельности человека обнаруживается источник непрерывной эволюции всего человечества от эпохи первых людей до цивилизации ХХ в. Тейяр де Шарден выражал уверенность, что наступит время, когда все человечество станет единым целым с Природой и Богом, и это будет конечное торжество Н., разрешающей все противоречия на Земле. Во 2-й пол. ХХ в. в отечественной науке проблематика, связанная с понятием Н., получила новое развитие в связи с возможностями компьютерного моделирования биологических процессов и с учетом активной деятельности человека. В это время разрабатывается представление о коэволюции (совместном развитии) Природы и общества как единой целостной системы. В этом случае «эпоха Н. — это время, это период в истории человечества, в течение которого человеческий Разум будет способен определить (определять) условия, необходимые для коэволюции Природы и общества, когда станет формироваться Коллективная Воля людей, необходимая для их реализации» (Н.Н. Моисеев). В результате современное понятие Н. приобретает всеобщее гуманистическое и нравственное значение, которое должно быть присуще развитию современной мировой цивилизации.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

НООСФЕРА
понятие, используемое в некоторых эволюционных концепциях для описания разума как особого природного феномена. Термин «ноосфера» был введен французским философом Э. Леруа в 1927, а затем развит П. Тейяром де Шарденом и В. И. Вернадским.
Понятие ноосферы включает в себя две основные интуиции — диахронической непрерывности развития материи и синхронического единства материального мира. Первое означает, что разум возникает в результате непрекращающегося развития материального мира и постепенно превращается в ведущий фактор этого развития. Подобно тому, как жизнь, появившаяся в недрах неорганической природы, стала формировать облик мира, создавая все новые геологические пласты, оставляя гигантские отложения поверх пород неорганического происхождения, так и человек все в большей мере перестраивает мир, включая все существующее вокруг него в свою деятельность. Отличительной чертой этой деятельности является наличие рефлексии. Человек не просто меняет природу, но и осознает происходящие изменения как результат своей деятельности. Рефлексия подразумевает существование мыслящей личности, способной сказать о себе «я мыслю» или «я действую». Тейяр де Шарден считал личность минимальной структурой ноосферы, подобно тому как атом является минимальной структурой материи, а клетка — жизни. Т. о., ноосфера возникает и развивается вследствие осознанной и производимой в собственных интересах трансформации мира человеком.
Формирование ноосферы не тождественно возникновению человека как вида, оно начинается значительно позже, по мере освоения человеком всей земной поверхности. Тейяр де Шарден считает точкой отсчета «неолитическую революцию», когда люди расселились практически по всей Земле и начали создавать инструменты, резко расширившие их возможности для освоения окружающей среды. Вернадский указывает на нач. 20 в., как на решающий этап становления ноосферы. Именно в это время на Земле вообще не остается территорий, не затронутых человеческой деятельностью. Кроме того, развитие средств коммуникации делает человечество все более единым. Происходит глобализация экономики, возникает все больше проблем, затрагивающих все человечество, а не его отдельные группы.
Второй аспект понятия ноосферы — синхроническое единство обитаемого мира — связан с тем, что в 20 в. человечество выступает как единый организм, обладающий коллективным разумом. Мысль являет себя как действующая природная сила; она не только продукт эволюции, она есть сама эволюция, продолженная в иной форме. Это значит, что современное состояние природы определено состоянием разума. Конституирующим фактором нынешнего этапа развития материи является глубокая взаимная зависимость единого человечества и среды его обитания. Такое положение дел оказывается, с одной стороны, весьма тревожным, поскольку возрастает риск глобальных катастроф, с другой стороны — осознанное формирование человечеством себя и природы открывает огромные перспективы.
Используя понятие ноосферы, Тейяр де Шарден и Вернадский стремились показать глубину воздействия человека на природу. По мере научного прогресса человечество создает ноосферу как особую среду, в которую включены и другие организмы, и значительная часть неорганического мира. Тейяр де Шарден, будучи христианским теологом, описывает ноосферу в рамках эсхатологической перспективы: она есть последний этап творения, непосредственно предшествующий «точке Омега», моменту единения мира (преобразившегося в ноосферу) с Богом. Ноосфера важна не сама по себе, но как ступень к достижению предусмотренной замыслом творения цели. Вернадский же стремится исключить из своих рассуждений телеологию. Он видит в формировании ноосферы лишь доступное наблюдению событие, не могущее иметь никакой цели, помимо нее самой. Различие подходов Тейяра де Шардена и Вернадского предопределило дальнейшее использование понятия ноосферы. С одной стороны, к нему обращаются некоторые теологи, стремящиеся вслед за Тейяром де Шарденом найти эволюционную интерпретацию догматов Церкви. С другой стороны, это понятие весьма популярно среди ученых, занимающихся проблемами взаимодействия человека со средой, в частности проблемами экологии.
Лит.: Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М., 1988; Иванов Вяч. Вс. Эволюция ноосферы и художественное творчество.— В кн.: Ноосфера и художественное творчество. М., 1991; Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987; Он же. Божественная Среда. М., 1992.
Г. Б. Гутнер

Источник: Новая философская энциклопедия

НООСФЕРА
(от греч. noos – разум и сфера) – наружная оболочка Земли, практически преобразованная научной мыслью людей. Ноосфера – это сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития. Ноосфера формируется благодаря сознательной деятельности людей, в основе которой лежит системное использование научных знаний о природе и обществе. Впервые понятие «ноосфера» было предложено французским математиком Э. Лepya, который имел в виду главным образом мыслительную деятельность людей и обмен ее результатами в человеческом обществе с последующим накоплением знаний от поколения к поколению. Позднее похожее понимание ноосферы было предложено французским палеонтологом и священнослужителем П. Тейяром де Шарденом, который в своих работах попытался представить ноосферу как мыслящий пласт планеты, непрерывно расширяющийся и восходящий в конечном итоге к некоторому высшему своему значению – знаку Омега. Тем самым как бы реализуется божественное предназначение разума в космической эволюции.
Сама идея о геологической значимости человека, его важной роли на планете была высказана академиком А. П . Павловым еще в XIX в. В. И. Вернадский воспринял идею о влиянии человека на планетарные процессы, развил ее в учении о ноосфере, вложив в нее более глубокий смысл, – подразумевая под ноосферой не только совокупность мыслей и знаний, но и те материальные результаты по преобразованию природных процессов, которые являются следствием разумной трудовой деятельности людей. В. И. Вернадский рассматривает человека как существо разумное, действующее, способное к претворению проектов своего разума. В работе «Научная мысль как планетное явление» В. И. Вернадский пишет о том, что человек закономерно и непрерывно воздействует на планетарные процессы, влияет на изменение облика Земли. При этом ученый подчеркивает, что деятельность людей должна согласовываться с законами саморегуляции биосферы. Так же, как организм в процессе своей жизнедеятельности формирует среду своей жизни, биосферу, люди, как продолжение живой природы, формируют новую геологическую оболочку планеты – ноосферу; биосфера при этом является основой ноосферы, созидаемой людьми. Этим он обосновывал геологическую роль человечества на планете. В. И. Вернадский внес в термин материалистическое содержание: ноосфера – новая, высшая стадия в эволюции биосферы, связанная с возникновением и развитием в ней человечества, которое становится крупнейшей силой, сопоставимой по масштабам с геологической. Человек начинает оказывать определяющее влияние на ход процессов в охваченной его воздействием сфере Земли (впоследствии и в околоземном пространстве), глубоко изменяя ее своим трудом. Становление и развитие человечества как новой преобразующей природу силы выразилось в возникновении новых форм обмена между веществом и энергией, между обществом и природой во все возрастающем биогеохимическом и ином воздействии человека на биосферу.
Ноосфера – высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизованного человечества, когда его разумная деятельность становится главным, определяющим фактором целесообразного развития. Ноосфера включает в себя антропосферу, техносферу, измененную человеком живую и неживую природу, а также социосферу. Зародившись на планете, ноосфера имеет тенденцию к постоянному расширению, превращаясь, таким образом, в особый структурный элемент космоса.
В настоящее время среди философских проблем науки существенное место занимает проблема взаимодействия человека и природы, взятых в их социокультурном измерении. Наступление эпохи ноосферы связано с ответственностью человечества за судьбу биосферы Земли. Для этого человечество должно обладать способностью управлять не только собственным развитием, но и процессами трансформации биосферы. Изменения человека и биосферы должны происходить сознательно, с полной ответственностью человечества за происходящее. Ноосферогенез сопровождается развитием особого мышления – планетарного по своей сути, вырабатывающего способность человека мыслить в масштабах планеты. Следует отметить, что еще в предыдущие эпохи были сформированы отдельные элементы планетарного мышления. На рубеже ХХ–ХХІ вв. в поле зрения философии науки находится идея устойчивого развития (sustainable development), которая была провозглашена в 1992 г. на международной конференции в Рио-де-Жанейро. Под устойчивым развитием понимается поведение популяции, направленное на предотвращение экологической катастрофы. Стратегия данного типа развития является обоснованием необходимости экономического роста при сохранении устойчивости биосферных процессов. Экологический императив требует создания условий, необходимых для сохранения биосферы, которая обеспечивает жизнь человечества. Устойчивое развитие и эпоха ноосферы становятся необходимым эволюционным этапом в развитии человечества. Устойчивое развитие как стратегия земной цивилизации – это проявление разума, который, по учению В. И. Вернадского, и лежит в основе ноосферы.
В к. XX в. многие государства разработали национальные программы устойчивого развития. В России также была принята Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Однако следует подчеркнуть, что глобальные проблемы не являются проблемами отдельных государств, они актуальны для всей планеты и их решение возможно на пути объединения усилий всего мирового сообщества. Формирование ноосферы в направлении к устойчивому развитию становится необходимостью, так как только при этом условии будет сохранена цивилизация и природная среда ее существования. При современном уровне развития науки и техники человечество может выжить только как единое целое. Именно такая установка позволит преодолеть глобальный экологический кризис и создать условия гармонизации взаимоотношений между обществом и природой. В результате на смену стихийному социоприродному развитию глобальной системы приходит научно обоснованное, регулируемое развитие этой системы как целого. Учение о ноосфере позволяет в планетарнокосмическом аспекте посмотреть на коренные проблемы жизни человечества, оно обосновывает необходимость нового этапа развития человечества как единого планетарного организма и открывает перед человеком не только жизненность, но и разумность космоса. О. Н. Томюк

Источник: История философии науки и техники.

Ноосфера
греч. -- ум, разум + сфера, область, (сфера разума)) сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная деятельность человека становится главным определяющим фактором развития; новое эволюционное состояние биосферы. Понятие ноосферы как облекающей земной шар идеально мыслящей оболочки ввели в научный оборот П.Тейяр де Шарден, Э.Леруа, В.И.Вернадский. ............ ? особый этап в развитии биосферы, в к-ром решающее значение приобретает духовное творчество человечества. Понятие Н. было введено в к. 20-х гг. франц. палеонтологом, математиком и философом Э. Ле Руа (1870-1954). Взяв за основу идеи Вернадского (см. Вернадский) о значении биогеохимич. процессов в развитии биосферы, Ле Руа развил в своих работах осн. моменты эволюции биосферы в Н. Он полагал, что оживление вещества и очеловечивание жизни — закономерные этапы геол. развития Земли и утверждал, что дальнейшая эволюция человека связана с переходом к эпохе, когда решающее значение приобретут мысль и дух. Спустя десятилетие теория Н. получила развитие в практически одновременно создаваемых работах Вернадского и Тейяра де Шардена (см. Тейяр де Шарден), к-рые вышли только после смерти авторов. Наиболее полное воплощение теория Ле Руа нашла в разработке Тейяра де Шардена, к-рый разделял не только идею абиогенеза (оживления материи), но и идею, что конечным пунктом развития Н. будет слияние с Богом. Вернадский придерживался несколько иного мнения, полагая, что природа косного и живого вещества различна и не рассматривал Н. с т.зр. эсхатологии. В основе теории Н. лежат представления Плотина об эманации Единого в Ум и Душу, с последующей трансформацией последних снова в Единое. Влияние Плотина на совр. мировоззрение громадно. Фридмановская теория происхождения Вселенной, к-рой в качестве рабочей гипотезы придерживаются большинство совр. ученых, является иллюстрацией представлений Плотина, обрамленной научной терминологией 20 в. Согласно Фридману, Вселенная возникает из точки и стремительно расширяется, одновременно порождая пространство и время. Но постоянное расширение вряд ли возможно. Поэтому, согласно одной из гипотез, когда-нибудь наступит предел расширения и Вселенная начнет схлопываться, вновь превратится в точку и исчезнет, подобно “черной дыре”. Плотин писал об истечении непознаваемого Единого, создающего все сущее. Сначала создается мировой Ум, представляющий собой совокупность множества идей. Ум порождает мировую Душу, к-рая, одушевляя неживое вещество, творит чувственный мир. Однако, достигнув опр. ступени развития, существа чувственного мира начинают осознавать собственную неполноту и стремиться к приобщению, а затем и слиянию с Единым. Полное слияние с Единым, осуществленное в космич. масштабе, в принципе аналогично схлопыванию Вселенной. Эволюционная модель Ле Руа, Тейяра де Шардена и, отчасти, Вернадского повторяет осн. положения неоплатонизма. Возникновение Вселенной, появление и развитие жизни на Земле описаны авторами теории Н. на уровне совр. научного знания, но принципиальная схема их концепции соответствует принципам неоплатоников. Человек у Плотина стремится выйти за пределы Души в сферу Разума, чтобы затем приобщиться к Единому. У авторов теории Н. человек также стремится перейти в сферу разума и раствориться в Боге (Тейяр де Шарден) или, охватив научной мыслью всю планету, двигаться в направлении постижения Божественных законов (Вернадский). Идеи Плотина были восприняты Ле Руа, Вернадским и Тейяром де Шарденом в бергсонианском духе. Влияние Бергсона на создание теории Н. заключалось, гл. обр., в выдвинутом им положении о “творч. эволюции”. По его мнению, жизнь — такая же “вечная составляющая бытия, как материя и энергия”, а ее развитие связано с творч. порывом космич. значения. В то же время, если Ле Руа и Тейяр де Шарден развивали свои концепции в рамках католич. модернизма, Вернадский опирался на круг научных и религ. идей, выдвинутых рус. космизмом. Теория “экстрема” — лучезарной духовной личности в составе бессмертного человечества — А.П. Сухово-Кобылина (“Учение Всемира”), получившая оригинальное развитие в трудах Н.Ф. Федорова и материалистический панпсихизм Циолковского (см. Циолковский) были творчески переработаны Вернадским, к-рый учел прозрения Флоренского (см. Флоренский), писавшего ему в 1929 о существовании в биосфере “того, что можно было бы назвать пневматосферой, т.е. ... особой части вещества, вовлеченного в круговорот культуры, или, точнее, круговорот духа”. Вернадский истолковал эту идею в свете собственной теории развития биосферы Земли. В концепциях Вернадского и Тейяра де Шардена довольно много схожего. Оба ученых исходят из того, что исходным пунктом в познании Вселенной является человек, поскольку возникновение человека связано с гл. процессом эволюции космич. вещества. На этом основании оба выделяют время существования человека в особую геол. эпоху. Появление человека и Вернадский, и Тейяр де Шарден связывают с сильнейшей концентрацией сознания, замыкания его на самом себе, что приводит к возникновению личностного начала, выделяющего человека из животного мира. Затем процесс концентрации сознания переходит в консолидацию личностных сознаний и движется в направлении создания сверхличности. Когда все человечество консолидируется в единую личность, создание Н. будет завершено. Но эволюция пойдет дальше. С т.зр. Вернадского, Н. будет эволюционировать, гл. обр., количественно, охватывая новые слои нашей планеты и околоземного пространства. По мнению Тейяра де Шардена, дальнейшее развитие Н. приведет к качественным изменениям, заключающимся в слиянии ноосферного человечества с Богом. При существенном сходстве обеих теории в них есть множество различий: Вернадский, в отличие от Тейяра де Шардена, предпочитал говорить о возникновении и развитии научного знания, именно в нем видя основной вектор эволюции живого вещества. По мнению Вернадского, появление на Земле массовой жизни явилось отголоском повсеместно действующих космич. сил. При этом живое вещество, составляя по объему и весу сотую долю процента биосферы, стало в ней геологически ведущей силой и определило все идущие в ней процессы. Господствующее положение живого вещества стало возможным благодаря его способности к самоорганизации, усложнению и, наконец, возникновению мысли. С появлением мысли живое вещество стало активнее перерабатывать биосферу Земли. Но решающие изменения Лика Земли, как считает Вернадский, произошли с зарождением научной мысли, когда воздействие на биосферу стало принимать целенаправленный характер. Именно этот период, по мнению ученого, является началом складывания Н. В наст. время Н. охватывает большую часть Земли и этот процесс продолжается. По мнению Вернадского, перед человеком сегодня ставится вопрос о “перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого”. Включение в сферу разума всей планеты и околоземного пространства, использование этих слоев биосферы рац. образом является сейчас насущной задачей. Изменения коснутся также способа и формы мышления. Научная мысль, закономерно возникшая в результате эволюционного процесса возрастания и концентрации сознания, будет развиваться в направлении сверхсознания. В этом процессе реализуются возникшие еще до палеолита представления людей о единстве человечества и всеединстве мира, развитые впоследствии в мифол. системах многих народов. Описывая наступающую эпоху разума на энергетич. уровне, Вернадский указывает на эволюционный переход от геохимич. процессов к биохимическим, и, наконец, к энергии мысли. На опр. этапе своего развития биосфера, перерабатываемая научной мыслью человека, превращается в Н., область человеч. культуры, тесно связанную с научным знанием. Порождение космических сил, Н. лежит вне космич. просторов, где она теряется как бесконечно малое, и вне области микромира, где она отсутствует, как бесконечно большое. Одна из осн. характеристик биосферы и, затем Н. — направленность на консолидацию и усложнение. Поэтому организованность живого вещества биосферы стремится к постоянному возрастанию. Т.о., Вернадский воспринимает Н. как негэнтропийный фактор. Снижение скорости процесса энтропии происходит за счет создания системы биосферы и перехода ее во все более самоорганизующуюся систему Н. Именно Н. придает космосу идею, смысл и цель. В процессе перехода к Н. большое значение будет иметь Богосотворчество — движение человека навстречу Богу. Сочувственно относясь к идеям буддизма, Вернадский полагал, что метампсихоз путем постепенного возвышения отд. личностей, а затем и целых поколений, приведет людей к сверхчеловеч. состоянию. В теории Тейяра де Шардена религ. компонента выделена значительно четче и в сущности является определяющей: исследование феномена человека с т.зр. космич. среды неизбежно ведет к интерпретации, исходя из законов механики. В таком случае возникновение человека представляется “необъяснимой аномалией”. Стремясь разрешить это противоречие, Тейяр объявляет, что именно человек является ключом к познанию Вселенной; проблему антропогенеза он переносит в пространство Божественной Среды, в к-рой космос является лишь ее частью, играя роль инструмента и строит. материала. Мысль, зародившаяся в глубинах органического мира, представляется ему “эмбриональной стадией возрастания Духа на Земле”. Отсюда следует, что человечество, стремясь к постоянному приросту духовного, оказывается на гл. оси эволюции Вселенной. Такой подход, считает Тейяр, не покушаясь на выявленные естественнонаучные законы, объясняет смысл существования и материи, и человека. Рассматривая постоянное “психич.” возрастание состояния Земли, Тейяр делает вывод, что оно является “самым общим из доступных нам выражений мировой эволюции”. От клеток (эмбрионального мыслящего покрова), опоясавших земную поверхность, через человека, активизировавшего мыслит. возможности вещества и реализовавшего возможность самовоспроизводства мыслящего слоя, сфера разума переходит в охватывающие всю планету “пласты ноосферы”. Этот “тангенциальный мегасинтез”, эта “суперкомбинация” ведут к рывку “радиальных сил по гл. оси эволюции”. Ибо большей сложности соответствует большее сознание. Воздействие Божественной силы на исключит. способность наших мыслящих душ к “сращиванию” — ведет к сильнейшему сосредоточению сознания. Описываемая Тейяром концентрация мышления в масштабе планеты тесно связана со слиянием воедино человеч. духа, к-рое в результате дальнейшей эволюции приведет к возникновению Духа Земли. Однако и это еще не конец. Следующим шагом, помимо самоконцентрации Н., является присоединение ее к другому мыслит. центру, сверхинтеллектуальному, степень развития к-рого уже не нуждается в материальном носителе и целиком относится к сфере Духа. Т.о., вещество, постепенно увеличивая степень организованности и самоконцентрации, эволюционирует в мысль, а мысль, следуя этим же путем, неизбежно развивается в Дух. Сначала это будет Дух Земли. Затем концентрированность и соборность желаний всех элементов Духа Земли положит начало Парусии, призыву к Христу о движении навстречу. И тогда достигшее совершенства сверхличностное сознание отделится от своей материальной матрицы, “чтобы отныне иметь возможность всей своей силой покоиться в Боге”. Вселенная есть эволюция, — пишет Тейяр в работе “Как я верую”, — эволюция движется к Духу, дух человека завершается в личном, а высшая личность есть Всемирный Христос. Т.о. тейяровская концепция Н. базируется на восходящей к Плотину и Проклу концепции христ. пантеизма, предполагающего внутреннее сосредоточение Вселенной посредством “организуемого усложнения” и присоединение ее одухотворенной части к Богу. Геол. и биохимич. подход Вернадского, теол. и палеонтол. Тейяра де Шардена привел их к схожей во многом концепции Н. Она основывается на учении об эволюции космич. вещества Вселенной от косного состояния материи к его высшей форме, когда материальная природа вещества становится все менее значимым фактором и первостепенное значение приобретает трансформация вещества в мысль и далее (у Тейяра) в Дух. Лит.: Вернадский В.И. Филос. мысли натуралиста. М., 1988; Он же. Химич. строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1987; Он же. Научная мысль как планетное явление. М., 1991; Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избр. труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. М., 1993; Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М., 1989; Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987; Он же. Божественная Среда. М., 1994; Le Roy E. L´exigence idealiste et le fait de 1´evolution. P., 1927. А. В. Шабага. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

НООСФЕРА
от греч. ???? - разум и ?????? - шар) - сфера взаимодействия природы и общества, в которой человеческий разум при посредстве технически оснащенной деятельности становится определяющим фактором развития.
Исторически первым понятием, в какой-то мере совпадающим по смыслу с Н. является, по-видимому, понятие ойкумены - населенной части суши, - широко употребляемое в древности. К появлению учения о Н. привело развитие естествознания нового времени. Ж. Бюффон (1707 - 1778) обосновывал геологическое значение человека. Младшие современники Ч. Дарвина - Д. Д. Дана (1813 - 1895) и Д. Ле-Конт (1823 1901) - выявили эмпирическое обобщение, которое показывает, что эволюция живого вещества идет в определенном направлении. Это явление было названо Дана "цефализацией", а Ле-Контом "психозойской эрой". Исходя из геологической роли человека, И. П. Павлов (1854 - 1929) в последние годы жизни употреблял понятие "антропогенная эра". В 1922 - 23 гг. В. И. Вернадский в своих лекциях в Сорбонне и Париже выдвинул тезис о биогеохимических явлениях как основе биосферы. Приняв концепцию В. И. Вернадского, французский математик и философ Е. Леруа ввел в 1927 г. понятие Н. как современной стадии, геологически переживаемой биосферой. Это понятие было выработано вместе с Тейяром де Шарденом - геологом, палеонтологом и философом. В. И. Вернадский принял понятие Н. и широко использовал его в своих работах. В настоящее время понятие Н. связывается главным образом с именами и трудами В. И. Вернадского и Т. де Шардена.
Для В. И. Вернадского Н. - закономерный результат развития биосферы (последний термин употреблялся еще в начале XIX в. Ж.-Б. Ламарком). Пространственные границы биосферы - это вся гидросфера вплоть до максимальных глубин океана, верхняя часть литосферы материков до глубины 2 - 3 км (на таких глубинах в подземных водах еще встречаются живые микроорганизмы), нижняя часть атмосферы (до верхней границы тропосферы). В своих ранних работах В. И. Вернадский определил биосферу как область Земли, охваченную жизнью, но впоследствии употреблял более точное понятие живого вещества, поскольку термин "жизнь" многозначен. Значительная часть энергии живого вещества идет на образование минералов, а часть захороняется в виде органического вещества, образуя в конечном счете залежи бурых и каменных углей, горючих сланцев, нефти и газа. Этим путем живое вещество меняет биосферу и земную кору. По мнению В. И. Вернадского, земная кора представляет собой в основном остатки былых биосфер. Только базальты и другие основные магматические породы являются глубинными, не связанными по своему генезису с биосферой. Повсеместность распространения живого вещества, общность природных законов, которым оно подчинено, дают основание говорить о единой "сфере", окружающей Землю.
Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние. Это было, например, в кембрии, когда появились крупные организмы с кальциевыми скелетами, или в третичное время - 15 - 80 млн. лет назад, когда возникли леса и степи, а с ними и крупные млекопитающие. Переломный период переживается и сейчас, за последние 10 - 20 тыс. лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создает в биосфере новую геологическую силу. Биосфера тем самым переходит в новое эволюционное состояние - Н. Научная мысль как проявление живого вещества по существу не может быть обратимым явлением. Раз возникнув, она несет в себе возможность неограниченного развития. Рост научной мысли, тесно связанный с ростом заселения человеком биосферы, должен ограничиваться чуждой живому веществу средой и оказывать на нее давление, поскольку он связан с возрастающим количеством живого вещества, прямо или косвенно участвующего в научной работе. Этот рост и связанное с ним давление постоянно увеличиваются благодаря тому, что в них резко проявляется действие массы создаваемых технических средств, экспансия которых в Н. подчиняется тем же законам, что и размножение живого вещества, т. е. выражается в геометрических прогрессиях. Как размножение организмов проявляется в давлении живого вещества в биосфере, так и ход геологического проявления научной мысли давит создаваемыми им орудиями на косную, сдерживающую его среду биосферы, создавая Н. - царство разума.
Кроме научного фактора, формирование Н., согласно В. И. Вернадскому, определяется следующими условиями и предпосылками: 1. Человечество стало единым целым. Ход мировой истории охватил весь земной шар, включив в единый процесс различные культурные области, некогда жившие изолированно. 2. Преобразование средств связи и обмена сделало регулярным и систематическим обмен веществом, энергией и информацией между различными элементами Н. 3. Овладение новыми источниками энергии дало человеку возможность коренного преобразования окружающей среды. 4. Растет благосостояние народных масс, трудом и разумом которых создается Н. 5. Вполне осознаны равенство всех людей и важность исключения войн из жизни общества.
При всей важности перечисленных условий именно феномен науки, согласно В. И. Вернадскому, является наиболее существенным фактором образования Н. Это мнение нельзя не признать философски-основательным, поскольку наука (по известному выражению Л. Фейербаха) есть сознание рода. Каждое научное открытие имеет автора, но, будучи сделанным, оно становится достоянием всего человечества, включаясь в качестве элемента в единое родовое знание. Поэтому понятие Н. нельзя заменить, например, понятием антропосферы, которое нередко употребляется как синонимичное ему: факт множества людей, хотя бы и повсеместно расселившихся, еще не свидетельствует о целостности. Наука же как разум рода свидетельствует о наличии неразрывности, о сфере как целом. В силу той же логики вполне правомерным и обоснованным представляется понятие техносферы, т. е. сферы создания и применения технических средств и приемов деятельности. Техническое изобретение - продукт творческой мысли конкретного человека в определенной культурной среде, так же, как и научное открытие, - становится достоянием человечества, силой рода. В. И. Вернадский не принял понятия техносферы как аналогичного Н., что открывает в понятии Н. еще один смысловой оттенок - долженствование. Признание науки атрибутом человечности свидетельствует о необходимости подчинения силы разуму. Поэтому техника признается элементом и атрибутом Н., хотя и она обладает "сферичностью" сама по себе. Акцент на долженствовании наиболее характерен для вненаучного и околонаучного бытовании понятия Н., например: "Поскольку мы принадлежим к Н., отношение к природе и друг к другу должно быть разумным"; "О какой сфере разума можно говорить, если человечество ведет себя так нелепо?" и пр.
Версия Н., предложенная Т. де Шарденом, в своих наиболее существенных чертах совпадает с теорией В. И. Вернадского, но ее изложение носит более "гуманитарный" характер. Каждый наблюдатель, - говорит Т. де Шарден, - субъективно всегда является центром перспективы. Нечто иное происходит, например, с прогуливающимся человеком, если он случайно попадает в точку, из которой не только взгляды, но и сами вещи расходятся в разные стороны, скажем, пересечение дорог. Тогда субъективная т. зр. совпадает с объективной. Именно такую позицию занимает человек как родовое существо. В силу своего качества и биологических свойств мысли мы оказываемся в уникальной точке, в узле, господствующем над целым участком космоса, открытым в настоящее время для нашего опыта. Центр перспективы - человек - одновременно является центром конструирования универсума. Эволюция природы развертывается в направлении человека.
В цельной картине мира наличие жизни неизбежно предполагает существование до нее бесконечно простирающейся преджизни. В ходе эволюции сознание как бы концентрируется. Концентрация сознания изменяется обратно пропорционально простоте материального соединения, которое оно сопровождает. Или, иначе, сознание тем совершеннее, чем более сложное и лучше организованное материальное строение оно сопровождает. Духовное совершенство и материальный синтез - это лишь две взаимосвязанные стороны или части одного и того же явления. Последнее положение суть качественный закон, способный объяснить процессы перехода от одной сферы к другой: вначале невидимое состояние, затем постепенное преобладание внутреннего вещей над их внешним. Этот закон сам собой обнаруживается, если рассматривать переход универсума из состояния А, характеризующегося очень большим числом весьма простых материальных элементов (с очень бедным внутренним), в состояние Б, определяемое меньшим числом очень сложных группировок (с более богатым внутренним). В состоянии А очаги сознания, весьма многочисленные и вместе с тем чрезвычайно слабые, проявляются лишь в совместных действиях, подчиняющихся статистическим закономерностям. Это область физико-химии. В состоянии Б эти элементы, менее многочисленные и вместе с тем более индивидуализированные, постепенно избавляются от рабства больших чисел. Они начинают проявлять вовне свою коренную, не поддающуюся измерению спонтанность. Их можно видеть и следить за каждым из них в отдельности. С этого момента мы вступаем в мир биологии.
Собственно жизнь начинается с клетки. С самого начала клеточная туманность, несмотря на свое внутреннее множество, представляла собой своего рода рассеянный суперорганизм - своего рода живую пленку. Жизнь характеризуется: а) "изобилием", благодаря которому проявляется эффективность борьбы за существование; б) "изобретательностью", определяющей совершенство структуры живых организмов; в) "безразличием к индивидам"; г) "тенденцией всеохватывающего единства". Развитие жизни, проходя ряд стадий, приводит к появлению приматов с характерным для них отсутствием узкой специализации естественных органов. У приматов эволюция, пренебрегая всем остальным и, следовательно, оставляя его пластичным, затронула непосредственно мозг. Поэтому в восходящем движении к наибольшему сознанию они оказались впереди.
Качественная характеристика человека заключается в рефлексии; животное знает, но, в отличие от человека, не знает о своем знании. Рефлексия - атрибут разума. Рефлектирующее существо в силу самого сосредоточения на самом себе становится способным развиваться в новой сфере. В действительности, это возникновение нового мира. Рефлектирующий психический центр, однажды сосредоточившись на себе, может продолжать существование лишь путем единого двустороннего развития, которое состоит в дальнейшем самососредоточении посредством проникновения в новое пространство и одновременно в сосредоточении вокруг себя остального мира, путем установления в окружающей реальности все более стройной и лучше организованной перспективы. С появлением человека психогенез сменяется и поглощается более высокой функцией - вначале зарождением, затем последующим развитием духа - ноогенезом. Соответственно выделяется и новый покров Земли, "мыслящий пласт" - И. С ее появлением Земля "меняет кожу" и обретает душу. Если сопоставить возникновение Н. с др. явлениями, взятыми в их истинных размерах, историческая ступень рефлексии имеет более важное значение, чем любой зоологический разрыв, будь то разрыв, отмечающий возникновение четвероногих или даже многоклеточных. Среди последовательных этапов, пройденных эволюцией, зарождение мысли непосредственно следует за конденсацией земного химизма или за самим возникновением жизни и сравнимо по своему значению лишь с ними.
Итак, В. И. Вернадский усматривает сущностную характеристику Н. в феномене науки, представляющей собой "проявление действия в человеческом обществе совокупности человеческой мысли". Для Т. де Шардена такой характеристикой оказывается рефлексия. Точного определения последней не дается, но автор относит к рефлексии абстракцию, логику, обдуманный выбор и изобретательность, математику, искусство, рассчитанное восприятие пространства и длительности, т. е. знание в самом широком смысле слова. Поскольку же рефлексия не распространяется на животных, то имеется в виду собственнр человеческое знание. Т. о. мы снова приходим к науке - со-знанию рода, всеобщему разуму. В последние десятилетия идея некоторого всеобщего разума, - на сей раз представленного особым материальным носителем, - стала еще более популярной благодаря развитию компьютеризации. Согласно известному прогнозу Е. Масуды (начало 80-х гг.), массовое распространение вычислительной техники при условии столь же массового умения с ней обращаться, создание единой информационной сети приведут, в сущности, к появлению нового "сверхсущества", единого Разума в буквальном смысле слова. В настоящее время прогноз отчасти становится реальностью.
Если человечество располагает родовым знанием (наукой) и родовой силой (техникой, при помощи которой преобразуется среда обитания человека), то нетрудно заметить, что "номенклатура" не вполне завершена, ибо знание и сила нуждаются в воле. Гипотетическая родовая воля может быть признана элементом Н. (рассуждая в духе В. И. Вернадского, включавшего технику в Н.), или же можно сказать, что к двум имеющимся сферам следует добавить еще одну - сферу родовой воли. По крайней мере, в этом направлении шло развитие обеих концепций Н. Вернадский не раз возвращался к размышлениям о том, каким именно должно быть "проявление человечества как единого целого", чтобы взаимодействие природы и общества могло стать оптимальным. Ему представлялось, что оно может быть воплощено в едином для всей планеты всемирном государстве. Согласно Т. де Шардену, сфера нуждается в центре, который он называет точкой "Омега", или просто Омегой. Суть Омеги во всеобщей любви, ведущей к объединению. Это самая фундаментальная из форм страсти - та, которая низвергает один за другим элементы и объединяет их в целое под напором замыкающегося универсума. Всеобъемлющая любовь - единственно полный и конечный способ, которым мы можем любить. Всемирное государство (разумеется, гуманное, действующее на научной основе и из самых лучших побуждений) и всеобъемлющая любовь - два варианта завершения теории Н., два пути реализации идеи родовой воли.
Исторический опыт последних десятилетий не дает оснований сожалеть о незавершенности Н., или (другими словами) о том, что в "комплекте" сфер недостает сферы родовой воли: самые тяжелые последствия может дать именно деятельность, направленная к единой цели в гигантских масштабах, даже из самых лучших побуждений - во имя любви ко всему человечеству. К тому же научное знание, как известно, всегда исторически ограниченно, а ориентация науки на истину не исключает наличия заблуждений в научном знании. Поэтому слишком масштабная практическая реализация научных представлений того или иного рода, направляемая единой волей, может дорого обойтись. Отсутствие родовой воли порождает, как известно, экологический кризис, войны, классовые и социальные коллизии, но никому не известно, какие последствия могло бы иметь ее наличие.
Д. М. Федяев

Источник: Современный философский словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
532.73 кб

Наследие В. И. Вернадского: биосфера, ноосфера, свобода

Каримов Александр Владиславович, Пчельникова Татьяна Игоревна
Рассматривается учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Обосновывается потребность в признании ноосферы основанием будущей свободы социума.
Читать PDF
292.85 кб

Ноосфера и ментосфера

Александров Н. Н.
Читать PDF
1.02 мб

Ноосфера: утопия или реальность?

Галюжин Сергей Данилович, Галюжин Александр Сергеевич, Лобикова Ольга Михайловна
Проведен анализ процессов и проблем преобразования биосферы в ноосферу. Показано, что попытки создания искусственной биосферы пока неудачны.
Читать PDF
435.71 кб

Электромагнитное излучение, биосфера и ноосфера

Полякова Ольга Олеговна
В статье с философской и естественно-научной точки зрения делается попытка найти причины, закономерности и условия развития эволюционных фаз биосферы и ноосферы, рассматривается градация различных уровней эволюции, показаны положи
Читать PDF
3.64 мб

Ноосфера как философская категория и объективная реальность

Жигалин Александр Дмитриевич
Ноосфера рассматривается как современное состояние биосферы, возникшее в результате научной, художественной и трудовой деятельности людей.
Читать PDF
364.39 кб

В. И. Вернадский: биосфера, ноосфера и человек

Позднева Светлана Павловна
Предметом статьи являются взгляды русского космиста В. И. Вернадского на биосферу, ноосферу и месту в них человека.
Читать PDF
449.19 кб

Культура и цивилизация в XXI веке. Техносфера. Ноосфера. Пневматосфера (к 150-летию со дня рождения

Диденко Валерий Дмитриевич
В постановочном плане исследуется проблема сложных и противоречивых взаимодействий культуры и цивилизации в условиях доминирования в социокультурном развитии сциентизма, прагматизма, монетаризма.
Читать PDF
59.41 кб

Ноосфера как планетарная реальность и как глобальный проект современного цивилизационного развития

Лазарев Феликс Васильевич
В статье анализируется историческая эволюция концепции ноосферы, прошедшей два этапа своего развития классический и экологический.
Читать PDF
722.66 кб

КОЭВОЛЮЦИЯ И НООСФЕРА В ПАНОРАМЕ АКТУАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: КРАТКИЙ ОБЗОР

Бурак Петр Михайлович
В статье излагаются результаты краткого анализа ряда монографий, диссертационных работ и статей известных в мире исследователей, белорусских философов и ученых, специалистов ближнего и дальнего зарубежья, разрабатывающих проблемат
Читать PDF
136.77 кб

Учение о ноосфере в современной экологической ситуации

Фесенкова Л.
Читать PDF
191.46 кб

В. И. Вернадский — создатель учения о ноосфере

Козиков Иван Андреевич
Статья посвящена социально-политическим аспектам учения В.И. Вер надского о ноосфере.
Читать PDF
155.13 кб

Русский космизм в логике становления Ноосферизма в XXI веке

Субетто Александр Иванович
В статье раскрывается авторская концепция ноосферизма.
Читать PDF
0.00 байт

«Феноменология ноосферы», или космо-ноосферная парадигма А. А. Яшина

Субетто А. И.
Читать PDF
3.57 мб

Образовательное общество - единственная модель ноосферного развития России в XXI веке: внутренняя ло

Суббето Алексндр Иванович
Читать PDF
0.00 байт

Триалог о ноосферной природе и судьбе человечества

Василенко Василий Николаевич

Похожие термины:

  • НООСФЕРА В. И. ВЕРНАДСКОГО

    Термин «ноосфера», как и термин «биосфера», не принадлежит В. И. Вернадскому. Он был впервые использован в статьях французских мыслителей Тейяра де Шардена и Э. Лepya, написанных после того, как они пр
  • НООСФЕРНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

    уровень, при котором социум войдет в коэволюцию с природой. Ей присущи приоритет гуманитарно-общечеловеческих ценностей (любовь в живому, ограничение потребления, забота о душе). Это позволит орга