НИРИЩВАРА-ВАДА

Найдено 1 определение
НИРИЩВАРА-ВАДА
(санскр. nirësvara-va–da, тиб. dbang phyug med smra ba, учение об отсутствии Бога-творца) — общебуддийское учение, смысл которого состоит в том, что мир не создан никем из богов, есть страда- ние, мука, неудовлетворенность. У верующего нет никаких оснований надеяться на милость Бога (Ищвара) или на загробную справедливость божественного правосудия. В самом человеке (и в любом существе) сокрыта как причина страдания, так и возможность прекращения её действия. Говоря современным языком, буддисты ставили своих последователей перед экзистенциальным выбором — либо продолжения круговерти страдания в бесчисленных рождениях, либо вступления на Путь избавления от него. Нужно подчеркнуть, что систематические опровержения идеи Бога-творца проводились махаянскими мыслителями. Но Махаяна в целом никогда не занимала атеистических позиций, если под ними понимать антирелигиозность или так называемый древнеиндийский материализм (см. труды современного индийского марксиста Дебипрасада Чаттопадхьяи). Европейцам трудно осознать, что антикреационизм — а именно так одним словом выражается буддийское отношение к идее Бога-творца — может играть глубоко религиозную роль как в философии, так и в практике буддизма. Более того, решение вопроса о божественном создателе у основоположника Махаяны — Нагарджуны и его последователей было традиционным, чему имеется немало свидетельств в палийском каноне (прежде всего, в Сутта-питаке, практически в каждой её книге, включая «Джатаки»). Их отношение к идее Бога-творца можно сформулировать следующим образом: «Ни теизм, ни атеизм». У Нагарджуны был также предшественник по постканоническому периоду буддийской литературы — это поэт и мыслитель Ашвагхоша (I–II вв.). В его знаменитой поэме «Жизнь Будды» («Буддха-чарита», XVIII) кратко изложены шесть рассуждений, опровергающих идеи креационистов того времени: четыре — против концепции Ищвары как персонифицированного Создателя вселенной (демиурга) и два — против концепции Ищвары как абсолютного начала мироздания. Однако нельзя забывать, что в некоторых махаянских сутрах и ваджраянских тантрах использовались индуистские модели восхваления и обожествления собственных объектов культа. В этих случаях авторы буддийских сочинений прибегали и к развитой мифологии и символике креационизма. Так, в «Каранда-вьюха сутре» Творцом мира объявляется бодхисаттва Авалокитешвара, который «творит» не только буддийскую вселенную, но и индуистских демиургов Махещвару (Шиву), Вишну и других богов. Составители ваджраянских текстов в этом отношении уже не уступали индуистским певцам величия божественных зодчих мироздания, в роли которых выступали будды и бодхисаттвы. В трактатах более поздних буддийских авторов пассажи о Н.-в. (или отдельные главы о ней) включались в разделы, посвященные онтологической проблематике. Тем не менее несомненной является и сугубо религиозная роль этого учения, причём благодаря не столько доказательству действенности кармы, сколько тесной связи с сотериологическими идеалами буддизма, например с обеими идеями отсутствия самости (найратмья). См. также «Опровержение идеи Бога-творца».

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.