НИКОЛАЙ КАВАСИЛА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

НИКОЛАЙ КАВАСИЛА

ок. 1322/23, Фессалоника — после 1391, Константинополь) — византийский писатель и богослов. Выходец из знатной семьи, принял, наряду с патронимом Хамает, фамильное имя матери — Кавасила. Учился в Фессалонике, затем в Константинополе. Был близок к учению Григория Поломы. В 1360-х гг. занял архиепископскую кафедру в Фессалониках. Главные богословские сочинения — «Объяснение божественной литургии» и «О жизни во Христе» в семи книгах. Мистика Кавасилы носит христоцентрический характер. Практика исихата лежит в основе его учения о молитве. Среди других сочинений — «Речь о незаконных делах властей против священных сокровищ» (против актов секуляризации), пояснения к книге пророка Иезекииля и др. Сочинения его получили известность в Сербии и на Руси.
Соч.: Explication de la divine liturgie, ed. S. Salaville. P.—Lyon, 1943; в рус. пер.: Изъяснения Божественной литургии.— «Журнал Московской Патриархии», 1971, № ), 3, 5; Enepekides P. Der Briefwechsel des Mystikers Nikolaos Kabasilas.— «Byzantinische Zeitschrift», 1953, Bd.46.
Лит.: Поляковская M. А. Портреты византийских интеллектуалов: три очерка. СПб., 1998, с. 152—206; en. Алексий. Византийские церковные мистики XIV в. (преп. Григорий Палама, Николай Кавасила, преп. Григорий Синаит). Казань, 1906; Podskalsky G. Nikolaos Kabasilas: Meister und Lehrer des Gebets,— «Ostkirchliche Studien», Bd. 20, 1971.
M. В. Бибиков

Источник: Новая философская энциклопедия

НИКОЛАЙ КАВАСИЛА
???????? ?????????) (р. ок. 1320 – ум. 1371) – византийский богослов, ученый-энциклопедист, философ-мистик и писатель. В религ.-филос. борьбе между варлаамитами и последователями Паламы стоял на стороне последнего. Вместе с тем Н. К. занимал в этом споре особую позицию, отразившуюся в его гл. произведении "О жизни во Христе" (???? ??? ?? ???? ??????, Migne, PG, t. 150, обычно цитируется "De vita in Christo"), призывая вернуть христ. учение к патристике. Н. К. утверждал, что недостаточное знакомство "отцов церкви" со светскими науками являлось причиной несовершенства их учения. Корни христологич. концепции Н. К. справедливо искали в его возврате к сократич. воззрениям. Взгляды Н. К. на этику как на сферу "человеческих дел" действительно близки к взглядам Сократа. В учение Н. К. включалась поставленная еще софистами и воспринятая Сократом гносеологич. проблема познаваемости действительности и доступности для человека объективной истины. Н. К. учил, что человек в своем стремлении к идеальной "жизни во Христе" владеет объективным критерием поведения, открывающимся ему через внутр. голос сознания и достаточным для отличения добра от зла, прекрасного от постыдного. Это учение – идеалистич. этика, утверждавшая тождество добродетели и совершенства человеч. познания, стремящегося достигнуть высоты бога, но имеющего возможность достигнуть его только в потустороннем мире. Т.о., в мистич. учении Н. К. пробивалась гуманистич. струя. Он пытался связать мистику христ. церкви со светской теорией, давая толчок развитию визант. гуманизма. Лит.: Успенский Ф. И., Очерки из истории Византийской образованности, СПБ, 1891; Горянов Б. Т., Поздневизантийский феодализм, М., 1962, гл. 7; Salаville S., Cabasilas le sacellaire et Nicolas Cabasilas, ?chos d´Orient, t. 35, P., 1936; Tatakis В., La philosophie byzantine, P., 1949; Lot-Borodine M., Une ma?tre de la spiritualit? byzantine au XIV si?cle Nicolas Cabasilas, P., 1958; Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich, M?nch., 1959. Б. Горянов. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.



Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Образ троицы и таинство Церкви в богословии Николая Кавасилы

Козарезова Ольга Олеговна
В статье раскрывается православное троиче-ское богословие в осмыслении литургии в произведениях Николая Кавасилы. Показано влияние догматики Кавасилы не только на содержание таинств, но и на церковное искусство.