НОЭЗИС и НОЭМА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НОЭЗИС И НОЭМА
(Noösis und Noöma; то и другое греч. — «мысль, смысл») — термины, которые Гуссерль применяет для обозначения акта, полагающего смысл (см. Смысловое содержание), и созданного благодаря этому акту смыслового единства восприятия, причем каждый такой акт в итоге придает тому, на что он направлен, характер предмета.
Wagner. Philosophie u. Reflexion, 1959.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

НОЭЗИС и НОЭМА
греч. noesis - мышление, noema - акт мышления) - понятия, фиксирующие модус процессуальности интенциального сознания (ноэзис как "я мыслю") и объективное содержание мышления (ноэма как конституированный в мышлении объект). Вводятся в философский оборот Платоном (см. Эйдос). Аристотелем мышление трактовалось как комбинаторика ноэм, а истина как их адекватное сочетание. В феноменологии Гуссерля - понятийные структуры, посредством которых сознание анализируется, исходя из его существенных структурных моментов. Сознание понимается как интенциональное, т.е. направленное в своих актах на предмет. Предмет, явленный сознанию в многообразии способов его данности, обретает в процессе конституирования свое содержание или бытие. "Нечто" явления или феномена превращается в конкретность вещи. Ноэзис является моментом интенционального свершения актов сознания или способом данности предмета. Он содержит два компонента: компонент ощущения (hyletische Daten) и компонент смыслообразования (sinngebende Daten). Ноэма представляет собой интенциональный коррелят ноэзиса. Она фиксирует наполнение интенции содержанием восприятия. Это содержание или бытие предмета является идентичным в многообразии способов данности предмета или в множестве конкретных ноэтических переживаний.
О.Н. Шпарага

Источник: Новейший философский словарь

НОЭЗИС И НОЭМА
греч. мышление, постижение, разумение и ????»альфа» - мыслимое содержание, мысль), термины платоновской и аристотелевской философии, относящиеся к теории познания. У Платона ноэзис понимается как мыслящее усмотрение сущности, идеи, основанное на созерцат. природе разума (идея в философии Платона имеет значение «вида», зримого «лика» - эйдоса); ноэма (мысль) есть постижение многообразия вещей как нек-рого единства. Продолжив платоновское учение об уме, Аристотель толковал мышление как определ. соединение и соотнесение ноэм. Истина, по Аристотелю, есть адекватное сочетание поэм; ложь - несоответствие утверждений и отрицаний действит. связям между вещали и смыслами.
Термины «ноэзис» и «поэма» в специфич. значении использованы Гуссерлем и феноменологич. школами. Здесь они связаны с центр. понятием феноменологии - интенционалъностъю (т. е. предметной направленностью сознания). Взаимодополнительные (коррелятивные) аспекты этой направленности (интенциональности) Гуссерль обозначает терминами «ноэзис» и «поэма». Ноэтич. момент интенциональности, ноэзис, или «ноэза» (die Noose), есть осмысливающая направленность сознания на объект, к-рый, в свою очередь, как носитель смысла (мыслимого содержания) есть ноэма. Подобное различение служит в феноменологич. анализе задаче раздельного описания объектов сознания и процессов их идеального построения.

Источник: Советский философский словарь

НОЭЗИС и НОЭМА
греч. - мышление и мысль) - термины феноменологической философии Гуссерля, описывающие структуру интенциональности. Поэтические акты сознания характеризуют деятельность сознания по конституированию предметов. Соответственно проявляемым сторонам предметов выделяются различные поэтические акты. Феноменологическая установка сосредоточивает внимание на исследовании самих этих актов. Поэтические акты сознания конституируют предметы из пассивного "гилетического" материала. В результате этого конституирования феноменолог получает ноэму - смысл предмета как таковой. Поэма и есть сам предмет, взятый в сущностном, смысловом единстве всех слоев. Специфика интенционального анализа заключается в том, что ноэма не реальна, но она и не ирреальна. Хотя предмет имеет значимость в пределах сознания, тем не менее не сводится к актам сознания, сохраняя по отношению к ним своеобразную трансцендентность. Поскольку сознание конституирует предмет из импликаций самой предметности, оно, следовательно, не сводится к субъективным ощущениям, а составляет смысловое единство всех слоев предмета. Н. и Н. обусловлены строжайшей корреляцией мыслимого и мыслящего. Т.е., интенциональность должна быть охарактеризована не только с т. зр. поэтического акта, но и с ноэматической стороны. Вся проблема интенционального анализа, по Гуссерлю, заключается в том, чтобы показать, как единство ноэтических актов и ноэматических предметных смыслов, обеспечиваемое активной синтезирующей деятельностью сознания, придает актам сознания их смысл и создает такое отношение сознания к реальному предмету, когда единство предмета воспроизводится единством сознания.
Т. X. Керимов

Источник: Современный философский словарь

Ноэма и ноэзис
(греч. noema – мысль; noesis – мышление) – ноэма – мысленное представление о предмете, или, другими словами, предметное содержание мысли. Это одно из понятий феноменологии Э. Гуссерля, означающее содержание переживания сознания, когда мы рассматриваем сознание как сопряженное с чем-то трансцендентным самому реальному составу переживания, т.е. ноэзису. Следовательно, ноэма представляет интенциональный коррелят ноэзиса. Ее содержание, т.е. данное в ней бытие предмета, является идентичным в многообразии способов данности предмета, или во множестве ноэтических переживаний. Ноэзис – это переживание сознания, взятое само по себе как феномен сознания вне всякого отношения к стоящему за ним бытию. Ноэзис в феноменологии Э. Гуссерля – понятие, означающее реальное содержание переживания сознания; это то, что осталось бы, если бы не было бытия, но было только сознание. Ноэме присущ смысл (она обладает «содержанием»), посредством которого она сопрягается со своим подразумеваемым предметом. Смысл – это предмет, как он дан в ноэме: он изменчив и меняется от ноэмы к ноэме (например, от восприятия к восприятию). Следует отличать ноэтические, т.е. реальные, компоненты переживания, и ноэматические компоненты, которые Э. Гуссерль называет ирреальными. Э. Гуссерль так поясняет отличие самого интенционального предмета от его представления в ноэме: само дерево как вещь природы, не имеет ничего общего с этой «восприятостью» дерева как таковой, которая как смысл восприятия совершенно не отделена от соответствующего восприятия. Само дерево может сгореть, разложиться на свои химические элементы и т. д. Смысл восприятия – нечто неотделимое от его сущности – не может сгореть, в нем нет химических элементов, нет сил, нет реальных свойств. Ноэтические акты сознания характеризуют деятельность сознания по конституированию предметов. Соответственно, проявляемым сторонам предметов соответствуют различные ноэтические акты. Феноменология сосредоточивает внимание на изучении этих актов. Ноэтические акты сознания конструируют предметы из пассивного «гилетического» материала. В результате этого конституирования феноменолог получает ноэму – смысл предмета как таковой. Она не реальна, но и не ирреальна, это смысловое единство всех слоев предмета.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017