НЕСМЕЛОВ Виктор Иванович

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НЕСМЕЛОВ Виктор Иванович
1863-1920) - рус. релит, философ и богослов. Гл. внимание уделял проблемам религ. антропологии. По его мнению, осн. цель философии - изучение существования «свободно-разумного человека», к-рый, будучи «простой вещью физического мира», в то же время принадлежит миру идеальному, являя собой образ божий. Бытие и познание бога даны человеку непосредственно духовн. опытом. Это «антропологическое» доказательство бытия бога выступает у Н. догматич. предпосылкой учения о действительности, о связи зла, греха и вины со свободой человека, о нравственном как «богоподобном» и т. д. Осн. работа: «Наука о человеке» (1—2 тт., 1895-1896).

Источник: Атеистический словарь

НЕСМЕЛОВ Виктор Иванович

(1863–1920) – рус. религ. философ, развивал учение в области филос. антропологии. Проф. Казанской Духовной акад. по кафедре логики и философии; магистерская дисс. "Догматич. система Григория Нисского" (Каз., 1897). Н. выражает экзистенциальную тенденцию русской религ.-филос. мысли: философия должна быть ответом на "запросы жизни", а не "мышления". Н. категорически отграничивает сферу положит. науки от философии, призванной вести человека по пути нравств. совершенствования и потому обязанной отвечать на вопросы: что такое человек, на что он может надеяться, как ему жить. Выделяя в этом плане аристотелевскую и сократовскую традиции философии, Н. причисляет себя к последней: призыв "познай самого себя" становится у Н. исходным пунктом философии. Как бы осуществляя замысел Канта (см. Философская антропология), Н. стремится к антропологии, переосмыслению осн. философской проблематики. "Загадка человека", по Н., в том, что его духовная природа не только не выводима из "условий его физической жизни", но и прямо противоречит им (см. "Наука о человеке", т. 1, Каз., 1898, с. 243). Из "надприродного", безусловного начала в человеке Н. выводит безусловное начало вне человека ("невозможно отображение в материальном зеркале такого предмета, который вовсе не существует", – там же, с. 269) и, т.о., Н. пытается осуществить антропологическое ("психологич.") док-во бытия бога, противопоставляя свой ход мысли как субъективизму Канта, так и онтологич. доказательству, выводимому из понятия. Критикуя Канта, Н. считает, что невозможно успокоиться на рассмотрении субъективной сферы "долженствования" и "вечной ценности", не выйдя к бытию, к "вечной реальности" ("Вера и знание с т. зр. гносеологии", Каз., 1913, с. 30). В экзистенциалистских тонах Н. пишет о путях осуществления личности и о "человеке-вещи", о хрупкости человеч. существования в физич. мире. Экзистенциальное по своей установке антропологич. построение Н. отягощено у него инородными теоретич. и психологич. выкладками. Р. Гальцева. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

НЕСМЕЛОВ Виктор Иванович
1(13) января 1863 — июнь 1937, репрессирован] — русский православный богослов, философ. В 1883—87 учился в Казанской духовной академии, курсовое сочинение защитил как магистерскую диссертацию («Догматическая система св. Григория Нисского», Казань, 1887). С 1898 профессор кафедры метафизики. Основной философской темой стала проблема самоопределения человека в мире: «Начальный мир сознания может определяться в самосознании не как субъективный и не как объективный, а только как существующий». Традиционный для философии в духовных академиях христианизированный платонизм и связанные с ним установки о «телесном» и «духовном» в человеке вполне усвояются в философской системе Несмелова, но развиваются и эксплицируются в рамках его «нового» осмысления. Основное сочинение Несмелова — «Наука о человеке», первый том имеет подзаголовок «Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни» (Казань, 1889), второй — «Метафизика жизни и христианское Откровение» (Казань, 1901). Бердяев охарактеризовал эту книгу как «опыт философского оправдания христианства» в рамках религиозно-философской антропологии, а самого Несмелова как самое яркое явление русской духовно-академической философии. Человек, по мнению Несмелова, может жить в мире уже по самому факту своего рождения, но это не достойно его разума и свободы, он имеет в мире особое назначение, которое в своих различиях придает ему различную ценность. Это может быть и «чисто торговая ценность», за которую человек или даже человечество покупают себе определенное благо жизни; тот же, кто видит свое назначение в бесконечном осуществлении вечной для него цели, может иметь и вечную ценность по содержанию той цели, которая осуществляется им. Проблематика личной этики тесно сопряжена с философско-богословской системой Несмелова. «Образ Божий» — не в человеке, а сам человек, личность «во всем объеме ее природного содержания».
Соч.: Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного Откровения.— «Православный собеседник», 1895, №6, 7; О цели образования.— Там же, 1898, № 2; Вера и знание с точки зрения гносеологии. Казань, 1913.
Лит.: Николаев А. Богословские труды проф. В. И. Несмелова.— «Журнал Московской патриархии», 1937, № 8; Белгородский M. H. Разгадавший тайну человека. О философе В. И. Несмелове.— «Советская библиография», 1992, № l; Константин (Горячев) en. Жизнь и творчество Несмелова.— «Человек», 1992, № 2.
А. И. Абрамов

Источник: Новая философская энциклопедия

НЕСМЕЛОВ Виктор Иванович
1863-1937) - религиозный мыслитель. Большая часть его жизни связана с Казанской духовной академией. После ее окончания в 1887 г. он написал магистерскую диссертацию "Догматическая система св. Григория Нисского". Изучение патристики способствовало пробуждению интереса Н. к проблемам антропологии, соотношения веры и разума. Н. с 1888 г. - проф. академии по кафедре метафизики. Главное его соч. - фундаментальный труд "Наука о человеке" (в 2-х т.). Впоследствии публиковался мало ("Вера и знание с точки зрения гносеологии", 1913, и др.). В 1932 г. Н. был репрессирован. Традиционное православное богословие рассматривало процесс постижения духовного мира "как откровение Бога человеку", т. е. богопознание шло "сверху вниз". Н. же идет в противоположном направлении - "снизу вверх", при этом для него очевидно, что "последнее основание истины нельзя отыскать вне человека". Человек не только порождает сферу знания, но и создает весь объективный мир. В связи с этим Н. критикует И. Канта за допущение "вещей в себе" и идею ноуменального мира, независимого от человека. Н. полагал, что развитие человеческой жизни не может рассматриваться как итог влияния социальной сферы, как действие факторов, находящихся вне человека, ибо бытие индивида есть "собственно процесс развития человеческого духа". Причем идеальные стремления индивида не определяются материальными условиями его жизни, не создаются они и в каких-нибудь абстракциях мысли. Именно в силу реальности идеальных устремлений личности, - а высшим их проявлением является "идея Бога", - и утверждается, по Н., "объективное существование Верховной личности", ибо только ее бытие может их объяснить. Все стремления философов "объяснить" Бога вне индивида обречены на неудачу, ибо "мир не подобен Богу". Жизнь человека проходит в двух разных мирах: первый - чувственный, или физический, второй - сверхчувственный, или духовный. Каждая из этих сфер познается специфическими методами. Согласно убеждениям Н., "неподсудность" идеальных или религиозных представлений рациональным приемам познания ставит задачу выработки особого метода постижения "духовных истин". Этот метод исходит из факта "живого отношения к Богу" или из "реального переживания" общения со сверхъестественным. Появляющиеся в результате этого "мистические прозрения" служат средством познания "истинной мудрости". Критерием этого нового знания не могут быть какие-то абстрактные схемы, оно "проверяется жизненно". Поскольку жизнь человека протекает в "двух разных мирах", постольку именно от его свободного выбора зависит, какие ценности - материальные или духовные - он предпочтет. В этой свободе выбора находит свое выражение нравственная воля человека. Именно в сфере морали происходит высшее проявление "творческого духа" личности. Свобода и творчество неразрывно связаны, т. к. свободная личность уже "творит все содержание жизни", и человек становится тем, чем он желает быть. При этом свобода воли предполагает ответственность людей за свои поступки, они должны "свое хотение" подчинить "нравственным правилам жизни". Индивид, реально, а не формально приобщенный к религиозным истинам, не может, по Н., удовлетвориться поисками только "счастливых условий" физического существования. Само по себе стремление к "земному благополучию" законно, но оно должно быть подчинено оправданию стремлений к "вечно пребывающей жизни, подобной жизни Бога". Н. формирует программу философских построений, высшей целью к-рых является поддержка "стремлений индивида к богоподобию". Предметом философии может быть, как считает Н., только духовная сфера, а ее основой выступает "содержание религиозных верований человека". Философия является врагом лишь религиозного суеверия, а не самой религии. Враждебной христианству силой выступает не философия, а лишь ее "материалистические верования", неизбежно вырождающиеся в "суеверия". Извращенные формы религии, как и извращенные формы философии, должны быть преодолены. По Н., проблема взаимоотношения философии и православия не является чем-то второстепенным, напротив, это одна из осн. богословских тем. Им была предпринята одна из первых попыток в рамках богословия синтезировать философские и религиозные принципы. Н. стоит у истоков отечественного религиозного экзистенциализма. Бердяев подчеркивал огромное значение для него кн. Н. "Наука о человеке", т. к. в ней были мысли, соответствующие его "коренному антропоцентризму". Творчество Н. оказало влияние и на развитие церковных православных взглядов. Архиепископ (ныне митрополит) Кирилл (Гундяев), рассматривая историю рус. богословия, пришел к выводу, что в кон. XIX в. в церковной мысли "возник совершенно новый метод, отличный как от схоластики, так и от патристики". Наиболее ярко "он отразился в трудах В. И. Несмелова, который пытался развить антропологическое богословие, исходя из внутреннего опыта".

Источник: Русская философия: словарь