НЕСТОРИАНСТВО

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

несторианство
ересь в раннем христианстве (касающаяся проблемы боговоплощения), сутью которой было утверждение, что дева мария родила человека (иисуса христа), на которого после снизошло божество, и обитало в человеческой личности христа как в доме. Осуждено в 431 г. На 3-м вселенском соборе в эфесе за «противопоставление и обособление природ» во христе. Повторно осуждено в 451 г. На 4-м соборе в халкидоне с формулировкой «нераздельно, неразлучно» (см. Монофизитство).

Источник: Краткий философский глоссарий

НЕСТОРИАНСТВО
течение в христианстве, возникшее в Византии в нач. 5 в. Основатель - константиноп. патриарх Несторий, признававший Христа человеком, к-рый преодолел человеч. слабость и стал мессией. На этом основании считал деву Марию не богородицей, а человекородицей. В отличие от ортодокс, учения, Несторий показал, что в Христе человеч. и божеств. начала пребывают лишь в относит, соединении, никогда полностью не сливаясь. Н. было осуждено как ересь на Эфесском вселен, соборе (431). Подвергавшиеся гонению несториане стали расселяться к востоку от Визант. империи. Совр. зап. богословы пытаются доказать, что Н. не выходит за рамки ортодокс, учения. Сейчас несториане имеются в Иране, Ираке, Сирии и Индии.

Источник: Атеистический словарь

НЕСТОРИАНСТВО
от имени его основателя, константинопольского епископа Нестория) – религ.-политич. учение в Византии 5 в., расходилось с ортодоксальным церк. учением в трактовке соотношения божеств. и человеч. природы в Христе. Как и в арианстве в Н. предметом критики явилось мистич. понятие богочеловека, но если Арий, опираясь на традиции антич. рационализма, рассматривал Христа как младшее божество, посредствующее между богом и людьми, то Несторий признавал логос (Христа) предвечно рожденным от бога. Он расчленял его на бога-сына и человека Иисуса, связь между к-рыми оказывалась условной и относительной. Социальную опору Н., как и арианства, составляли преим. гор. круги, поддерживающие антич. традиции; наиболее активно против Н. выступал александрийский епископ Кирилл, опиравшийся на большинство монашества. В политич. отношении Н. отстаивало союз церкви с императорской властью и централизацию империи; это обстоятельство во многом определило отрицат. отношение к Н. как со стороны рим. епископа Целестина, так и со стороны наиболее влият. епископов Востока. На Эфесском соборе 431 Н. было осуждено как ересь, а Несторий сослан в глухой егип. оазис. Гонимые в Византии, несториане бежали в Иран, Ср. Азию и даже Китай, где Н. стало религ. сектой, объединявшей сравнительно небольшую группу верующих, преим. купцов и ремесленников. Лит.: Fendt L., Die Christologie des Nestorius, Kempten, 1910; Loofs F., Nestorius and his place in the history of Christian doctrine, Camb., 1914. А. Каждан. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
14.39 мб

Несторианский философ в коптской книжности: Ибн ат-Таййиб в пересказе Ибн ал-Ассаля

Селезнев Николай Николаевич