(р. 28.4.1941) — спец. в обл. филос, теории и истории культуры, медиевист; д. филос. н. Окончила ист. ф-т МГУ (1963), асп. Ин-та истории АН СССР (1967). В 1968-71 работала в секторе методол. истории (после роспуска сектора — в отделе общих проблем) этого ин-та; с 1973 — науч. ред. в изд-ве «Прогресс», затем — в редакции ж. «Природа»; в 1987-88 - ст. н. с. ИИЕТ АН СССР. С 1988 - ст. н. с. ИФ РАН (прежнее название - ИФ АН СССР), с 1995 по наст, вр. — вед. н. с. этого же ин-та. Проф. кафедры заруб, филос. РГГУ. Входила в группу «Диалог культур» (рук. В. С. Библер). Канд. дисс. — «Специфика средневекового сознания (на примере «Схоластической истории» Петра Коместора)» (1978). Докт. дисс. — «Специфика средневекового философствования. Концептуализм Пьера Абеляра» (1994). В работах Н. средневековое мышление представлено верующим, или причащающим, разумом. В контексте теологически ориентированной культуры логика являла собой особые формы созерцания Бога, что позволяет рассматривать ее как теологику. Разум и мистика, считает Н., оказываются моментами единой философско-теологической системы, поскольку разум мистически направлен, а мистика рационально организована. Способ средневекового познания определяется как медитативная диалектика. В силу того что всеобще-необходимое знание принадлежит Богу, любое человеческое суждение приобретает модальный характер, а основанием познания является любовь к Богу. При такого рода познании когнитивные акты суждения оказываются нагруженными нравств. актами суждения, а механизмы когнитивных актов есть механизмы нравств. актов спасения. Следствием признания вероятностности познания является изменение характера предикации: ограниченность идеи определения через указание родо-видовых отношений востребовало идею описания или иносказания, играющего роль статуса субъекта. Поэтому в средневековом познании вед. роль принадлежит тропам. Н. анализирует средневековую логику высказывания, единицей к-рой является концепт при основополагающей разработке понятий «эквивокация» («двуосмысленность»), «интенция», «субъектсубстанция» и пр. В обл. теории культуры Н. полагает, что XX в. — это и есть «время культуры». Идея культуры, определяется ли она через традицию или уникальность, существует в рамках европ. мышления и тесно связана с христианством. Однако процессы, ныне происходящие, можно считать постхристианскими и посткультурными, потому что и нынешнее христианство включено в гораздо более разнородный религ. мир, и мир в целом представляет гораздо более однородный мир производства, потребления и обмена, что повлекло негативное отношение и к традиции, и к «старой» этике, а в сфере религии — и к догматике. Теор. и практич. переоценке подверглась (в свете идеи интертекстуальности, развенчивания идеи знаковости языка) и идея уникальности произведения культуры. Совр. состояние, считает Н., можно представить как одно из состояний гностицизма, к-рому свойственны синкретизм, сосуществование разных форм мышления и соц. практик, мифотворчество.
Соч.: Абеляр и Петрарка: пути самопознания личности // ВФ. 1992. № 3; Слово и текст в средневековой культуре. История: миф, время, загадка. М., 1994; Верующий разум: К истории средневековой философии. Архангельск, 1995; Верующий разум: Книга бытия и Салический закон. Архангельск, 1995; Петр Абеляр. Теологические трактаты. (Пер. с лат., сост., введение, комментарии). М., 1995; История с методологией истории, или Конец истории // Михаил Гефтер. Аутсайдер — человек вопроса. Век XX и мир. 1996. № 2; Слово и текст в средневековой культуре: Концептуализм Абеляра. М., 1996; Опыт словаря средневековой культуры // Благо и истина. Классические и неклассические регулятивы. М., 1998; Михаил Константинович Петров: Жизнь и творчество. М., 1999; Тропы и концепты. М., 1999; Время культуры (совм. с А. П. Огурцовым). СПб., 2000; Статьи: Абеляр П., Авторитет, Герменевтика, Комментарий, Разум и вера, Средневековая западно-европейская философия, Субстанция, Субъект, Теология, Тропы, Универсалии в западно-европейской философии, Эквивокация и др. // НФЭ: В 4 т. М., 2000-2001; Антология средневековой мысли. Т. 1-2., СПб., 2002; Жильсон Э. Философия в средние века, от истоков патристики до конца XIV в. (Общая ред., послесловие, примечания). М., 2004; Язык и речь — векторы определения пространства культуры. (В соавт.) // Теоретическая культурология. М., 2005; Концепт как возможность. (В соавт.) // Там же; Канцона как средоточие философии Данте // Вестник Самарской гуманитарной академии. Вып.: Философия. Филология. 2006. № 1 (4); Точки на зрении. СПб., 2005; Пути к универсалиям. (В соавт.). СПб., 2006; История культурологии. (В соавт.). М., 2006; Идея культуры: от трансцендентного к имманентному. Философия в России после Октября // Вестник Самарской гуманитарной академии. Вып.: Философия. Филология. 2007. № 4; Арон Яковлевич Гуревич и Безмолвие // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2007. № 9.
НЕРЕТИНА Светлана Сергеевна
НЕРЕТИНА Светлана Сергеевна
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009