НИКОЛЬ Пьер

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НИКОЛЬ (Nicole) Пьер
род. 12 окт. 1625, Шартр - ум. 16 нояб. 1695, Париж) - франц. грамматик и теолог; янсенист. Вместе с Арно он написал "L&Art de penser" (1662), в которой выступает как картезианец, находящийся также под влиянием Паскаля.

Источник: Философский энциклопедический словарь

НИКОЛЬ Пьер
французский грамматик и теолог; р. 19.10.1625 (Шартр) — ум. 16.11.1695 (Париж); янсенист. Вместе с Арно он написал «Логику Пор-Рояля», изданную под названием «L’Art de penser» в 1662 (рус. пер.: А. Арно и П. Николь. Логика, или Искусство мыслить, 1991), в которой выступает как картезианец, находящийся также под влиянием Паскаля. Осн. соч.: La logique ou l’Art de penser, 1662; Собр. соч.: Œuvres, 25 vol., 1755—1781.
J. Leclercq. Jansénisme et doctrine de la prière chez P. N., Leuven, 1951; L. Marin. La critique du discours. Sur la «Logique de Port-Royal» et les «Pensées» de Pascal. Paris, 1975.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

НИКОЛЬ Пьер

Nicole), Пьер (19 окт. 1625 – 16 ноября 1695) – франц. философ и теолог. Проф. Пор-Рояля, Н. наряду с Арно был одним из гл. теоретиков янсенизма во Франции. Активно выступал против иезуитов. В философии Н. был последователем рационализма картезианства, его принципами проникнуты работы "Логика, или Искусство мыслить" ("La logique, ou l´art de penser", P., 1662, в соавторстве с А. Арно, см. Пор-Рояля логика), "Всеобщая грамматика" ("Grammaire g?n?rale et raisonn?e", P., 1660, в соавторстве с А. Арно). В то же время он скептически относился к материалистич. физике Декарта. В том, как Н. смотрел на познание природы, чувствуется влияние скептицизма Монтеня и Паскаля: человек не способен познать сущность вещей, окружающих его. "Самая надежная философия это лишь наука о незнании людей..." ("Pens?es de Nicole", P., 1806, p. 62). H. подверг критике окказионалистскую переработку картезианства Мальбраншем, усматривая в нем пантеистич. учение, противоречащее христ. догматике. Посредством идей, согласно Н., человек созерцает сами вещи, а не божеств. сущность. Идея понимается Н. как обозначение вещи. Высшая задача человека – познать самого себя, а самая важная наука – мораль, разработке к-рой посвящены наиболее значит. произведения Н. (основное из них – "Моральные опыты и теологич. поучения" – "Essais de morale", v. 1–4, P., 1671–78; "Continuation des essais de morale", t. 1–10, P., 1687–1713). Антииезуитское по содержанию, моральное учение Н. не выходило за рамки христ. представлений. Он считал человека противоречивым существом, в к-ром соединены бессмертная душа и смертное тело. В своем поведении человек больше руководствуется страстями, чем разумом. Однако Н. далек от пессимизма и антигуманизма. Любовь человека к самому себе, к своим ближним, к удовольствиям, по Н., вполне естественна и оправданна. Человек должен следовать высокому нравств. идеалу христианства и стремиться к постоянному самосовершенствованию. Сохранение мира между гос-вами и внутри данного общества Н. считал высшим благом. Уважение к установленным мнениям, терпимость к недостаткам людей, прощение их дурных поступков, отказ от "химерического желания все исправить" – такие средства рекомендует Н. для поддержания мира ("Трактат о средствах сохранения мира с людьми" – "Trait? des moyens de conserver paix avec les hommes", в кн.: "Essais de morale", v. 1, 1671). Взгляды H. отражали умонастроение франц. буржуазии 17 в., к-рая, будучи недовольна своим бесправным положением в обществе, стремилась решить стоящие перед ней задачи на путях компромисса с феод. монархией. После поражения франц. революции конца 18 в. идеологи Реставрации (см., напр., D.-F. Moreau de Mersan, предисловие к кн. "Pens?es de Nicole", P., 1815) поднимали на щит H. и др. мыслителей 17 в., противопоставляли их мятежному духу Просвещения и призывали новое поколение учиться у них. Соч.: Oeuvres philosophiques et morales, P., 1845. Лит.: Sainte-Beuve Сh. ?., Port-Royal, 4 ?d., v. 4, P., 1878; Schenk R., Die Verstandes- und Urteilsbildung in ihrer Bedeutung f?r die Erziehung bei Nicole, Bern–Lpz., 1908; Br?mond H., Histoire litt?raire du sentiment religieux en France, t. 4, P., 1925; Thouverez E., P. Nicole, P., 1926; Le Breton Grandmaison, P. Nicole ou la civilit? chretienne, P., [1945 ]; Lewis G., L´intervention de Nicole dans la pol?mique entre Arnauld et Malebranche..., "Rev. рhilos. de la France et de l´?tranger", 1950, v. 75, p. 483–506. В. Кузнецов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

НИКОЛЬ Пьер
(1625, Шартр – 1695, Париж) – моралист, полемист, педагог. Выходец из среды образованных магистратов, Н. получил домашнее образование, которое продолжил на теологическом факультете Парижского университета. Из-за доктринальных споров, посеявших раздор в Сорбонне, Н. решил прервать обучение, оставшись на всю жизнь простым бакалавром. С 1640-х Н. поддерживал контакты с Пор-Роялем и впоследствии преподавал латынь и философию в «маленьких школах» при монастыре. В 1654 он стал секретарем и соавтором А. Арно. Б. Паскаль черпал у Н. идеи и аргументы для «Писем к провинциалу», которые в 1658 были изданы на латыни в переводе Н. В 1659 в качестве предисловия к сборнику эпиграмм вышло в свет его «Рассуждение о подлинной и мнимой красоте», в котором провозглашаются ценности, основополагающие для культуры классицизма: ясность и четкость речи, чистота и лаконичность выражения. Положение о том, что истина является источником красоты, привело Н. к критике тропов, в частности метафоры, которая приравнивается им ко лжи, что говорит о платонических корнях его воззрений о красоте. Тезис о необходимости следовать природе, аристотелианский по происхождению, Н. под влиянием августинизма преобразует в утверждение о необходимости соответствовать склонностям человека. Таким образом, красота является не свойством предмета, а функцией предмета и человеческой природы, что позволяет считать «Рассуждение» Н. текстом, предвосхищающим рождение эстетики. Начало 1660-х было ознаменовано написанием в соавторстве с Арно «Логики, или искусства мыслить» (1662). В это же время Н. в полемике с протестантами пишет работу «Непрерывность католической веры» (1664), которая была продолжена и дополнена тремя томами, написанными вместе с А. Арно. Они вышли в 1669–1673 и снискали одобрение Ж.-Б. Боссюэ. В середине 1660-х Н. числился среди «господ из Пор-Рояля», работавших над переводом Нового Завета (т. н. «Новый Завет из Монса», 1667). Участвуя в основных спорах своей эпохи, Н. в «Трактате о Комедии» (1667) выступил с критикой театра: театральное представление, полагал он, служит возбуждению страстей, что расценивается как препятствие благочестивой жизни. В 1669–1678 вышел opus magnum Н. – первые четыре тома «Опытов о морали», а в 1679 увидел свет «Трактат о молитве», в котором Н. критикует духовные практики иезуитов за экзальтированность, а также осуждает мистицизм. Благодаря этим трудам он стал одним из главных авторитетов своей эпохи по вопросам морали и благочестия, одновременно обретя свой собственный, независимый от Арно, голос. За первыми четырьмя томами «Опытов о морали» последовало «Продолжение опытов о морали», куда были собраны небольшие трактаты о Евангелиях и Посланиях. В «Опытах», название которых отсылает к сочинению М. Монтеня, Н., опираясь на философию Декарта, анализирует человеческую природу, дабы выявить, что человек, пользуясь своими естественными способностями, может сделать в сфере благочестия. Он приходит к выводу, что людям надлежит употреблять свой разум, знание о своем внутреннем мире, каким бы смутным оно ни было, для достижения добродетели, чтобы не оказаться во власти страстей, главной из которой является себялюбие. Себялюбие рассматривается Н. сквозь призму августинианского учения о двух видах любви – любви к себе и любви к Богу, и потому приравнивается ко греху. Живя среди себе подобных, человек должен следовать предписаниям «христианской благовоспитанности», которую Н. осмысляет в оппозиции к светской модели «благовоспитанного человека», чьими поступками, согласно Н., руководит самолюбие. С этой точки зрения, «христианская благовоспитанность» является компромиссом между любовью к ближнему и любовью к себе. В 1679, опасаясь преследования за близость к монастырю Пор-Рояль, Н. покинул Францию, а вернувшись, вновь взялся за перо. Он писал полемические сочинения против кальвинистов и некоторых практик квиетистов, занимался толкованием священных текстов и стал центром притяжения для людей, интересовавшихся историей Пор-Рояля. Н. похоронен в нефе церкви Сан-Медар в Париже.
Соч.: Логика, или искусство мыслить (в соавт. с А. Арно). М., 1991; La vraie beauté et son fantôme, et autres textes d’esthétique. P., 1996; Essais de morale. P., 1999; Traité de la Comédie. P., 1998. Лит.: James, E.D. Pierre Nicole, Janseniste and Humanist. A study of his thought. La Haye, 1972; Pierre Nicole. Chroniques de Port-Royal. № 45. P., 1996; Guion, B. Pierre Nicole, moraliste. P., 2002; Кротов, А.А. Моралист картезианской школы (Пьер Николь) // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. 2010. № 6; Аль-Фарадж, Е.А. «Рассуждение о подлинной и мнимой красоте» Пьера Николя в контексте идей французского классицизма // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Т. 14. № 1. Е.А. Аль-Фарадж

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
69.57 кб

Моралист картезианской школы (пьер Николь)

Кротов Артем Александрович
В статье рассматриваются основные идеи морального учения Пьера Николя. Анализируются сходства и различия позиций Николя и Декарта.
Читать PDF
92.56 кб

Критика театра во Франции XVII века: пример Пьера Николя

Аль-фарадж Елизавета Абдуллаевна
В статье говорится о критике театра во Франции XVII века, причинах ее возникновения и основных проявлениях.
Читать PDF
426.36 кб

Два вестника будущего: Николай Фёдоров и Пьер Тейяр де Шарден

Семёнова Светлана Григорьевна
Статья посвящена сравнительному анализу философских и богословских идей Фёдорова и французского ученого, философа, богослова П. Тейяра де Шардена.
Читать PDF
18.23 мб

Николай Бердяев и Пьер Паскаль: русско-французские встречи и воспоминания. 1918-1935

Данилова Ольга Сергеевна
В статье анализируется история знакомства и дружеские взаимоотношения двух интеллектуалов: Николая Бердяева и Пьера Паскаля. Впервые они лично пересеклись 2 апреля 1918 г.
Читать PDF
147.02 кб

«Рассуждение о подлинной и мнимой красоте» пьера Николя в контексте идей французского классицизма

Аль-фарадж Елизавета Абдуллаевна
В статье речь идет о малоизученном тексте янсенистского автора Пьера Николя, который посвящен вопросам эстетики. Этот текст оказывается моментом кристаллизации традиции перед ее решающим обновлением.