НИСИДА КИТАРО

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НИСИДА КИТАРО

(19.4.1870, ок. Канадзавы -7.7. 1945, Камакура), япон. философ-идеалист, основатель т. н. киотоской школы. Филос. система Н. была изложена им в кон. 20х - нач. 30-х гг. в работах «Самосознающая система общего» (1929), «Определение небытия в самосознании» (1931), «Осн. вопрос в философии» (1933). Н. стремился доказать принципиальное отличие вост. философии от западной. Своеобразие культуры Востока усматривал в присущей ей идее небытия. Небытие Н. пытался истолковать с позиций учения дзэн как представление о всеобъемлющем универсуме, к-рый «будучи всем, сам есть ничто», «действует без действующего», «определяет без определяющего». Несмотря на стремление Н. истолковывать свою философию как «подлинно восточную», исходящую из буддизма, его взгляды близки в сущности зап.-европ. идеалистич. философии 20 в., прежде всего экзистенциализму. Согласно осн. филос. концепции Н., названной им «антиинтеллектуалистической», истинное бытие достигается интуитивно благодаря особому «способу рассмотрения вещей», или «способу осознания себя», позволяющему якобы преодолеть противоположность объективного и субъективного. Обществ. развитие Н. представляет как результат взаимодействия общего - небытия и отдельного - человеч. индивидов, подлинность отношения к-рых выражается в коммуникации между «Я» и «Ты».

Источник: Советский философский словарь

НИСИДА Китаро (1870 - 1945)

- япон. философ-идеалист, основатель т.н. киотоской школы. Филос. система Н. была изложена им в конце 20-нач. 30-х гг. в работах "Самосознающая система общего" (1920), "Определение небытия в самосознании" (1931), "Осн. вопрос в философии" (1933). Н. стремился доказать принципиальное отличие вост. философии от западной. Своеобразие культуры Востока усматривал в присущей ей идее небытия. Небытие пытался истолковать с позиций учения дзэн как представление о всеобъемлющем универсуме, к-рый, "будучи всем, сам есть ничто", "действует без действующего", "определяет без определяющего". Несмотря на стремление Н. толковать свою философию как "подлинно восточную", исходящую из буддизма, его взгляды близки в сущности зап.-европ. идеалистич. философии 20 в., прежде всего экзистенциализму. Согласно осн. филос. концепции Н., названной им "антиинтеллектуалистической", истинное бытие постигается интуитивно благодаря особому "способу рассмотрения вещей", или "способу осознания себя", позволяющему преодолеть противоположность объективного и субъективного. Обществ, развитие Н. представляет как результат взаимодействия общего - небытия и отдельного - человеч. индивидов, подлинность отношения к-рых выражается в коммуникации между Я и Ты.
Соч.: Дзэнсю (ПСС). Т. 1-18. Токио, 1947-53.
Лит.: ТосакаДзюн. Сэнсю, Дайрокукан (Избр. произв.). Токио, 1948; Кояма Ивао. Нисида тэцугаку (Философия Нисида). Токио, 1955; Нагао Мититака. Нисида тэцугаку но кайсаку (Комм. к философии Нисида), Токио, 1960; Козловский Ю.Б. Концепция вост. культуры Нисида Китаро // Вестник истории мировой культуры. 1961. N 2; Он же. Распространение экзистенциализма в Японии // Совр. экзистенциализм. М., 1966.
М.Н. Корнилов

Источник: Культурология. XX век. Энциклопедия

НИСИДА КИТАРО

(1870-1945) ? япон. философ-идеалист, основатель т.н. киотоской школы. Филос. система Н. была изложена им в конце 20-нач. 30-х гг. в работах “Самосознающая система общего” (1920), “Определение небытия в самосознании” (1931), “Осн. вопрос в философии” (1933). Н. стремился доказать принципиальное отличие вост. философии от западной. Своеобразие культуры Востока усматривал в присущей ей идее небытия. Небытие пытался истолковать с позиций учения дзэн как представление о всеобъемлющем универсуме, к-рый, “будучи всем, сам есть ничто”, “действует без действующего”, “определяет без определяющего”. Несмотря на стремление Н. толковать свою философию как “подлинно восточную”, исходящую из буддизма, его взгляды близки в сущности зап.-европ. идеалистич. философии 20 в., прежде всего экзистенциализму. Согласно осн. филос. концепции Н., названной им “антиинтеллектуалистической”, истинное бытие постигается интуитивно благодаря особому “способу рассмотрения вещей”, или “способу осознания себя”, позволяющему преодолеть противоположность объективного и субъективного. Обществ. развитие Н. представляет как результат взаимодействия общего — небытия и отдельного — человеч. индивидов, подлинность отношения к-рых выражается в коммуникации между Я и Ты. Соч.: Дзэнсю (ПСС). Т. 1-18. Токио, 1947-53. Лит.: Тосака Дзюн. Сэнсю, Дайрокукан (Избр. произв.). Токио, 1948; Кояма Ивао. Нисида тэцугаку (Философия Нисида). Токио, 1955; Нагао Мититака. Нисида тэцугаку но кайсаку (Комм. к философии Нисида), Токио, 1960; Козловский Ю.Б. Концепция вост. культуры Нисида Китаро // Вестник истории мировой культуры. 1961. N 2; Он же. Распространение экзистенциализма в Японии // Совр. экзистенциализм. М., 1966. М.Н. Корнилов. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

НИСИДА КИТАРО

(1870–1945) – япон. философ-идеалист, основатель одного из направлений в совр. япон. философии – т.н. киотоской школы. Стал известен благодаря своей первой работе "Изучение блага" ("Дзэн-но кэнкю", Токио, 1911); признание получил в конце 20-х – нач. 30-х гг. после опубликования работ "Самосознающая система общего" ("Ипанся-но дзикакутэки тайкэй", Токио, 1929), "Определение небытия в самосознании" ("Най-но дзикакутэки гэйтэй", Токио, 1931), "Основной вопрос в философии" ("Тэцугаку-но компон мондай", Токио, 1933), в к-рых изложил свою концепцию. Н. стремился доказать принципиальное отличие вост. философии от западной. Существование такой "единственно истинной" "вост. философии" обусловлено, согласно Н., своеобразием культуры Востока и, в частности, идеей небытия, лежащей в ее основе (см. Полн. собр. соч., т. 7, Токио, 1946–53, с. 44, на япон. яз.). Небытие Н. пытался истолковать с позиций махаянистского буддизма секты Дзэн как представление о всеобъемлющем универсуме, к-рый "будучи всем сам есть ничто", "действует без действующего", "определяет без определяющего" (там же, с. 25). Однако, несмотря на специфич., буддистскую, терминологию, филос. построения Н. близки по духу совр. экзистенциализму и прежде всего Ясперсу и Хейдеггеру. Согласно осн. филос. концепции Н., названной им "антиинтеллектуалистической", истинное бытие достигается интуитивно благодаря особому "способу рассмотрения вещей" или "способу осознания себя" (т.н. диалектика абс. небытия), позволяющему якобы преодолеть противоположность объективного и субъективного. Обществ. развитие Н. представляет как результат взаимодействия общего – небытия и отдельного – человеч. индивидуумов, подлинность отношения к-рых выражается в коммуникации между "Я" и "Ты". Лит.: Такидзава Кацуми, Нисида Китаро, в сб.: Совр. японские мыслители, пер. с япон., М., 1958; Козловский А. Б., Концепция вост. культуры Нисида Китаро, "ВИМК", 1961, No 2; его же, в кн.: Совр. экзистенциализм, М., 1966; Тосака Дзюн, Сэнсю. (Дайрокукан), Избр. произв., 6 изд., Токио, 1948; Каяма Ивао, Нисида тэцугаку (Философия Нисида), Токио, 1955; ?агао Mититака, Нисида тэцугаку-но кайсяку (Комментарии о философии Нисида), Токио, 1960; Matao Noda, East-West synthesis in Kitar? Nishida, "Phil. East and West", 1955, v. 4, No 4; Ha ?ai Кim, The logic of the illogical; Zen and Hegel, там же,v. 5, No 1. Ю. Козловский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.



Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
406.42 кб

О КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ НИСИДЫ КИТАРО

Скворцова Е.Л.
Нисида Китаро известный японский философ, чье творчество отмечено попытками совмещения мировоззренческих установок национальной духовной традиции с элементами европейской философской мысли.
Читать PDF
457.93 кб

Пространство и время в философии Нисида Китаро

Карелова Любовь Борисовна
Восприятие пространства и времени является одной из определяющих характеристик культуры, которые проявляются в повседневных жизненных ориентациях, искусстве, литературе, философии.
Читать PDF
459.50 кб

КИТАРО НИСИДА И СЕРГЕЙ БУЛГАКОВ О МАРКСИСТСКОМ ПОНЯТИИ "ПРАКТИКА". ТОЧКИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ И РАСХОЖДЕНИЯ

Хориэ Хироюки
Статья посвящена рассмотрению реакции двух религиозно-ориентированных философских традиций русской и японской на марксистское понятие «практика». Анализируя работы С. Н.