НОЛЬ
НОЛЬ
0) — символ бесконечности и вечности. Само слово «цифра» произошло от арабского «цифр» — пустой или свободный. Поначалу именно этим словом арабы и индийцы обозначали ноль. Ноль был изобретен примерно в 600 до н. э. индуистскими математиками, а в Европе он был введен только в 1202 итальянским математиком Леонардо Фибоначчи. Ноль ассоциируется с вечной первозданной пустотой, несущей в себе принцип зарождения всех вещей. Это число, не имеющее ни параметров, ни границ, ни величины. Иудеи называют его Айном, индийцы — Шуньятой, а греки — Хаосом и Бездной. Для Е. П. Блаватской ноль является He-Числом, потому что он становится величиной, только когда одна из других девяти цифр предшествует ему, являя таким образом его сумму и мощь. He-Число — это точка отсчета, без которой любая величина стала бы бесконечной. Пустота — 0, — рассмотренная вместе с Полнотой — 9, — дает понятие Айн Соф, чьей первой манифестацией является единица. В нумерологии ноль также ничего не означает, так как теософически ни одно число его не дает. Источ.: Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия
НОЛЬ
Nohl), Герман (7 окт. 1879 – 1960) – нем. философ и теоретик педагогики, проф. педагогики в Геттингенском ун-те (с 1920). Продолжая под влиянием Дильтея обновление гегельянства в иррационалистич. форме, Н. издает юношеские работы Гегеля, к-рые он истолковывает как теологические, не считаясь с тем, что социально-политич. проблемы принимают здесь у Гегеля религ. форму. Н. распространяет дильтеевский анализ мировоззрения и его типологич. метод на историю иск-ва, выводя художеств. произведение из определ. типа миросозерцания, обусловленного, в свою очередь, неким первоначальным переживанием. Переживание образует остов и основу миросозерцания и лишь позднее осознается философией. Н. переносит на художеств. творчество вычлененные Дильтеем при анализе филос. систем типы мировоззрений: дуалистическое, раскалывающее мир на посюстороннее и потустороннее начало; пантеистическое, исходящее из единства человека и природы, и, наконец, натуралистическое, отмечающее единство человека и природы, но как природных, физических явлений. Этот анализ Н., игнорирующий богатство и многообразие форм искусства, схематически распространяется и на различные способы выражения эмоции: на ритм, символы, формы пластич. движения и т.п. Своеобразие каждого периода в истории эстетики определяется, по Н., предметом анализа (произведение, художеств. творчество и эстетич. созерцание) и методом изучения (объективный, психолого-аналитический и историко-генетический). Н. во многом продолжает теорию замкнутых культур Шпенглера. Особенность филос. взглядов Н. заключается в иррационалистич. трактовке миросозерцания как народного духа, а художеств. стиля – как "...единства народа во всех его жизненных проявлениях" ("Die ?sthetische Wirklichkeit", Fr./M., 1935, S. 215). Наряду с эстетикой Н. в последний период жизни занимается проблемами социальной педагогики и этики. В работе "Педагогическое движение в Германии и его теория" ("Die p?dagogische Bewegung in Deutschland und ihre Theorie", 4 Aufl., Fr./M., 1957) он подчеркивает мировоззренческую и историч. обусловленность целей образования, изучает соотношение содержания образования и его формы (самообразование, игра, развитие нравств. воли в воспитательном коллективе и т.д.). Обращаясь к проблемам этики, Н. во многом модифицирует свою филос. систему: эстетика находит свое конечное содержание в этике. В поисках "метафизического обоснования этического" он приходит к выводу, что нравств. опыт является решающим праистоком любого мировоззрения (см. "Die sittlichen Grunderfahrungen. Eine Einf?hrung in die Ethik", Fr./M., 2 Aufl., 1947, S. 150). Принципы нравственности Н. развертывает соответственно различным слоям жизни: биологич. сфера, сфера души и сфера духа. Соч.: Die Weltanschauungen der Malerei, Jena, 1908; P?dagogische und politische Aufs?tze, Jena, 1919; Stil und Weltanschauung, Jena, 1920; Zur deutschen Bildung, G?tt., 1926; Jugendwohlfahrt. Sozialp?dagogik, Vortr?ge, Lpz., 1927; Handbuch der P?dagogik, hrsg. von H. Nohl und L. Pallat, Bd 1–5, Langensalza, 1928–33; Landbewegung, Osthilfe und die Aufgabe der P?dagogik, Lpz., 1933; Einf?hrung in die Philosophie, 6 Aufl., Fr./M., 1960; Charakter und Schicksal, 6 Aufl., Fr./M., 1963; Friedrich Schiller, Fr./M., 1954; Die p?dagogische Aufgabe der Gegenwart, 4 Aufl., Fr./M., 1957. Лит.: Лифшиц M., Вопросы искусства и философии, М., 1935; Luk?cs G., Der Junge Hegel..., В., 1954 (см. именной указатель); Ahrens E., Wedemeyer I., Weniger ?., Bibliographie H. Nohl zu seinem 75. Geburtstag, Weinheim, 1954. А. Огурцов. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.