НИКИТИНА Ирина Петровна

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

НИКИТИНА Ирина Петровна
(р. 14.1.1958) — спец. в обл. эстетики, филос. искусства, истории и теории культуры. Д. филос. н., проф. кафедры социально-полит, наук Финансовой академии при Правительстве РФ. Р. в пос. Эге-Хая Верхоянского р-на Республики Якутии (Саха). Окончила Моск. гос. историко-архивный институт (1982), асп. ИФ РАН, Ин-т европ. культур при РГГУ (1997). Преподавала культурологию в Моск. автомобильно-дорожном ин-те; эстетику, культурологию, историю и теорию искусства в Рос. ун-те дружбы народов. Докт. дисс. — «Художественное пространство как предмет философскоэстетического анализа» (2003). Развивая идеи О. Шпенглера, М. Бахтина и др., Н. разрабатывает в эстетике категорию «художественное пространство». Худ. пространство, или пространство произведения искусства, выражает в искусстве то чувство пространства, к-рое пронизывает культуру в целом и лежит в ее основе. Худож. пространство является неотъемлемым свойством не только произведений изобразительного искусства, но любых произв. искусства, включая музыку, литературу и др. Понятие худ. пространства непосредственно связано с понятием «эстетическое» и является одной из конкретизации последнего. Н. предложила использовать наряду с понятием «подражание» (мимесис) в качестве центральной категории как худож. мышления, так и искусства понятие «побуждение». Подражание и побуждение задают тот горизонт, в рамках к-рого обнаруживают себя прекрасное и безобразное, трагическое и возвышенное, ироническое и пошлое и т. п. Реализация искусством активных функций, требующих воплощения идей, целей, планов, чувств и т. д., является решением общей задачи побуждения человека к определенного рода деятельности по преобразованию мира или к предварительной подготовке к такого рода деятельности. Анализируя современное искусство, Н. охарактеризовала модернизм как новый «большой» худож. стиль, вызревший в глубинах совр. культуры, а постмодернизм — как попытку сгладить разрыв между традициями старого и совр. искусства.
Соч.: П.А. Флоренский о художественном пространстве как выражении духовной реальности // Полигнозис. 2001. № 2; Пространство мира и пространство искусства. М., 2001; Проблема глубины художественного пространства // ФИ. 2002. № 4; М. Мерло-Понти: проблема восприятия произведения искусства // Полигнозис. 2003. № 4; «Хронотоп» М. Бахтина как художественное пространство литературного произведения //ФИ. 2004. № 1; Статьи: Вкус, Дух эпохи, Индустриальное общество, Постиндустриальное общество, Культура и природа, Социалистический реализм, Франциск Ассизский, Художественное пространство// Философия: Энциклопедический словарь. М., 1994; Современная и традиционная философия искусства // Философия и будущее цивилизации. М., 2005; Философия искусства. М., 2007; Эстетика. М., 2007.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009

НИКИТИНА Ирина Петровна
Родилась 14 января 1958 г. в пос. Эге-Хайя Верхоянского района республики Саха (Якутия). Окончила Российский государственный гуманитарный университет (1991), аспирантуру Института философии РАН. В 1994 г. в Институте философии РАН защитила кандидатскую диссертацию «Художественной пространство средневековой живописи». В 2003 г. там же защитила докторскую диссертацию «Художественное пространство как предмет философскоэстетического анализа». Преподавала в Российском университете дружбы народов, Московской государственной юридической ака демии, Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации. Проф. кафедры истории и философии Всероссийского государственного института кинематографии. Специалист по эстетике и философии культуры. Ввела в эстетику категорию художественного пространства. Такое пространство является интегральной характеристикой произведения любого вида искусства, начиная с живописи и графики и заканчивая перформансами и музыкой. Художественное пространство как связь всех элементов произведения искусства в некое внутреннее, ни на что не похожее целое, сообщает произведению внутреннее единство и завершенность и в конечном счете придает ему характер эстетического явления. Показала, что введенное М.М. Бахтиным понятие хронотопа является частным случаем универсальной категории художественного пространства. Проанализировала художественное пространство средневековой живописи, классического искусства Нового времени и современного искусства. В дополнение к принципу мимезиса ввела принцип побуждения, требующий от художника представления мира не только в виде пассивного бытия, но и форме активного становления. Понятия подражания и побуждения являются центральными категориями как художественного мышления и искусства, так и эстетики и философии искусства. Эти понятия задают горизонт, в рамках которого обнаруживают себя прекрасное и безобразное, трагическое и возвышенное, ироническое и пошлое и т.п. Проанализировала непосредственно связанные с побуждающей функцией искусства категории удивления, эпатажа, шока и др. Описала основные особенности модернизма, социалистического реализма и постмодернизма. Истолковала симулякр как нерепрезентативный образ.
Основные публикации: Глубина художественного пространства как феномен культуры // Философские исследования. 1997. № 2; Пространство мира и пространство искусства. М., 2001; Искусство и культура. М., 2007; Эстетика. М., 2008, 2010, 2012; Философия искусства. М., 2008; Ирония как особенность европейской ментальности // Диалог культур в современном мире. СПб., 2008; Классическое и неклассическое понятия ценности // Философия и социальные науки. Минск, 2014. № 1. В соавт.; Философия. М., 2015. В соавт.; Философия современного искусства. М., 2015.

Источник: Философы современной России. 2015 г.