НИЛ СОРСКИЙ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НИЛ СОРСКИИ
(в миру - Николай Майков, ок. 1433 - 1508) - рус. религ. мыслитель, идеолог движения нестяжательства, основатель скита на р. Соре. В духе исихазма требовал от верующих сосредоточения на своем внутр. мире, участия в производит, труде, а от церкви - отказа от насилия по отношению к инакомыслящим и от огромных богатств монастырей. Отличит, чертой сочинений Н. С. был психологизм, строгость отбора источников, критич. отношение к текстам. Н. С. заслужил у средневек. любителей книги уникальное звание «великого старца».

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

НИЛ СОРСКИЙ
(1433-1508) русский церк. деятель, основатель скита на р. Соре, идеолог т. н. нестяжательства. Заботясь об усилении влияния церкви и монашества на общество, он стремился поднять их моральный авторитет и средством к этому считал отказ церкви от «мирской суеты». Он проповедовал монаш. аскетизм, требовал, чтобы монахи жили плодами своего труда, сформулировал (особенно четко на соборе 1503) положения о недопустимости для монастырей владеть землями. Этим II. С. давал религ. обоснование секуляризационным стремлениям великокняж. власти. Его позиция соответствовала также интересам крупно-вотчинного боярства, в столкновение с к-рыми приходил рост монаст. имений. Крайне враждебно относился Н. С. к антифеод. новгор.-моск. ереси и активно участвовал в расправе с еретиками. е. ф, Грекулов

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

НИЛ СОРСКИЙ
в миру - Майков Николай, ок. 1433-1508) - рус. церк. деятель, идеолог релнг.-политич. движения нестяжательства, основатель монаш. скита на Р. Соре, вблизи Кирнлло-Белозер-ского монастыря. В своем гл. соч. «Монастырский устав» проповедовал аскетизм, «уход от мира», отказ монастырей от земельной собственности и накопления богатства, т. е. от всякого стяжательства. Этим Н. С. надеялся поднять моральный авторитет церкви, направить ее деятельность в сугубо ре-лиг. русло. В 1503 на церк. соборе в Москве поддержал предложение Ивана III о лишении монастырей земельных владений. Однако это предложение встретило сильную оппозицию со стороны осифлян и было отклонено. После смерти Н. С. разработку его идей и отстаивание их в борьбе против осифлян продолжали Вассиан Патрикеев (князь Васьян Косой), Артемий (игумен Троице-Сергиева монастыря) и др.

Источник: Атеистический словарь

НИЛ СОРСКИЙ
в миру - Николай Майков) (ок. 1433-1508), рус. мыслитель, церк. и обществ. деятель, глава нестяжателей. Учение Н. С. отличалось от авторитарного и внешнеобрядового направления в рус. православии. В своих соч. Н. С. развивал мистико-аскетич. идеи в духе исихазма Григория Синаита, требуя сосредоточения верующего на своем внутр. мире, личного переживания веры как непосредств. единения с богом. Опираясь на высказывание из послания Павла «не трудящийся да не ест», Н. С. требовал от монахов участия в производит. труде; выступал за реформу монашества на началах скитской жизни. По отношению к еретикам Н. С. рекомендовал отказ от насилия и гонений. Учение Н. С. противостояло воинствующей церкви, идеологом к-рой являлся Иосиф Волоцкий. В лит. наследии Н. С. большое место занимают вопросы психологии человеч. страстей, при изучении к-рых он опирался на традиции патристики. Продолжателями идей Н. С. были Вассиан Патрикеев Косой и Артемий Троицкий.

Источник: Советский философский словарь

НИЛ СОРСКИЙ
в миру Николай Майков) (1433, Москва — 1508, скит близ Кирилло-Белозерского монастыря) — русский церковный деятель, мыслитель, глава нестяжателей. Канонизирован Русской Православной Церковью. Подвизался в Кирилло-Белозерском монастыре. Странствовал по Востоку, жил на Афоне, где изучил греческий язык и познакомился с учением исихастов. Вернувшись на родину, основал скит на р. Соре. Вслед за восточными подвижниками считал, что суть монашеской жизни не во внешних обрядах, не в разных физических лишениях и бесконечных молитвах, а в «умном» мысленном делании, постоянной, сосредоточенной работе духа над греховными помыслами и страстями, борьбе с ними. Нил Сорский выделяет 8 дурных помыслов: чревообъедение, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Овладевая человеком, дурной помысел проходит 5 ступеней: прилог, сочетание, сложение, пленение, страсть. Борьба с дурными помыслами ведется с помощью мысленной духовной молитвы и безмолвным постоянным наблюдением за своим умом. В результате монах должен научиться не только внешне соблюдать заповеди, но даже не помышлять об их нарушении. Этим достигается устойчивость души против житейских невзгод и волнений, ум человеческий забывает все земное, а душа обретает «неизреченную радость» предчувствия вечного блаженства. Нил Сорский активно выступал с проповедью терпимого отношения к раскаявшимся еретикам. На церковном соборе 1503 выступил против монастырского землевладения, но потерпел поражение.
Изд.: Боровкова- Майкова М. С. Нила Сорского Предание и Устав.— «Памятники древней письменности и искусства», т. 179.СПб., 1912. Лит.: Лурье Я. С. Направление Нила Сорского в идеологической борьбе кон. 15 в.— Он же. Идеологическая борьба в русской публицистике кон. 15 — нач. 16 в. М.—Л., I960.
Е. Н. Бутузкина

Источник: Новая философская энциклопедия

НИЛ СОРСКИЙ
в миру – Николай М а й к о в, (ок. 1433–1508) – рус. обществ. деятель и мыслитель, глава нестяжателей. Постригся в монахи Кирилло-Белозерского монастыря, но в знак протеста против "обмирщения" монахов покинул монастырь. Н. С. странствовал по Востоку, побывал в Константинополе и Афоне, где познакомился с учением исихастов, изучал патристич. лит-ру (см. Патристика). Вернувшись на родину, основал вблизи Кирилло-Белозерского монастыря, у реки Соры, обитель, где поселился со своими единомышленниками. Учение Н. С. отличалось от авторитарного, схоластич. и внешнеобрядового православия. В своих соч. Н. С. развивал мистико-аскетич. идеи в духе афонского исихазма, требуя сосредоточения верующего на своем внутр. мире, личного переживания веры как непосредств. единения верующего с богом. Нормы евангельской морали Н. С. противопоставлял ветхозаветным концепциям иерократизма, религ. нетерпимости, законничеству. Н. С. выступил с обличением стяжательства и праздности духовенства, его стремления к накоплению богатств, к насильств. эксплуатации чужого труда. Опираясь на высказывание из послания Павла: "не трудящийся да не ест", Н. С. требовал от монахов участия в производит. труде; он выступал за реформу монашества на началах скитской жизни. Учение Н. С. противостояло воинствующей церкви, идеологом к-рой являлся Иосиф Волоцкий (см. Иосифляне). На соборе 1503 Н. С. защищал политику великокняжеской власти, направленную на секуляризацию церк. монастырских земель. В лит. наследии Н. С. большое место занимают вопросы психологии человеч. страстей, для изучения к-рых он широко привлекал патристич. сочинения. Источником страстей являются воздействия внешнего мира. В развитии страстей Н. С. выделяет след. стадии: восприятие ("прилог"), фиксация ("сочетание"), адаптация ("сложение"), утверждение ("пленение") и, наконец, доминация – "страсть" в ее подлинном значении. Усилием воли и переменой внешнего образа жизни человек должен преодолевать свои страсти на ранних стадиях их развития. Продолжателями идей Н. С. были Вассиан Косой (Патрикеев) и Артемий Троицкий. Критич. элементы воззрений Н. С. оказали влияние на представителей рус. свободомыслия, в частности Феодосия Косого. Соч.: Нила Сорского Предание и Устав, вступ. ст. М. С. Боровковой-Майковой, [СПБ ], 1912. Лит.: Архангельский А. С., Нил Сорский и Вассиан Патрикеев..., ч. 1 – Преподобный Н. С., СПБ, 1882; История рус. лит-ры, т. 2, ч. 1, М.–Л., 1945, с. 317–22; Очерки по истории рус. психологии, [под ред. М. В. Соколова ], М., 1957; Лилиенфельд Ф., О лит. жанре нек-рых сочинений Н. С., в кн.: Труды отдела древнерус. лит., т. 18, М.–Л., 1962, с. 80–98. См. также лит. при ст. Нестяжатели. А. Клибанов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

НИЛ СОРСКИЙ
в миру Николай Майков) (ок. 1433-1508) - православный церковный деятель, глава нестяжателей. По его собственным словам, происходил он из крестьян, хотя дворянский род Майковых считал его в числе своих предков. В миру был "скорописцем", т. е. занимался переписыванием книг. Став монахом, Н. С. в течение нескольких лет путешествовал по святым местам, посетив Палестину, Константинополь и Афон, где его особенно привлекли учения греч. исихастов. Вернувшись на родину, он основал скит в хвойном болотистом лесу в 15 верстах от Кирилло-Белозерского монастыря на реке Соре, поэтому и был назван Сорский. В основанной им обители он собрал своих последователей, к-рых стали впоследствии именовать "заволжскими старцами". Несмотря на любовь к уединенной жизни, Н. С. принимал участие в работе церковных соборов. Отличаясь большой веротерпимостью, на соборе 1490 г. он и его учитель Паисий Ярославов воспротивились постановлению "сжечь всех еретиков", и собор ограничился тем, что проклял трех попов-еретиков и лишил их сана. На соборе 1503 г. он выступил против землевладельческих прав монастырей, что, по его мнению, было причиной нравственной деградации монашества. Н. С. проповедовал идеи мистического аскетизма, направленного не на истощение плоти, но на духовный подвиг. Почва подвигов - мысль и сердце, а не тело, а их целью является внутреннее совершенствование, совершенствование души. Поэтому излишнее истощение тела может лишь воспрепятствовать нравственному самосовершенствованию, ибо слабое тело не в силах вынести бремя подвига. Пост, учил Н. С, должен быть умеренным, дабы тело не потеряло работоспособности, т. к., отрекаясь от мира, человек должен отречься от всего, что дает мир, в т. ч. и от подаяния, и жить плодами рук своих. Монастырская обитель есть собрание иноков, и потому то, что предосудительно для отдельного инока, еще более предосудительно и непозволительно для монастыря. Источником нравственного подвига, утверждал Н. С, является авторитет "божественного писания", изучение к-рого есть главная обязанность инока. П ним он понимал не только Божественное откровение, но и все запечатленное в письменности церковное предание. Сам Н. С. был знатоком патристики, соч. учителей церкви. В его соч. обильно цитируются высказывания и отцов церкви - Василия Великого и Иоанна Златоуста, и религиозных писателей IV -XIV вв. Иоанна Кассиана Римлянина и Нила Синайского, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Григория Синаита и мн. др. При этом он учил критически относиться ко всему написанному. "Писания многа, но не вся божественна", - говорил он. Отсюда необходимо согласие между Писанием и разумом, дающим ему критическую оценку. Н. С. враг всякой "внешности", поэтому он не только против чрезмерного поста, но и против всяческих излишеств в быту. Ссылаясь на Евангелие, он писал: "Очисти келью твою и скудость вещей научит тя воздержанию. - Возлюби нищету и нестяжание и смирение". Бедность для него идеал не только личной жизни, но и идеал церковный. Он считал излишним пышное убранство церквей, дорогие сосуды и всяческие украшения в них. Чем жертвовать церкви, считал он, лучше раздать нищим. Учение Н. С. - продолжение той мировоззренческой позиции, к-рая развивает греч. традиции в православии и нек-рые идеи Сергия Радонежского о недопустимости сближения бытия церковного и бытия мирского. Такая позиция означает путь из мира, уход от мирского в созерцательное монашество, в какой-то мере есть забвение всего мирского. Она противоречит идее социального служения церкви, ее участия в делах государства и освящения церковью государственной власти, что проповедовали иосифляне. Мистическая природа церкви, по Н. С, не допускает ее участия в делах мира, дабы не допустить ее обмирщения. Соч. Н. С. состоят из многочисленных "посланий" к ученикам, небольшого "Предания ученикам", "Заметок", обширного "Устава скитского", представляющего собой трактат по православной аскетике, и предсмертного "Завещания". Ревностным учеником и последователем Н. С. был князь-инок Вассиан Косой (Патрикеев), а также Артемий Троицкий.

Источник: Русская философия: словарь