НИКОНОВ Кирилл Иванович

Найдено 1 определение
НИКОНОВ Кирилл Иванович
(р. 4.9.1938) — спец. в обл. филос. религии и религиоведения; д. филос. н., проф. Р. в Астрахани. Окончил филол. ф-т Астраханского пед. ин-та (1961), асп. филос. ф-та МГУ (1968). Работал асе. кафедры нем. языка Астраханского пед. ин-та (1964); асе, затем доц. кафедры филос. Астраханского техн. ин-та рыбной промышленности и хозяйства (1964-72). С 1972 по 1975 — доц. кафедры филос. естеств. ф-тов МГУ, а с 1976 по наст, вр. работает на кафедре филос. религии и религиоведения филос. ф-та МГУ. В 1974-75 по линии МВО читал лекции по филос. и религиоведению в Кошицком университете П. Й. Шафарика (ЧССР). Н. — заслуженный проф. МГУ. Канд. дисс. — «Опыт исследования современной церковной проповеди и ее роли в сохранении религиозности в СССР» (1969). Докт. дисс. — «Современная христианская антропология (анализ осн. направлений и методологии обоснования религии)» (1990). Осн. сфера науч. интересов Н. — религ, антропология, в особенности философско-теологические христ. учения о человеке. В работах Н. вводятся новые моменты в трактовку таких понятий, как религ. антропология, теологическая антропология, религ. опыт, выявляются осн. аспекты религ. учений о человеке (протологический, психосоматический, хамартиологический, эсхатологический), исследуется эволюция христ. антропологии, анализируются типы религиозноантропологических учений, критически рассматриваются осн. направления католической и протестантской философскотеологической антропологии. В поел. вр. Н. разрабатывает проблематику критической филос. антропологии как методол. религиоведения.
Соч.: О некоторых тенденциях в проповеднической деятельности современного баптизма (конкретно-социологический очерк на материалах Астраханской области // Изучение состояния религиозности и опыта атеистического воспитания. М., 1969; К вопросу об уровнях религиозного сознания // Вопросы научного атеизма. Вып. 11. М., 1971; Критика современной религиозной антропологии. М, 1979; статьи: Сущность человека, Человек // Атеистический словарь. М., 1983 (1985, 1990); Религиозные концепции человека в современной борьбе идей. М., 1986; Христианская антропология и современность // Религии мира. М., 1987; Критика антропологического обоснования религии. М., 1989; Религиозен ли человек по природе. М., 1990; Человек в религиозном и нерелигиозном мировоззрениях, Протестантизм. Протестантская философия и теология // Основы религиоведения. М., 1994 (4-е изд. — 2005); Человек-Протей: кризис антропологического оптимизма // Философия религии и религиозная философия: Россия. Запад. Восток. СПб., 1995; Христианская антропология и современность // Лекции по религиоведению. М., 1998; статьи: Антропология религиозная, Сотворение человека, Танатология религиозная, Теономия человека // Человек. Философско-энциклопедический словарь. М., 2000; Религиозная антропология: христианское учение о человеке в историческом и современном контексте // Введение в общее религиоведение. М., 2001; Католицизм, Протестантизм (в соавт.) // История религии. Т. 2. М., 2002 (2-е изд. — 2004); статьи: Антроподицея, Антропология религиозная, Антропология теологическая, Бессмертие, Богоподобие человека, Воскресение, Кулыурантропология // Религиоведение: Энциклопедический словарь. М., 2006.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009