НИМФЫ
Нимфы
в греческой мифологии женские божества природы, обитающие в горах, лесах, морях, источниках. Считались дочерьми Зевса, спутницами Артемиды и Диониса.
НИМФЫ
греч. - юные девы) -в греч. мифологии - категория низш. женских божеств, олицетворения элементов земного ландшафта: морских и речных вод (океаннды, нереиды), источников и ручьев (наяды), деревьев (дриады), гор (ореады), лугов (ли-мониады), островов, холмов и т. д.
Источник: Атеистический словарь
НИМФЫ
(греч. nymphe - юные девы, невесты) - у древних греков и римлян - низшие незлобивые божества, олицетворявшие разл. силы природы. Считалось, что одни Н. населяют воды (океаниды, нереиды, наяды), другие - горы (ореады), долины (напеи), леса (альсеиды) и т. д. Кроме того, почитались Н. отдельных местностей, а также Н. деревьев (дриады). Н. представлялись не бессмертными, но наделенными долгой жизнью существами с веселым характером. Вместо с Паном, Силеном и сатирами они составляли свиту Диониса. В честь Н. строились храмы в рощах, близ источников, в гротах, а позднее - в городах. В городских храмах Н. праздновались свадьбы. Изображались Н. юными, красивыми девушками в легких одеждах или обнаженными. Я. Л. Маяк
Нимфы
греч.) – «девы» – божества, олицетворявшие силы и явления природы. Различали Н. морей, рек, источников, ручьев (океаниды, нереиды, наяды), гор (ореады), долин (напей), озер и болот (лимнады), рощ (альсеиды), деревьев (дриады, гамадриады) и пород деревьев. Были Н. отдельных мест и островов (Калипсо, Кирка). Происхождение Н. различно: мелиады (ясеневые Н.) родились из капель крови оскопленного Урана, океаниды были дочерьми Океана и Тефиды, нереиды – Нерея и Дориды, многие Н. считались дочерьми Зевса, а Н. холмов и лесов – дочерьми Геи. Н. часто посещали Олимп и участвовали в пирах и советах богов, они были в свите Зевса, Геры, Диониса, Афродиты, Артемиды и других богов. От браков Н. с богами рождались герои. Н. считались долгоживушими, но не бессмертными, многие из них могли предсказывать будущее, исцелять раны и вдохновлять поэтов. Их святилища находились в рощах и лесах, гротах и пещерах. Н. изображали в виде прекрасных обнаженных или полуобнаженных девушек.
Источник: Мифологический словарь
НИМФЫ
В греческой мифологии божества природы. Нимфы делятся на водных (наяды, нереиды, океаниды, лимнады), горных (агростины, ореады), древесных (дриады, гамадриады, альсеиды, мелиады) и др. Главными среди нимф считаются водные. От браков нимф с богами рождаются герои (так, от брака Зевса и Эгины родился герой Эак). Как правило, нимф изображали в образе прекрасных полуобнаженных девушек.
Гомер в «Одиссее» так описывает грот нимф на острове Итака:
В самой вершине залива широкосенистая зрится
Маслина; близко ее полутемный с возвышенным сводом
Грот, посвященный прекрасным, слывущим наядами нимфам.
Много в том гроте кратер и больших двоеручных кувшинов
Каменных: пчелы, гнездяся в их недре, свой мед составляют;
Также там много и каменных длинных станов; за станами
Сидя, чудесно одежды пурпурные ткут там наяды;
Вечно шумит там вода ключевая; и в гроте два входа:
Людям один лишь из них, обращенный к Борею, доступен;
К Ноту ж на юг обращенный богам посвящен — не дерзает
Смертный к нему приближаться, одним лишь бессмертным открыт он.
Гомер в «Одиссее» так описывает грот нимф на острове Итака:
В самой вершине залива широкосенистая зрится
Маслина; близко ее полутемный с возвышенным сводом
Грот, посвященный прекрасным, слывущим наядами нимфам.
Много в том гроте кратер и больших двоеручных кувшинов
Каменных: пчелы, гнездяся в их недре, свой мед составляют;
Также там много и каменных длинных станов; за станами
Сидя, чудесно одежды пурпурные ткут там наяды;
Вечно шумит там вода ключевая; и в гроте два входа:
Людям один лишь из них, обращенный к Борею, доступен;
К Ноту ж на юг обращенный богам посвящен — не дерзает
Смертный к нему приближаться, одним лишь бессмертным открыт он.
НИМФЫ
«Девы», в греческой мифологии божества природы, ее живительных и плодоносных сил. Различают Н. рек, морей, источников (водные Н.: океаниды, нереиды, наяды), озер и болот (лимнады), гор (орестиады), рощ (альсеиды), деревьев (дриады, гамадриады) и их отдельных пород (мелиады – Н. ясеня).
Иные из них смертны, как, например, гамадриады, которые неотделимы от дерева, в котором они обитают. Главными Н. считались водные. H. – очень древние божества. Самые древние Н. – мелиады, или мелийские Н., родившиеся из капель крови оскопленного Урана. Океаниды – дочери Океана и Тефиды, нереиды – дочери Нерея и океаниды Дориды. Имена водяных Н. большей частью указывают на то или иное свойство или качество водной стихии. Некоторые Н. имеют вполне антропоморфный облик (Калипсо).
От браков Н. с богами (Зевс и Фетида, Зевс и Эгина) рождаются герои. Н. обитают вдали от Олимпа, но по приказу Зевса призываются во дворец отца богов и людей. Они обладательницы древней мудрости, тайн жизни и смерти (Мента – возлюбленная Аида). Они врачуют и исцеляют, предсказывают будущее. Н. насылают безумие, приобщая человека к тайным силам природы; именуются вакханками. Святилища Н. находились в пещерах и гротах, рощах и лесах. Изображались в виде прекрасных обнаженных или полуобнаженных девушек.
Источник: Словарь греческой мифологии
НИМФЫ
в греческой мифологии юные и красивые женские духи, которые, как считалось, населяли некоторые места. Если Парацельс ограничивал их владения стихией воды, то древние полагали, что весь мир населен нимфами. Они давали нимфам различные наименования соответственно их обиталищам. Так, дриады, или гамадриады, жили на деревьях, были невидимы и умирали вместе с деревьями. Другие же нимфы считались бессмертными или же, как мельком упоминает Плутарх, жили 9720 лет. Например, нереиды, дочери морского старца Нерея, были нимфами Эгейского моря, а наяды являлись нимфами свежих вод. Были также нимфы пещер — ореады, нимфы лощин — напей и нимфы рощ — альсеиды. Точное количество нимф неизвестно, хотя Гесиод приводил их число — 3000. Это были строгие красивые молодые женщины, чье название, возможно, означает всего лишь понятие «девица на выданье». По поверьям тот, кто их увидел, мог ослепнуть, а если видел их нагими, то умирал. По крайней мере, так утверждал Проперций. Древние приносили им в жертву мед, оливковое масло и молоко. Но ввиду того что нимфы были второстепенными божествами, храмы в их честь не воздвигались. В мифологии нимфы выступали ревнительницами целомудрия, наказавшими Купидона, сломав его оружие. Однако в настоящее время понятие «нимфоманка» стало символом чрезмерных сексуальных женских потребностей. Источ.: Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия
Нимфы
Нимфы (nymphae, νύμφαι) – в греко-римской мифологии олицетворение, в виде девушек, живых стихийных сил, подмечавшихся в журчанье ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов. Они жили в рощах, у источников, в тенистых горных ущельях – на лоне природы. Подобно сатирам, нимфы – духи земной поверхности, проявления демонических сил, действующих помимо человека в уединении гротов, долин, лесов, вдали от культурных центров.
Нимфы ведут вольный образ жизни.
Они, как правило, не отягощают себя образованием
Чаще всего они занимаются пряжей, тканьем, поют песни, пляшут на лугах под скрипку Пана, охотятся с Артемидой, участвуют в шумных оргиях Диониса, ведут постоянную борьбу с надоедливыми сатирами. Иногда они приходят в общение с людьми, заботятся об их участи, отдаются героям и прекрасным юношам (Калипсо и Одиссей, Амарилла и Дафнис). Часто они наводят на человека безумие, бешенство (νυμφόληπτοι), посылают пророческий дар и исступленное вдохновение; к таким нимфам– вдохновительницам относятся, например, музы.
Нимфы гор назывались орестиадами ;
Нимфы лесов – гамадриадами ;
нимфы дубов – дриадами ;
нимфы ореховых деревьев – кариатидами ;
нимфы ясеневых и яблоневых деревьев – мелиями (melia – ясень, melon – яблоко);
нимфы источников – наядами ;
нимфы моря – нереидами ;
нимфы пещер – ореадами ;
нимфы лощин именовались напеями ;
нимфы рощ звались альсеидами .
Нимфам посвящались гроты и пещеры, иногда строились святилища, особенно в богатых растительностью и орошенных местностях, позднее и в городах.
В жертву нимфам приносили коз, телят, молоко, масло, вино. Как олицетворения прелести природы, они изображались в искусстве красивыми молодыми девушками с чудными волосами, с убором из венков и цветов, иногда в позе танцующих, с обнаженными ногами и руками, с распущенными волосами.
Изваяния наяд нередко имели своим атрибутом раковину, которую они держали у лона, или сосуд; ореады представлялись сидящими в задумчивости на высокой скале. И. О.
Нимфы ведут вольный образ жизни.
Они, как правило, не отягощают себя образованием
Чаще всего они занимаются пряжей, тканьем, поют песни, пляшут на лугах под скрипку Пана, охотятся с Артемидой, участвуют в шумных оргиях Диониса, ведут постоянную борьбу с надоедливыми сатирами. Иногда они приходят в общение с людьми, заботятся об их участи, отдаются героям и прекрасным юношам (Калипсо и Одиссей, Амарилла и Дафнис). Часто они наводят на человека безумие, бешенство (νυμφόληπτοι), посылают пророческий дар и исступленное вдохновение; к таким нимфам– вдохновительницам относятся, например, музы.
Нимфы гор назывались орестиадами ;
Нимфы лесов – гамадриадами ;
нимфы дубов – дриадами ;
нимфы ореховых деревьев – кариатидами ;
нимфы ясеневых и яблоневых деревьев – мелиями (melia – ясень, melon – яблоко);
нимфы источников – наядами ;
нимфы моря – нереидами ;
нимфы пещер – ореадами ;
нимфы лощин именовались напеями ;
нимфы рощ звались альсеидами .
Нимфам посвящались гроты и пещеры, иногда строились святилища, особенно в богатых растительностью и орошенных местностях, позднее и в городах.
В жертву нимфам приносили коз, телят, молоко, масло, вино. Как олицетворения прелести природы, они изображались в искусстве красивыми молодыми девушками с чудными волосами, с убором из венков и цветов, иногда в позе танцующих, с обнаженными ногами и руками, с распущенными волосами.
Изваяния наяд нередко имели своим атрибутом раковину, которую они держали у лона, или сосуд; ореады представлялись сидящими в задумчивости на высокой скале. И. О.
Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.