НИТИРЭН-СЮ
НИТИРЭН-СЮ
школа японского буддизма, основанная в середине XIII в. монахом Нитирэном (1222–1282). Как и в школе тэндай, в которой он обучался, основополагающим текстом в Н.-с. стала «Лотосовая сутра». Нитирэн был ярым противником всех форм светских властей и буддийских школ, в том числе самых популярных амидаистских и дзэнских. Единственно верными он признавал свои взгляды и толкования, изложенные в многочисленных трудах. Свою непримиримость Нитирэн оправдывал тем, что мир вступил в период «конца Закона» («конца света»), и спасителем населения Японии выступает только он. В дальнейшем школа раздробилась, нашла сторонников и в Корее, а одно из этих ответвлений (Ниппондзан Мёходзи) с начала 90-х гг. ХХ в. стало распространяться в России и других странах ближнего зарубежья.
НИТИРЭН-СЮ
яп. будд. школа, основанная в сер. 13 в. монахом Нитирэном. Такое название школа получила много столетий спустя после смерти ее основателя, первоначальное название Н.-с. - Хоккэ-сю, однако как в апологетич., так и в науч. лит-ре школу принято именовать Нитирэн-сю на всех этапах ее существования. Каночич. текст Н.-с.— Сутра Лотоса благого Закона, что отразилось в первонач. названии школы (Хоккэ-ке по-японски Лотосовая сутра, распространенное сокращение полного названия). Фундаментом догматич. построении Н.-c. были доктрины школы Тэндай-сю Опираясь на тэндайскую типологию 6удд. учений, Нитирэн активно проповедовал исключительность учения своей школы и обосновывал необходимость запрещения практически всех современных ему будд. объединений (в первую очередь школы дзэн-буддизма, Дзедо-сю, а также Сингон-сю и Риссю). крайняя нетерпимость к деятельности к-рых являлась отличит. чертой Н.-с. Используя т. н. основные проповеди Будды Шакьямуни, запечатленные в Сутре Лотоса благого Закона, Нитирэн доказывал правомерность претензий своей школы на роль спасителя Японии и ее жителей в век «конца Закона». Сотериологич. доктрина Н.-с., базирующаяся на тэндайском учении о десяти взаимопроникающих «мирах дхармы», воплощена в т. н. трех великих тайных законах: 1) Поклонение гохон-дзону (досл. «истинно-почитаемому») — мандале с начертанными в центре знаками MЁ ХО РЭН ГЭ КЁ (полным яп. названием Сутры Лотоса благого Закона). Каждый знак считался выражением «откровений» Будды, а вся надпись — истинной сущностью будд. Закона. Гохондзон рекомендовалось иметь всем без исключения жителям Японии. 2) Посещение кайдана - всеобщего места единения. Наставник-монах Н.-с. должен посвящать каждого пришедшего сюда в сокровенный смысл знаков MЁ ХО РЭН ГЭ КЁ. Ннтирэн предусматривал создание «великого кайдана», к-рый имел бы обще-гос. значение и в к-ром предполагалось хранить «великий гохондзон», главный в стране. И то и другое должно было стать символом «великого единения» всех членов общества. 3) Произнесенне «даймоку» — фразы «Наму Ме ко рэн гэ ке» («Слава Сутре Лотоса благого Закона!») — что приобщает адепта Н.-с. к «сокровенным истинам», выраженным в Лотосовой сутре. Следование «трем великим тайным законам» должно было привести к высвобождению в человеке «мира будды» и подавлению других, низших «миров». После смерти Нитирэна Н.-с. разделилась на несколько фракций. В течение более чем семивековой истории своего существования Н.-с. почти все время находилась в непримиримой оппозиции не только к др. будд. объединениям, но и к светским властям, что было вызвано гл. обр. религ. причинами. Однако данное противостояние объективно отражало претензии городских слоев, купечества, мелкого и среднего дворянства (самурайства) на большую роль и права в обществе. Н.-с. как совокупность будд. школ, отпочковавшихся от Хоккэ-сю, а также светских нитирэнистских орг-ций, до наст. вр. представляет одно из ведущих направлений в яп. буддизме. Кол-во храмов приближается к 10 тыс., число адептов превышает 10 млн человек. А. Н. Игнатович
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь