НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

Низами Гянджеви

ок. 1141-ок. 1209) - азерб. поэт и мыслитель. Выступал против религ. представлений о строении Вселенной, защищал идею шарообразности Земли. Особое значение имеет скептицизм Н. в отношении потустороннего мира.

Источник: Атеистический словарь

НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ

(ок. 1141–1209) – азерб. поэт и мыслитель, оказавший сильное влияние на ср.-век. поэзию и обществ. мысль народов Ближнего и Ср. Востока. Жил и умер в Гяндже. Хотя основной вопрос философии решался Н. идеалистически, с теологич. т. зр., в целом ряде вопросов его взгляды расходились с исламской ортодоксией. Так, Н. выступал против религ. воззрений на строение мироздания, в своей космогонии разделяя гипотезу Демокрита о звездах как обособленных мирах, имеющих свое небо и свою эемлю, и защищая идею шарообразности Земли. Вместе с тем Н. полагал, что Вселенная ограничена во времени и пространстве. Образование земных слоев и изменение лика Земли Н. объяснял с естественнонауч. позиций: воздействием воды, ветра и тектонических процессов, не оставляя места сверхъестеств. "чудесам". Филос. взглядам Н. свойственны нек-рые пантеистич. и гилозоистские тенденции: природу он понимал как единое живое существо, в к-ром "разлито" божество или мировая душа – "душа души", наделенная способностью к жизнедеятельности. При этом универс. деятельностью природы Н. считал взаимное "притяжение" ее частей, к-рое он называл "любовью". Признавая тесную связь между душой и телом, Н. отвергал идею "продолжения" жизни души в потустороннем мире: душа покидает тело после его смерти и "растворяется" в "мировой душе", теряя индивид. качества. Н. прославлял разум, знания, но его взгляды на вопросы науч. познания не были свободны от влияния теологии: он ограничивал сферу познания рамками мира явлений, утверждал непознаваемость божественного мира сущностей. В своих эстетич. высказываниях Н. обожествлял иск-во поэзии как наивысшую форму художеств. творчества, придавая первостепенное значение в творческом процессе свободе поэтич. выражения и фантазии художника. Гл. роль в поэзии Н. отводил эпическому жанру, полагая, что именно в эпосе идеал художника находит свое наибольшее воплощение (что созвучно "Поэтике" Аристотеля). Общественно-политич. идеи Н., хотя и испытавшие значит. влияние ср.-век. аскетизма, имели гуманистич. характер. Н. осуждал пороки феод. общества; в поисках справедливости он обращался к прошлому, противопоставив идеализированную греч. демократию своей современности. Поиски Н. в этом направлении продолжались до конца его жизни и привели к созданию образа идеального правителя – Александра Македонского – и знаменитой утопии справедливого общества, изложенной в поэме Н. "Искандер-наме" (Книга Александра). Основа справедливости в этом обществе – нравств. чистота и совершенство его граждан, а также социальное и имуществ. равенство людей. Жители идеального города Н. не имеют представления о воровстве, обмане, отсюда в городе отсутствуют полиция и суд; эти люди "не льют крови" и избегают войн "при помощи мира"; никто из них не стремится к обогащению и не ценит золото: материальные блага в городе распределяются поровну. Совместный труд на плодородных землях города обеспечивает всеобщее благосостояние. Жители города умеренны в еде и наслаждениях, обладают крепким здоровьем и долголетием: здесь умирают только в глубокой старости. Утопич. идеи Н. заключены в религ. оболочку: все члены его идеального города объединены в религ. общину и смысл своей жизни находят в служении богу. Однако аскетич. черты утопии Н. не заслоняют ее прогрессивную сущность: она отражала мечты бесправных и угнетенных нар. масс о свободе, равенстве и вечном мире на земле. Гуманистич. наследие Н. оказало благотворное влияние на творчество Навои, Джами, Физули и мн. др. восточных поэтов и мыслителей. Соч. в рус. пер.: Избр. произв., вступ. ст. Е. Э. Бертельса, [М. ], 1947; Искандер-намэ, М., 1965; Хосров и Ширин, Баку, 1955; Лайли и Маджнун, М., 1957; Семь красавиц, Баку, 1959; Поэмы и стихотворения, Л., 1960. Лит.: Маковельский А. О., Nizamiana, "Тр. Ин-та философии (АН Азерб. ССР)", 1945, т. 1, No 6–7; Очерки по истории филос. и общественно-политич. мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, с. 57–65; Бертельс Е. Э., Низами. Творческий путь поэта, М., 1956; История философии, т. 1, М., 1957; Мустафаев Д., Н. Г. и материалистич. традиция древнеинд. философии, "ИАН Азерб. ССР. Серия обществ. наук", 1959, No 5; его же, Мировоззрение ?., "??", 1962, No 12; его же, Филос. и этич. воззрения Н., Баку, 1962; Шехаби Али-акбар, Незами – шаэр-е дастан-c?pa (Низами – поэт романтик. Его жизнь и творчество), Тегеран, 1337 с. г. х. (1958); Bacher W., Nizami´s Leben und Werke und der zweite Teil des Nizamischen Alexanderbuches, G?tt., 1871; Wilson С. Е., Introduction, в кн.: Nizami Ganjаvi, The haft paikar (The seven beauties), v. 1, L., 1924; D?r?b G. H., Introductory essay on the life and times of Nizami, в кн.: Nizami Ganjav? Makhzanol Asr?r, L., 1945. Д. Мустафаев. Баку.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.



Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
505.39 кб

Низами Гянджеви: на вершине мудрости

Гаджиева Арзу Ашрафкызы
В статье анализируется философия гениального азербайджанского поэтамыслителя Низами Гянджеви, которая раскрывается в его свободомыслии и гуманистичности идей, пронизанных духом учения о единстве бытия как единстве Бога, мира, прир
Читать PDF
550.09 кб

Концепция божественной любви в поэме «Лейли и Меджнун» Низами Гянджеви

Гуммaтова Хураман Бахмановна
Поэма «Лейли и Меджнун» Низами Гянджеви богата суфийскими идеями, образами и мотивами.
Читать PDF
434.10 кб

О некоторых спорных вопросах относительно родины и национальности Низами Гянджеви

Мамедов Джаббар Манаф Оглы
Статья посвящена одному из проблематичных вопросов в области востоковедения. так, в XVIII в.
Читать PDF
1.03 мб

Коран, коранические сказания и поэтическая структура текста (на основе анализа поэм Низами Гянджеви)

Гаджиева Вафа Давуд Кызы
Объектом данного исследования являются вступительные части поэм «Сокровищница тайн», «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц» и «Искандар-нама» великого азербайджанского поэта и философа Низами Гянджеви (XII в.