Неустойчивое равновесие
Неустойчивое равновесие
О неустойчивом равновесии, равно как и об устойчивом неравновесии много пишут в биологии, физике, экономике, а теперь близкое словосочетание «устойчивого развития» приобрело не только экологический, но и мировоззренческий характер. Причем разные специалисты вкладывают в эти термины свою специфику, а некоторые даже откровенно не понимают, о чем идет речь. Складывается достаточно характерная ситуация, наглядно свидетельствующая о бесплодности такого рода споров, если понятие, претендующее на фундаментальное теоретическое значение, не поднято на категориальный уровень. Термин «устойчивое неравновесие» ввел в 1935 г. биолог Э. Бауэр, считая это состояние спцифическим для живой природы и понимая под ним наличие в живых организмах свободной энергии, обеспечивающей их постоянное изменение при сохранении устойчивости. Н. р. можно проиллюстрировать примером обыкновенной ходьбы: мы движемся в нужном направлении, не падаем, но каждый наш шаг связан с необходимостью нарушения и восстановления равновесия ( еще более яркая иллюстрация - акробат, идущий по проволоке). И.А. Ефремов, считая Н. р. Общей характеристикой развития и природы и общества, выражал его в образе движения «по лезвию бритвы». Суть понятия устойчивого развития в том, что развитие должно сохранять определенные параметры, являющиеся условием сохранения фундамента самого существования, и развития в том числе, природы и общества. Двигаясь в этом направлении, мы неизбежно приходим к идее развивающейся гармонии. Абстрагируясь от предметных особенностей названных понятий, выделим в них всеобщее. И тогда Н.р. можно определить как процесс изменениея, основанием которого является устойчивое соотношение состояния равновесия и его отрицания при соблюдении меры, обеспечивающей определенное качество этого процесса. Напрмер, успешной ходьбы или развития общества в направлении оптимального взаимодействия с природой, т.е. ноосферы. Теперь узкие специалисты станут говорить, что это «слишком абстрактно», а то и «голословно» и упрекать в том, что ничего не сказано ни об энергии, ни о роли времени и т.д. А не лучше ли было бы поднять культуру категориалтьного мышления на такой уровень, чтобы это было понятно, а затем системно двигаться от абстрактного к конкретному, шаг за шагом наполняя всеобщую форму предметным содержанием? Только на таком пути можно будет создать единый язык науки и уйти от грозного призрака Ваилонской башни, который все больше становится реальностью бытия современной науки. - Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские оснвы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.2: Онтология. СПб. 1999. С. 245-248, 256; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 101-103.
Источник: Философские категории авторский словарь