НИДЕРЛАНДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Найдено 1 определение
НИДЕРЛАНДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
(niederländische Philosophie). — На голландско-фламандской территории самостоятельная философия развивалась уже в средние века, начиная с XIII в. Последователь Аристотеля—Генрих ван Гент (1217— 1293) явился создателем философской системы, которая существенным образом отличалась от теорий его современников. У Сигера Брабантского (ум. 1282) мы находим концепцию, примыкающую к философии Аристотеля, но ориентирующуюся на аверроизм. Генрих из Бата (1246—1310) пишет о неоплатонизме, а Вильем из Мёрбеке (1215—1286) переводит греческих философов. Забвение философии во имя теологии означало поворот к мистике, особенно у Яна ван Рейсбрука (1293—1381) и Гирта Гроота (1340—1384). Взгляды Фомы Кемпийского (1379/1380—1471), автора «Imitatio Christi» (рус. пер.: О подражании Христу), носили ярко выраженный религиозный характер, тогда как единомышленник Николая Кузанского — Дионисий Картойзер( 1402/1403—1471) был философом в собственном смысле слова. Новый толчок развитию мистического направления в нидерландской философии дал Бессель Гансфорт (ок. 1420— 1489), один из наиболее известных гуманистов. Рудольф Агрикола (1443—1485) подверг критике схоластику. В период Реформации и расцвета гуманизма нидерландская философия достигла своего апогея в учении Эразма Роттердамского (1466/1469—1536). Наконец, в нидерландской философии вновь возрождается реализм — на этот раз в философии морали Дирка Корнхерта (1522— 1590). Картезианство имело своего представителя в лице Арнольда Гейлинкса (1624—1669); Гуго Гроций (1583—1645) защищал гуманизм; натурфилософию развивали Ф. М. ван Гельмонт (1614—1699) и — очень умеренно — анатом Бургааве (1668— 1738). В XVII в. в Голландии, которая стала прибежищем независимого духа, жили Декарт и Ангелус Силезиус, Бейль и Спиноза. Франса Гемстергёйса (1721—1790), философия которого имела пантеистическую, эстетическо-мистическую окраску, можно считать предшественником романтики. В XIX в. нидерландская философия испытала влияние Канта, Шеллинга и Гегеля, но оно было непродолжительным. С 60-х гг. на арену снова выходит спинозизм (ван Влотен, Ланд, Мейнсма); он воплощается в философии Бирен-де-Хана (1866—1943). Роль освободителя нидерландской философии от оков классической филологии и теологии принадлежит Корнелису Виллему Опзомеру (1821—1892), философия которого имеет естественно-научную, позитивистскую и антиметафизическую направленность. Он хотел поставить философию на службу жизни. В начале XX в. в нидерландскую философию проникло неогегельянство: особенно крупным представителем неогегельянства был Херард Болланд (1854—1922), Б. Овинк (1862—1944) являлся сторонником марбургской школы неокантианства. Наконец, в нидерландской философии намечается новый поворот к естественно-научному позитивизму — на этот раз в форме психического монизма Герарда Хейманса (1857—1930) и его учеников. В современной нидерландской философии наиболее характерными направлениями являются: феноменология (X. ван дер Лейв, 1890—1950; Ф. Бёйтендик, р. 1887; Е. де Брёйне, 1889—1959), экзистенцфилософия (Р. Ф. Беерлинг), логистика (Е. В. Бет, р. 1908; Р. Фрейс, 1889—1961). Философы, примыкающие к кальвинизму, развивают религиозный персонализм, Ф. А. Констам (1875—1951), и близкую к нему философию проблем познания («Wijsbegeerte der Wetsidee») —: Дойеверд (р. 1894), Д. Т. Волленховн (р. 1892). В католических кругах значительную роль играет неотомизм (Й. Т. Бейсенс, 1864—1945; Л. де Реймакер, 1895—1961). В последнее время в нидерландской философии наблюдаются попытки развивать идеи теории науки и критического неопозитивизма, заметным противовесом чему является интенсивное распространение феноменологического мышления (прежде всего взглядов Гуссерля, Хайдеггера, Левинаса).
G. V. Antal. Die holländ. Philos, im 19. Jh. Utrecht, 1888; F. Ueberweg. Grundriß der Gesch. der Philos., V, 1928; J. J. Poortman. Repertorium van de N.se Wijsbegeerte. Amsterdam, 1948; F. Sassen. Geschiedenis van de Wijsbegeerte in Nederland. Amsterdam, 1959; F. Sassen. Wijsgerig lesen in Nederland in de twintigste eeuw, I—III. Amsterdam, 1960; C. Strujker-Boudier. Wijsgerig leven, I— III. Nijmegen, 1985—1987.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961