9 декабря 1900, Лондон24 марта 1995, Кембридж) — английский биохимик, эмбриолог, историк и философ науки. Академическая карьера Нидэма протекала в Колледже Кая Кембриджского университета, где он был президентом (1959—66), главой колледжа (1966— 76), почетным сотрудником (с 1976). Преподавал также биохимию в Институте Данна (1933—66). Основатель и глава Нидэмовского исследовательского института. Член Королевского научного общества (1941) и Британской академии (1971). Кавалер ордена Кавалеров Почета (1992).
В кон. 1930-х гг. в результате сотрудничества с китайскими учеными Нвдэм заинтересовался историей китайской науки. В 1942—46 возглавлял Британскую научную миссию в Китае, много путешествовал по стране, изучая китайскую культуру и собирая редкие книги и рукописи. Явился инициатором создания научного департамента ЮНЕСКО, который возглавлял в 1946—48. После возвращения в Англию начал работу над основным трудом жизни — многотомной «Наукой и цивилизацией в Китае», где содержится энциклопедическое описание истории, идеологии, культуры и науки в Китае (математики, химии, физики, медицины, астрономии и т д.).
Деятельность Нидэма привела к изменению перспективы западного науковедения в отношении традиционной китайской науки и смене парадигмы восприятия науки на Востоке в целом, улучшению взаимопонимания между китайской культурой и Западом. Исходя из своего понимания структур традиционной китайской идеологии, Нидэм выдвинул идею экуменической и организмической «науки будущего», сыгравшую важную роль в формировании методологии изучения истории науки во 2-й пол. 20 в.
Соч.: Science and Civilisation in China, v. l. Cambr, 1954 (к 1995 Нидэмом и его сотрудниками было опубликовано 17т.; издание продолжается).
Лит.: Современные историко-научные исследования: Наука в традиционном Китае (реферативный сборник). М., 1987.
НИДЭМ Джозеф
НИДЭМ Джозеф
Источник: Новая философская энциклопедия
НИДЭМ (Needham) Джозеф
1903, Лондон. Англ, историк науки, биохимик, китаевед. Д-р философии, чл. Королевского об-ва. С 1924 - сотр., в 1966 - 76 - ректор колледжа Кая (Кембридж). С 1976 - директор Б-ки истории науки в Вост. Азии. Проф. и почетный чл. мн. ун-тов мира. Почетный советник ЮНЕСКО. Иностр. чл. АН Китая, Королевск. датской академии и др. науч. об-в. Автор соч. по истории религии, истории, методологии и философии кит. и европ. науки. Основоположник изучения кит. науки. Исходя из концепции универсальности феномена науки и ее непрерывного прогресса, первоначально квалифицировал кит. науч. мысль как "протонауку" - неразвитый прототип совр. науки, предшественницу ее во мн. областях. Процесс заимствования кит. науч. идей и изобретений Западом, гл. обр. через араб. Восток (в т.ч. пороха, компаса и бумаги), описывает посредством метафоры "титрования" (химич. процесса перехода элементов одного раствора в др.). Считает уровень кит. науки до 17 в. более высоким, нежели европ. Подразделяет кит. науч. дисциплины на "ортодокс.", т.е. официально признанные (астрономия, математика, физика) и "неортодокс." (алхимия); "промежуточное" положение отводит медицине. Провозглашает приверженность историч. материализму (сочетаемую с католич. вероисповеданием). Принадлежит к экстерналистскому направлению в изучении истории науки, ставящему развитие последней в прямую зависимость гл. обр. от социально-экономич. условий, в отличие от интерналистского направления, делающего акцент на духовно-культурные факторы. Сформулировал т.н. "проблему Н.", заключающуюся в выявлении причин невозникновения в Китае совр. науки и появления ее в Европе. По его мнению, науч. революция на Западе обусловлена переходом от феодализма к капитализму: если бы самостоятельное осуществление этого перехода оказалось возможным в Китае, оно устранило бы все идеологич. и культурные препятствия для развития совр. науки. С нач. 70-х гг. Н. (частично под влиянием взглядов Н. Сивина) пересмотрел т. зр. на кит. науку, признав ее особой теоретич. системой, несколько отошел от жесткого экстернализма, уделяя больше внимания влиянию на нее традиц. теорий. Базу обновленной концепции Н. составило ранее развивавшееся им положение о том, что в основе кит. филос. и науч. мысли лежит "организмич. материализм" (натурализм), исходящий из иерархизированной взаимосвязи всех явлений. По мнению Н., он обусловливает "предрасположенность к теориям поля" и более прогрессивен, нежели европ. "механистич." методология, до возникновения квантовой механики определявшая развитие совр. науки в русле ныотонианской "физики биллиардных шаров". Источник продуктивной для науки методологии Н. усматривает в даосизме, философию неоконфущшнапва (чжусианство) считает проникнутой науч. духом, преодолевшей дилемму механистич. материализма и теологич. витализма (идеализма), буддизм и янминизм - прибежищем метафизич. идеализма, а этич. и социально-политич. конф. ортодоксию - осн. духовным тормозом развития кит. науки. Последняя, по Н., является прообразом всемирной, "экуменич.", "целиком организмич. науки будущего", к-рая возникнет в "точке слияния" "всех этнич. характеристик" науч. знания. Труды Н., издание по его инициативе, под его руководством и при авторском участии сер. "Наука и цивилизация в Китае", а также деятельность основанного им Треста истории науки в Вост. Азии в значит, мере повлияли на совр. исследования и проблематику дискуссий в обл. истории науки. Science and Civilization in China. Vol. 1 - 7. Camb., 1954; The Grand Titration: Science and Society in East and West. L., 1969; Science in Traditional China: a Comparative Perspective. Camb. (Mass.), 1981; Об-во и наука на Востоке и на Западе // Наука о науке. М., 1966; **Федина Е.М. Н. Дж. Наука и цивилизация в Китае // Актуальные проблемы истории кит. философии. М., 1983; Кобзев А.И. Концепция Дж. Н. и ее критика (обзор) // Совр. историко-науч. исследования: наука в традиц. Китае. М., 1987; Restive S.P. Joseph Needham and the Comparative Sociology of Chinese and Modern Science // Research in Sociology of Knowledge, Sciences and Art. Vol. 2. Greenwich, 1979. C.B. Зинин