Николай-Чудотворец (Угодник)
Николай-Чудотворец (Угодник)
Великий христианский святой – архиепископ Мир-Ликийский (города Мир в Ликии), великий христианский святой, прославившийся чудотворениями при жизни и по смерти, «правило веры и образ кротости», как называет его церковь, чтимый повсеместно в христианской церкви (восточной и западной), в еретических обществах Востока и даже часто между мусульманами (на востоке) и язычниками (в России). Критически обработанного жизнеописания его доселе не существует. В известном «житии» его, помещенном в «Четиях-Минеях» св. Дмитрия Ростовского, заимствованном с сокращениями из сказаний Симеона Метафраста и распространенном в бесчисленном множестве пересказов, черты жизни этого святого IV в. смешиваются с деяниями другого св. Николая, епископа пинарского (также в Ликии), жившего двумя столетиями позже – в VI в., как это доказывается сличением метафрастова «Жития св. Николая мирликийского» с житием Николая пинарского, найденным и изданным в 1720 г. архиеп. Фалаконием. К этому присоединяются несомненные анахронизмы в сказании Метафраста о Николае мирликийском; так, в нем говорится, что св. Николай, еще будучи пресвитером, посетил Иерусалим и входил в его храм, двери которого сами открылись перед ним, после чего, возвратившись в Миры, он делается исповедником при Диоклетиане и Максимиане – между тем Иерусалимский храм построен не ранее как через 30 лет после Максимиана. Известный археолог архимандрит Антонин, издал в русском переводе как «житие» Н. пинарского, найденное Филаконием («Труды Киев. Дух. Академии», 1869), так и два жития Н. мирликийского, найденные им самим в монастырях св. Саввы в Палестине и в Синайском («Труды Киевск. Акад.», 1873), и из сличения их пришел к убеждению, что несомненно подлинными чертами жизни Николая мирликийского из сказания Метафраста остаются: его рождение в Патарах, невкушение материнского молока в младенчестве по средам и пятницам, его чудесное избрание на епископство мирликийское, его исповедничество при Диоклетиане за разорение языческих капищ, его присутствие на первом вселенском соборе, его заступничество за трех мужей в Мирах, его явление св. Константину в Константинополе; с некоторой вероятностью к нему может быть отнесено также сказание о девицах (2-х или 3-х сестрах), спасенных от разврата. Большая часть остальных черт сказания Метафраста о Николае мирликийском находятся в житии Николая панарского, и с большей вероятностью могут быть отнесены к биографии св. Николая VI века, а значительная часть чудес с той же вероятностью может быть приписана и тому, и другому святому. Для окончательного решения вопроса о правильном составе биографии св. Николая мирликийского о. Антонин находит необходимым дождаться издания и оценки новых списков его «жития», в новых редакциях и вариантах, каких еще немало в библиотеках Востока, напр., на Афоне. В 1807 г. итальянские купцы из г. Бари перевезли мощи св. Николая в свой родной город, и день прибытия мощей в «Бар-град» (9 мая) празднуется там весьма торжественно. К этому дню туда стекаются паломники не только из Западной Европы, но и из России, где также чествуется день 9 мая. Столь же торжественно празднуется день преставления св. Николая (6 декабря ст. ст.) как в России, так и в различных странах Западной Европы.
Источник: Православный церковный словарь.