НЕРСЕСЯНЦ ВЛАДИК СУМБАТОВИЧ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

НЕРСЕСЯНЦ ВЛАДИК СУМБАТОВИЧ
(1938—2005) — отечественный правовед и философ юриспруденции. Он считает, что юриспруденция является наукой о равенстве, свободе и справедливости. В этом «триединстве» (термин Н.) он придает особое значение первым двум — равенству и свободе. Равенству сообщается статус первопринципа всей юридической науки, а свобода фигурирует как ее предмет. Свою концепцию права Н. называет юридико-либертарной. Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1997.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

НЕРСЕСЯНЦ Владик Сумбатович
(02.10.1938-21.7.2005) - философ права, историк политических и правовых учений. Р. в Степанакерте. Окончил юр. ф-т МГУ (1961) и асп. того же ф-та (1965). В 1965 защитил канд. дисс. («Марксова критика гегелевской философии права»), в 1975 — докт. («Политико-правовая теория Гегеля и ее интерпретация»). Работал зав. отделом журн. «Государство и право» (1965-70), в дальнейшем — член его ред. колл. С 1970 г. — в Институте гос-ва и права АН СССР (РАН); академик РАН (с 2000). Последняя должность — рук. центра теории и истории государства и права. Был гл. ред. реферативного ж. «Государство и право за рубежом». Творч. Н. замечательно тем, что в рамках «марксистско-ленинской общей теории гос-ва и права» (в к-рой не было места для филос. права как самостоятельного раздела), он, исследуя историю политико-правовых учений, плодотворно развивал философско-правовые идеи. Итогом его многолетних иссл. стала «юридико-либертарная теория», сходная по своим базовым компонентам с естественно-правовыми концепциями. С т. зр. Н., существует два противоположных типа правопонимания: юридический и легистский. Если легистское правопонимание отождествляет право и закон (что таит в себе опасность принятия неправовых законов), то юридическое — различает (в этом случае право выступает как идеал, как средство борьбы за установление правовых законов). Юр. правопонимание, в свою очередь, подразделяется на естественно-правовые теории и юридико-либертарную концепцию. Специфика последней, ее отличие от естественно-правовой, по мнению Н., состоит в том, что право здесь понимается только в формально-юрид. смысле, очищенном от неюрид. (моральных, религ. и т. п.) наслоений (влияние Г. Кельзена). Сущность права, считал он, сводится к его форме, содержащей в себе три компонента: равенство, свободу и справедливость. Либертарная теория, как он полагает, позволяет выявить подлинную специфику права, определить условия его существования, дать правильную оценку существующего законодательства. Отталкиваясь от концепции Гегеля, Н. убежден в прогрессе права, проявляющемся в движении человечества ко все более полной реализации свободы. В этом контексте практику реального социализма он рассматривал как переходную форму от капитализма к «цивилизму» (основанный на праве строй, демократия, при к-рой за каждым гражданином признается право на долю собственности, созданной при социализме), а советское законодательство — как узаконенный произвол, к-рый должен смениться цивилитарным правом (постсоциалистическое право, обеспечивающее каждому одинаковый для всех минимум собственности). Н. оставил интересные иссл. о русской философии права.
Соч.: Гегелевская философия права: История и современность. М., 1974; Политические учения Древней Греции. М., 1979; Личность и государство в политикоправовой мысли. М., 1980; Право и за кон. М., 1983; Право в системе социальной регуляции. М., 1986; История идей правовой государственности. М., 1993; Право — математика свободы. М., 1996; Философия права. М., 1997; Национальная идея России во всемирно-историческом прогрессе равенства, свободы и справедливости: Манифест о цивилизме. М., 2001; История политических и правовых учений. М., 2005.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009