НИЖНИКОВ Сергей Анатольевич

Найдено 1 определение
НИЖНИКОВ Сергей Анатольевич
Родился 22 сентября 1962 г. Окончил Российский университет дружбы народов им. Патриса Лулумбы (1989), аспирантуру там же (1992). В 1992 защитил кандидатскую диссертацию «Проблема духовного в западной и восточной культуре и философии». В 2002 г. защитил докторскую диссертацию «Метафизика веры в русской философии». В 1989-1992 асп. по кафедре истории философии РУДН. С 2006 проф. кафедры истории философии РУДН. Сфера научных интересов: изучение немецкой философии в России, духовное познание в культурах Востока и Запада, онтология веры, трансцендентально-экзистенциальное измерение бытия человека, сущность человека и его самопознание, политическая философия. Изучил влияние немецкой классической философии на творчество отечественных мыслителей; вскрыл сущностные черты духовного познания в культурах Запада и Востока как основы для взаимопонимания и диалога; описал специфику феномена веры, введя понятия метафизики и онтологии веры; сущностно проанализировал соотношение морали и политики в контексте интеллектуальных и духовных традиций. Анализируя духовное познание в истории культур Востока и Запада, выявил инвариантное понятие духовного феномена. Духовное познание представлено как процесс развертывания сущности человека и духовного архетипа человечества. Отталкиваясь от широкого историко-философского материала, рассмотрел генезис понятия духовного, становление человека как духовного существа, описал базовые понятия, вокруг которых кон ституируется духовный опыт человечества. Пристальное внимание уделил трансцендентальной философии И. Канта и значимости ее методологии в диалоге культур. Исследовал предметно-методологические изменения в развитии русской мысли, связанные с кантовской философией; вскрыл общность этических оснований различных культур; обосновал необходимость реализации принципа ненасилия. Дал комплексный анализ понятия и становления метафизики веры, которая рассматривается как искомая цель, к которой стремилась русская философия. Проанализировал важнейшие аспекты мет. веры: онтологический, гносеологический и антропологический, в рамках которых рассмотрел проблемы трансцендентноимманентного синтеза в понимании Абсолюта, соотношение веры и знания, антроподицеи, антропотеодицеи и др. Вскрыл противоречия и наметил пути дальнейшего развития метафизики веры как на почве традиции русской философии (всеединство, софиология, имяславие и др.), так и в качестве элемента всеобщего историко-философского процесса и развития духовной культуры. Мет. веры квалифицируется как особый вид духовного самопознания, ориентированный на понятие трансцендентного начала и осуществляющийся благодаря ему. Отталкиваясь от творчества С. Франка, М. Хайдеггера и др. разрабатывает онтологию веры. Выявил возможные логические варианты соотношения морали и политики в четырех тезисах, содержательно их описав: самого Макиавелли (только благая политическая цель оправдывает любые средства), макиавеллистский (цель оправдывает любые средства) и гуманистический (благая цель может быть достигнута только благими методами). Пацифистское непротивленчество рассматривается как аморальное (непротивление злу силой). Макиавеллистский вариант рассматривается как недопустимое преступление. Утверждается, что решение современных как глобальных, так и внутренних проблем возможно лишь на основе гуманистической политики ненасилия (несопротивление злу насилием, что не исключает, а иногда нуждается в сопротивлении злу силой), принципы которой открыты в «осевое время» мировыми религиями и философией, развиты И.Кантом, Ф.Достоевским, М.Ганди, М.Л.Кингом и др. В подробностях раскрыл полемику И.Ильина с непротивленческой доктриной Л.Толстого. Проанализировал неоднозначную, а зачастую и деструктивную роль интеллигенции в Российском обществе. Членство в профессиональных ассоциациях: эксперт ВАК Минобрнауки Российской Федерации (совет по философии, социологии и культурологии); член специальных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций по философским наукам в РУДН и РГГУ, по политическим наукам – в РУДН. Член редколлегий журналов: Studia Philosophica Kantiana (Прешовский ун-т, Словакия); «Международных исследований по философии и социальным наукам Диа-Логос»; вестников РУДН по Филос. (зам. гл. ред.), Политол. и Теории языка, семиотике, семантике. Зам гл. ред. ж-лов «Пространство и время» и «Философское образование». Секретарь Российского философского общества в РУДН.
Основные публикации: Основные соч.: Духовное познание в философии Востока и Запада. М., 2009; Древнегреческая метафизика: генезис и классика. М., 2013; Метафизика веры в русской философии. М., 2014; Мораль и политика в контексте духовных и интеллектуальных традиций. М., 2014; Творчество Иммануила Канта в диалоге культур России и Запада. М., 2015.

Источник: Философы современной России. 2015 г.