НИКОЛАЙ МЕФОНСКИЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Николай Мефонский
г. рожд. неизв. — ум. между 1157 и 1166) — византийский философ и церковный деятель. Во время христологических споров на соборах 1156 и 1157 гг. выступил как защитник строгой ортодоксии против неоплатонических и западных влияний, выразившихся в христологии Сотириха Пантев-гета. В полемике против Сотириха Пантевгета Н. М. отстаивал строго объективный онтологизм: «Мы говорим, что железо горячо, а лед холоден, потому, что они таковы на деле, а не потому, что мы мыслим их такими» (цит. по кн.: Дгщ^тракбтю-ис; ´А., ´Екк/1г|(ластт1КТ] Bip^io0f]Kr), Lpz., 1866, а. 232). При этом Н. М. усматривал в концепции Сотириха возрождение платоновского учения об идеях и сам в полемических целях ссылался на критику этого учения Аристотелем. Систематическому сведению счетов с той опасностью, которую представлял для византийской ортодоксии возрожденный Михаилом Пселлом неоплатонизм, посвящено «Разъяснение на »Основы богословия» Прокла» («Contra Proclum», ed. Th. Vorael, Frankfurt, 1825). Кроме того, Н. М. участвовал в полемике с богомилами, составил «Вопросы и ответы» (´Epcinfiaeic; ка! aTTOKptaeic;, ed. J. Th. Vomel, «Jahresbericht des Frankfurtischen Gymnasium», 1925-26, S. 1-39) — догматический трактат, пропагандировавший тринитарные идеи патриарха Фотия. Метод философской аргументации Н. М. обнаруживал сильное влияние аристотелизма Иоанна Дамаскина. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

НИКОЛАЙ МЕФОНСКИЙ
???????? ? ???????) (г. рожд. неизв. - ум. между 1157 и 1166) - визант. философ и церк. деятель. Во время христологич. споров на соборах 1156 и 1157 выступил как защитник строгой ортодоксии против неоплатонич. и зап. влияний, выразившихся в христологии Сотириха Пантевгета. В полемике против Сотириха Пантевгета ?. ?. отстаивал строго объективный онтологизм: "Мы говорим, что железо горячо, а лед холоден, потому, что они таковы на деле, а не потому, что мы мыслим их такими" (цит. по кн.: ??????????????? ?., ’E???????????? ??????????, Lpz., 1866, ?. 232). При этом ?. ?. усматривал в концепции Сотириха возрождение платоновского учения об идеях и сам в полемич. целях ссылался на критику этого учения Аристотелем. Систематич. свед?нию счетов с той опасностью, к-рую представлял для визант. ортодоксии возрожденный Михаилом Пселлом неоплатонизм, посвящено "Разъяснение на "Основы богословия" Прокла" ("Contra Proclum", ed. Th. V?mel, Frankfurt, 1825). Кроме того, H. M. участвовал в полемике с богомилами, составил "Вопросы и ответы" (’E???????? ??? ??????????, ed. J. Th. V?mel, "Jahresbericht des rankfurtischen Gymnasium", 1925–26, S.1–39) – догматич. трактат, пропагандировавший тринитарные идеи патриарха Фотия. Метод филос. аргументации H. M. обнаруживал сильное влияние аристотелизма Иоанна Дамаскина. Соч.: Migne, PG, t. 135. Лит.: Dr?seke J., Nikolaos von Methone, "Byzantinische Z.", 1892, Bd 1, S. 438–78; его же, Nikolaos von Methone als Bestreiter des Proklos, "Theologische Studien und Kritiken", 1895, H. 3, S. 589–616; Pachali H., Soterichos Panteugenes und Nikolaos von Methone, "Z. f?r wissenschaftliche Theologie", 1907, Jg 50, H. 3, S. 347–74; Takakis В., La philosophie byzantine, P., 1949, p. 219–21; Beck H.-G., Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich, M?nch., 1959, S. 624–26. С. Аверинцев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.